Слайд 1Мнемотехника, как средство мотивации речевой активности детей
Вороночкина И.А. , воспитатель
ОГКОУ «Школа-интернат № 91»
Слайд 2
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания».
Это
система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
Слайд 4
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать
работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.
Мнемоквадраты обозначают одно слово или простое предложение.
Мнемодорожки – это соединение нескольких мнемоквадратов, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения.
Слайд 5Мнемотаблица
Это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в
следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию.
Слайд 6 Основные задачи мнемотехники:
- развивать общие способности на основе различных видов памяти,
мышления, воображения,
- осваивать методы и приёмы запоминания, их осознанное применение,
- способствовать психофизиологической и интеллектуальной подготовке к школе,
- обучать запоминанию на основе интеллектуального тренинга.
являются дидактическим материалом по развитию речи;
их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи;
использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, заучивании наизусть и отгадыванию загадок.
Слайд 8
Правила занятий по мнемотаблицам
Вне зависимости от возраста ребенка, начинать следует
с простых мнемоквадратов, и лишь после их успешного освоения переходить к более сложным мнемоцепочкам.
Схемы и таблицы для мнемотехники должны быть яркими и красочными. В противном случае они не заинтересуют дошкольника.
Число квадратов на одной схеме или таблице, используемой для обучения ребенка дошкольного возраста, не должно превышать 9.
Даже со старшими детьми не стоит использовать более 2 различных мнемотаблиц в день. Повторное рассмотрение каждой из них возможно только по желанию ребенка.
Тематику занятий необходимо менять ежедневно. Так, в частности, в первый день могут использоваться таблицы для занятий мнемотехникой с дошкольниками на тему «осень», во второй – на музыкальную тематику, в третий – на тему известных сказок, в четвертый – на тему зимнего времени года и так далее.
Слайд 9
Во время занятий мнемотехникой могут использоваться следующие популярные приемы:
1.Ребенку показывают картинку, на которой изображено несколько ярких предметов, отличающихся друг от друга по цвету, форме, размеру и другим характеристикам. Внимательно рассмотрев рисунок, малыш должен придумать рассказ о том, что на нем изображено, при этом делая акцент на отличительных чертах, имеющихся между различными объектами. Такой прием очень хорошо способствует развитию воображения у детей дошкольного и раннего школьного возраста.
2. Для развития памяти у дошкольников при помощи мнемотехники используются специальные таблицы со стихами, на которых каждой строчке стихотворения соответствует свое изображение.
Слайд 10 3. Тренировка логического мышления может проводиться различными способами.
В частности, ребенку можно предложить разобрать карточки с профессиями и предметами, которыми пользуются их представители, по парам или стопкам.
4. Для школьников, которые хорошо работают с готовыми таблицами для мнемотехники, может использоваться обратный прием. В этом случае ребенку предлагают прочитать рассказ, после чего самостоятельно проиллюстрировать его простыми картинками.
5. Наконец, мнемотехника может использоваться для освоения таблицы умножения. В этом случае обучение проводится в шутливой игровой форме, которая очень нравится старшим дошкольникам и ученикам младших классов, поэтому запоминание.
Слайд 11Составление описательного рассказа
Это наиболее трудный вид в
монологической речи.
Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.
Слайд 14Стихотворения
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на
каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Слайд 15Пересказ
При пересказе с помощью мнемотаблиц, дети видят всех действующих лиц,
и свое внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Слайд 17Вывод
В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц:
Расширяется не только словарный запас, но
и знания об окружающем мире.
Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольника.