Слайд 1
Современные популярные
методы технологии
критического мышления
младших школьников
Составитель:
Крюкова Наталья Владимировна
учитель
начальных классов
г. Верхняя Салда МБОУ СОШ №3
Слайд 2Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые
единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.
Уроки с применением метода кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности.
Слайд 3Кластер
записывать все, что приходит на ум
не кончится время или идеи не
иссякнут
построить как можно больше связей
самостоятельно
С помощью учителя
Слайд 4Таблица - представляет собой результат некоторой классификации, оформленный в виде нескольких
столбцов и строк. Создание таблиц – важнейший метод структурирования, полезный как на стадии осмысления, так и переработки материала.
Слайд 6План -
1. Сориентироваться в общей композиции текста (уметь определить вступление,
основную часть, заключение).
2. Увидеть логико-смысловую канву сообщения, понять систему изложения автором информации в целом, а также ход развития каждой отдельной мысли.
3. Выявить «ключевые» мысли, т.е. основные смысловые вехи, на которые «нанизано» все содержание текста.
4. Определить детализирующую информацию.
5. Лаконично сформулировать основную информацию, не перенося на письмо все целиком и дословно.
План – это как бы путь через текст, от факта к факту, от мысли к мысли. Хороший план четко выражает основное содержание текста и делает его удобным для восприятия и для хранения в памяти.
Слайд 7Инсерт — это прием технологии развития критического мышления через чтение и
письмо (ТРКМЧП), используемый при работе с текстом, с новой информацией.
Прием требует от ученика не пассивного чтения, а внимательного. Если раньше он просто пропускал непонятные моменты в тексте, то прем Инсерт заставляет обратить на них внимание, сконцентрироваться на каждой строке текста.
Слайд 9 Эссе– жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской,
эстетической, моральной или социальной проблемы.
Эссе целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии осмысления, обработки прочитанного.
Слайд 10 Мозговая атака используется в технологии критического мышления с
целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова» при работе с фактологическим материалом.
1 э т а п: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме;
2 э т а п: Обмен информацией.
Рекомендации к эффективному использованию:
1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут;
2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;
3. Оперативная запись высказанных предложений.
Слайд 11Дискуссия – исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса. Учащимся предлагается поделиться друг
с другом знаниями, соображениями, доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является:
А) уважение к различным точкам зрения ее участников;
Б) совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.
Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором – это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.
Слайд 12 Синквейн - Это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.
Синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Границы предметной области зависят от гибкости воображения учителя. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова.
Слайд 13синквейн
Одно, но на эмоциональном уровне
Одно существительное
Два прилагательных
Три глагола
Четыре слова, выражающие отношение
к теме
Слайд 14 Взаимоопрос - один из способов работы в парах.
Используется на стадии «осмысления». Технология применения: Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.
Слайд 16Круги по воде -
этот прием является универсальным средством активизировать
знания учащихся и их речевую активность на стадии вызова. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.
Слайд 17Круги по воде
Ученик
Упорный
Человек
Естественный
Находчивый
Интеллектуальный
Креативный
Слайд 18«Корзина» идей, понятий, имен…
Это прием организации индивидуальной и групповой
работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
Слайд 19Дерево предсказаний -
Ствол дерева - тема, ветви
- предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" ( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. «Дерево предсказаний» целесообразно использовать на стадии закрепления.
Слайд 20«Тонкие» и «толстые» вопросы
Учат детей отвечать кратко и,
наоборот, мыслить широко, давать полный, развернутый ответ.
Слайд 21
Спасибо за внимание!
Удачи Всем в работе!