Слайд 1Методы и приемы формирования коммуникативных УУД в начальной школе.
Учитель начальных классов
Смирнова
Т.М.
Слайд 2Виды Коммуникативных УУД
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение
цели, функции участников, способов взаимодействия;
Постановка вопросов- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
Разрешение конфликтов - выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
Управление поведением партнёра – контроль , коррекция. Оценка его действий;
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Слайд 3Создание условий для формирования КУУД
Важную роль в организации урока играет побуждающий
диалог. Он приводит к созданию различных ситуаций на уроке:
1. Созданием «ситуации успеха» достигается эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями[1].
2. Ситуация «интеллектуального разрыва». В результате возникает эмоциональное переживание всеобщего неуспеха (никто не может).
3. Формулирование учебной задачи вместе с учителем. Учащиеся сами формулируют вопрос и ищут на него ответ.
Постановка учебной задачи происходит в форме побуждающего диалога, а её решение – в форме подводящего диалога.
Слайд 5Использование современных образовательных технологий
(по Асмолову А.Г.)
метод интеллект-карт
технология решения изобретательских задач
технология
развития критического мышления
Слайд 6Метод интеллект- карт
позволяют эффективно структурировать информацию; мыслить, используя весь свой творческий
и интеллектуальный потенциал.
Использование:
в процессе подготовки выступлений и презентаций;
обдумывания проблем, анализа сложных ситуаций;
планирования и организации групповой работы;
в процессе принятия решений;
конспектирования,
составления аннотаций письменных текстов и устных сообщений
Слайд 7Технология развития критического мышления (ТРКМ)
- целостная система, формирующая навыки работы
с информацией в процессе чтения и письма. Она позволяет выделять причинно-следственные связи.
Приемы ТРКМ:
вопросы, задаваемые к тексту для его осмысления;
простые вопросы для воспроизведения информации;
уточняющие вопросы, «Если я правильно понял, то...?».
объясняющие вопросы «Почему?» и направленные на установление причинно-следственных связей;
творческие вопросы;
оценочные вопросы, выясняющие критерии оценки событий, явлений, фактов;
практические вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой
Слайд 8Используемые приемы
инсерт – прием маркировки текста для эффективного чтения и последующего
анализа прочитанного;
таблица верных/неверных утверждений;
чтение с остановками;
бортовой журнал – запись мыслей учащихся в процессе изучения новой темы;
двухчастный дневник позволяет установить связь воспринимаемой зрительно или на слух информации с личным опытом учащегося;
синквейн – резюмирование информации через написание стихотворения, составленного по определенным правилам.
Слайд 9Технология решения
изобретательских задач (ТРИЗ)
- универсальная технология анализа и решения
проблем в различных областях человеческой деятельности.
Приемы ТРИЗ:
модель «точка зрения»– описание объекта через различные каналы восприятия: я вижу, я слышу, я ощущаю;
составление паспорта – систематизация и обобщение полученных знаний, выявление существенных и несущественных признаков, краткая характеристика изучаемого понятия, сравнение его с другими сходными понятиями;
раскадровка– рисуночный, схематичный простой или развернутый план текста
Слайд 10Приёмы формирования КУУД:
(по Агафоновой И.Н.)
давать учащимся время на обдумывание ответов;
обращать своё
внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей;
не вносить исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации);
поддерживать все высказывания, будут ли верны они или нет;
предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении;
задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно;
создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.
Дискуссия
Слайд 11Основные формы учебной коммуникации
Слайд 12Виды пар (по Границкой А.С.)
статистическая пара - работа ведётся в режиме
«взаимообучение», «взаимоконтроль». Формируется она по желанию учащихся, где ученики постоянно меняются ролями учителя и ученика. Они могут обучать друг друга, контролировать.
динамическая пара - работа ведётся в режиме «коллективного взаимодействия», общее задание делится между членами микрогруппы. В микрогруппу объединяются учащиеся двух соседних парт. Каждый работает с каждым, трижды меняя партнеров, каждый получает отдельный вопрос и опрашивает каждого.
вариационная пара - работа ведётся в режиме «обработки разнообразных материалов». В вариационной паре работа ведётся в три такта:
1 такт – работа с рядом сидящим.;
2 такт – работа с учеником, сидящим за соседней партой;
3 такт – работа с прежним партнером, но по новой карточке.
Работа завершена, как только вернулась своя карточка.
Слайд 13Виды работ в паре:
разучивание,
пересказ,
составление плана,
объяснение,
обмен опытом,
сочинение,
проверка
техники чтения,
оценивание по шкале успешности
выразительное чтение и чтение стихов наизусть
Приём
«Чтение. Суммирование в парах»
Слайд 14Работа в группе
Формировать группы можно по разным признакам:
по желанию; случайным
образом; по определенному признаку; по выбору «лидера»; по выбору педагога.
Роли учащихся при работе в группе могут распределяться по-разному:
роли заранее распределены учителем;
роли участников смешаны: для части детей они строго заданы и неизменны в течение всего процесса решения задачи, другая часть группы определяет роли самостоятельно, исходя из своего желания;
участники группы сами выбирают себе роли.
Слайд 15Этапы работы в группе:
1 этап. Выдвижение каждым участником
своих гипотез, версий,
изложение своей позиции. От остальных участников требуется терпение, уважение к чужой точке зрения, безоценочное принятие всего сказанного.
2 этап. Обсуждение высказанных гипотез.
3 этап. Выработка группового решения. Оно рождается в процессе критической оценки предложенных вариантов и выбора общего, наиболее оптимального из них. Группа должна быть готова обосновать свой выбор.
4 этап. Обсуждение итогов работы групп.
5 этап. Обсуждение процесса работы
Слайд 16Технологический процесс
групповой работы
1. Подготовка к выполнению группового задания: постановка
познавательной задачи, проблемной ситуации, инструктаж о последовательности работы, раздача дидактического материала.
2. Групповая работа: знакомство с материалом, планирование работы, распределение обязанностей, индивидуальное выполнение задания, обсуждение индивидуальных результатов, обсуждение общего задания, подведение итогов группового задания.
3. Заключительная часть: сообщение о результатах работы в группах, анализ познавательной задачи, рефлексия, общий вывод о групповой работе и достижении поставленной цели.
Групповая работа должна занимать
не более 15–20 минут в I – II классах,
не более 20-30 минут – в III–IV классах.
Слайд 17Концепцией групповой работы является концепция сотрудничества
Принципы обучения в сотрудничестве:
1. Обучающиеся
работают в группах, состоящих из детей разного уровня обученности. Состав групп периодически необходимо менять.
2. Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы.
3. Члена группы, который должен отчитаться за задание может выбирать учитель или члены команды.
4. Оценивается работа не одного ученика, а всей группы. Важно, что оцениваются не столько знания, сколько усилия и совместная работа.
Главная цель использования технологии сотрудничества – активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.
Слайд 18 Приемы, которые способствуют укреплению сотрудничества
1. Этика вербального обращения к ученику.
Этим приемом возбуждается и укрепляется радостное ожидание, предвкушение удовольствия. «Давай подумаем вместе…». В этих словах заложено участие педагога.
2. Стимулирующее общение вызывает радость, воспитывает любовь и доверие; тональность произнесения фраз должна быть располагающей, доброжелательной, уважительной, выражающей восхищение.
Слайд 19Виды групповых заданий
«Мозговой штурм»
«Круглый стол»
«Обсуждение по кругу»
Метод «Пилы»: учебный
материал разбит на фрагменты - части.
1. Каждый ученик занят своей частью своего варианта задания.
2. «Встреча экспертов» - встреча ребят из разных групп, изучающие один вопрос
3. Эксперты возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами у других членов группы
«Вертушка»
«Снежный ком».
Слайд 21Игра
«Продолжи»
Игра основана на выполнении
различных заданий группой по цепочке.
Слайд 22Охота
за сокровищами
Учитель составляет вопросы, которые требуют знаний фактов или их
осмысления
Группа отвечает на вопросы, используя учебник или дополнительную литературу