Презентация, доклад Методика преподавания информатики для начальных классов. Лекции 3-4

Содержание

Формы обучения информатике Формы обучения – целенаправленная, четко организованная, содержательно насыщенная и методически оснащенная система познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся. Форма обучения реализуется как единство целенаправленной организации содержания, обучающих средств и методов

Слайд 1Формы и методы обучения информатике
Лекция 3

Формы и методы обучения информатикеЛекция 3

Слайд 2Формы обучения информатике
Формы обучения – целенаправленная, четко организованная, содержательно насыщенная

и методически оснащенная система познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся. Форма обучения реализуется как единство целенаправленной организации содержания, обучающих средств и методов
Формы обучения информатике 	Формы обучения – целенаправленная, четко организованная, содержательно насыщенная и методически оснащенная система познавательного и

Слайд 3 Подразделяют формы обучения на учебно-плановые (урок, лекция, семинар, домашняя работа, экзамен

и др.), внеплановые (бригадно-лабораторные занятия, консультации, конференции, кружки, экскурсии, занятия по продвинутым и вспомогательным программам) и вспомогательные (групповые и индивидуальные занятия, группы выравнивания, репетиторство).
Подразделяют формы обучения на учебно-плановые (урок, лекция, семинар, домашняя работа, экзамен и др.), внеплановые (бригадно-лабораторные занятия, консультации,

Слайд 4В обучении информатике имеет место еще одно основание классификации: наличие или

отсутствие компьютера в процессе обучения. Соответственно, рассматриваются компьютерные и бескомпьютерные формы обучения в применении к общепринятой классификации форм обучения. При этом действующие санитарно-гигиенические нормы не позволяют перейти только к компьютерным формам обучения, ограничивая их продолжительность до 15–30 минут (в зависимости от возраста учащихся).
В обучении информатике имеет место еще одно основание классификации: наличие или отсутствие компьютера в процессе обучения. Соответственно,

Слайд 5Фронтальное обучение
Фронтальное обучение применяется, как и до появления информатики, при работе

всех учащихся над одним и тем же содержанием или при усвоении одного и того же вида деятельности и предполагает работу учителя со всем классом в едином темпе, с общими задачами. Эта традиционная организационная форма не теряет своего значения на уроках информатики и используется при реализации словесного, наглядного и практических методов, а также в процессе контроля знаний.
Фронтальное обучение	Фронтальное обучение применяется, как и до появления информатики, при работе всех учащихся над одним и тем

Слайд 6Коллективная форма
Коллективная форма обучения отличается от фронтальной тем, что учащиеся класса

рассматриваются как целостный коллектив со своими лидерами и особенностями взаимодействия.
Коллективная форма	Коллективная форма обучения отличается от фронтальной тем, что учащиеся класса рассматриваются как целостный коллектив со своими

Слайд 7Групповая форма
В групповых формах обучения учащиеся работают в группах, создаваемых на

различной основе и на различный срок. Это достаточно типичная форма обучения при использовании компьютерной техники, например, при освоении новых программных средств, при работе над проектами, при недостаточном количестве компьютеров и т.д.
Групповая форма	В групповых формах обучения учащиеся работают в группах, создаваемых на различной основе и на различный срок.

Слайд 8 При обучении в составе группы внутри нее возникает интенсивный обмен информацией,

поэтому групповые формы эффективны в группах с участниками различного уровня подготовки и мотивации. Усвоение знаний и умений происходит результативнее при общении учащихся с более подготовленными товарищами.
При обучении в составе группы внутри нее возникает интенсивный обмен информацией, поэтому групповые формы эффективны в группах

Слайд 9 В парном обучении основное взаимодействие происходит между двумя учениками, которые могут

обсуждать задачу, осуществлять взаимообучение или взаимоконтроль. Заметим, что часто для учащегося помощь товарища оказывается полезнее, чем помощь учителя. Е.Н. Челак и Н.К. Конопатова парную форму обучения понимают как эпизодическое парное общение в процессе урока «учитель-ученик» и «ученик-ученик».
В парном обучении основное взаимодействие происходит между двумя учениками, которые могут обсуждать задачу, осуществлять взаимообучение или взаимоконтроль.

Слайд 10 Парная работа на ЭВМ сформировалась из-за нехватки компьютеров, а по существу

была стихийно найдена студентами и учащимися. Позже было замечено, что даже при достаточном числе РМУ она бывает полезна в начале обучения или при освоении новой сложной темы. Однако в настоящее время действующими СанПиН парные методы работы за одним компьютером не рекомендуются. Поэтому в современных условиях работа в парах должна предполагать чередование: один ученик за компьютером, второй выполняет некомпьютерную часть работы и наоборот.
Парная работа на ЭВМ сформировалась из-за нехватки компьютеров, а по существу была стихийно найдена студентами и учащимися.

Слайд 11Индивидуальная форма
Индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие учителя с одним учеником (репетиторство,

тьюторство, консультации и т.п.). В бескомпьютерном варианте отличия от других уроков незначительны. Такой вид деятельности, по мнению А.И. Бочкина, полезен для осмысления того, что происходило за компьютером, особенно при появлении серьезных ошибок или неожиданных действий ЭВМ. Полезна и «отсадка» от ЭВМ во время лабораторного занятия того, кто не готов к работе, для дополнительного изучения теоретического материала.
Индивидуальная форма	Индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие учителя с одним учеником (репетиторство, тьюторство, консультации и т.п.).  В

Слайд 12 Информатика сформировала новый вид индивидуальной формы обучения: один на один с

компьютером. Как отмечают Е.Н. Челак и Н.К. Конопатова, в преподавании информатики можно говорить об индивидуальном обучении при контакте с коллективным знанием, которое реализуется в форме «ученик и компьютер». Работая один на один с компьютером (а точнее, с обучающей программой), учащийся в своем темпе овладевает знаниями, сам выбирает индивидуальный маршрут изучения учебного материала в рамках заданной темы урока.
Информатика сформировала новый вид индивидуальной формы обучения: один на один с компьютером. Как отмечают Е.Н. Челак и

Слайд 14 Форма организации обучения – ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса

обучения.
Форма организации обучения – ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения.

Слайд 15 Форма организации обучения – это исторически сложившаяся, устойчивая и логически завершенная

организация педагогического процесса, которой свойственны систематичность и целостность, саморазвитие, личностный и деятельностный характер, постоянство состава участников, наличие определенного режима проведения.
Форма организации обучения – это исторически сложившаяся, устойчивая и логически завершенная организация педагогического процесса, которой свойственны систематичность

Слайд 16Одна из важнейших задач учителя – сформировать у учащегося навыки самостоятельной

познавательной деятельности.
Изучение новых программных средств, проектная деятельность в различных программно-информационных средах способствуют формированию навыков самостоятельной деятельности. Содержание обучения и порядок его усвоения определяет сам учащийся, что приводит к самоуправлению познанием.
Одна из важнейших задач учителя – сформировать у учащегося навыки самостоятельной познавательной деятельности. Изучение новых программных средств,

Слайд 17 Внешние формы организации обучения обозначают определенный вид занятия: урок, лекция, семинар,

экскурсия, практикум, факультативное занятие, экзамен, кружки предметные и технического творчества, ученические научные общества и т.д. Они играют интегрирующую роль, поскольку включают в себя цели, содержание, методы, средства обучения, взаимодействие учителя и учеников.
Внешние формы организации обучения обозначают определенный вид занятия: урок, лекция, семинар, экскурсия, практикум, факультативное занятие, экзамен, кружки

Слайд 18 Дополнительные формы организации обучения рассчитаны на отдельных учащихся или группу с

целью восполнения пробелов в знаниях, выработки умений и навыков, удовлетворения повышенного интереса к учебному предмету. Так, на дополнительных занятиях могут быть оказаны различные виды помощи: разъяснение отдельных вопросов, прикрепление слабых учеников к сильным, повторное объяснение темы.
Дополнительные формы организации обучения рассчитаны на отдельных учащихся или группу с целью восполнения пробелов в знаниях, выработки

Слайд 19 Для удовлетворения познавательного интереса и углубленного изучения предмета с отдельными учащимися

проводятся занятия, на которых решаются задачи повышенной трудности, обсуждаются научные проблемы, выходящие за рамки программы, даются рекомендации по самостоятельному освоению интересующих проблем.
Для удовлетворения познавательного интереса и углубленного изучения предмета с отдельными учащимися проводятся занятия, на которых решаются задачи

Слайд 20Демонстрация
Используя демонстрационный экран, учитель показывает различные учебные элементы содержания курса (элементы

интерфейса, фрагменты программ, схемы, тексты и т.п.). При этом учитель сам работает на ЭВМ, а учащиеся наблюдают за его действиями или воспроизводят эти действия на экране своего компьютера. В некоторых случаях учитель пересылает специальные демонстрационные программы на ученические компьютеры, а учащиеся работают с ними самостоятельно. Возрастание роли и дидактических возможностей демонстраций с помощью компьютера объясняется возрастанием общих графических возможностей современных компьютеров. Основная дидактическая функция демонстрации – сообщение школьникам новой учебной информации.
Демонстрация	Используя демонстрационный экран, учитель показывает различные учебные элементы содержания курса (элементы интерфейса, фрагменты программ, схемы, тексты и

Слайд 21Лабораторная работа (фронтальная)
является основной формой работы в кабинете информатики. Все учащиеся

одновременно работают на своих рабочих местах с соответствующими программными средствами. Деятельность учащихся может быть как синхронной (например, при работе с одинаковыми педагогическими программными средствами), так и в различном темпе или даже с различными программными средствами. Нередко происходит быстрое «растекание» начавшейся фронтальной деятельности даже при общем исходном задании. Роль учителя во время фронтальной лабораторной работы – наблюдение за работой учащихся, а также оказание им оперативной помощи.
Лабораторная работа (фронтальная)	является основной формой работы в кабинете информатики. Все учащиеся одновременно работают на своих рабочих местах

Слайд 22 Дидактическое назначение используемых программных средств может быть различным: освоение нового материала

(например, с помощью обучающей программы), закрепление нового материала (например, с помощью программы-тренажера), проверка усвоения полученных знаний или операционных навыков (например, с помощью контролирующей программы или компьютерного теста).
Дидактическое назначение используемых программных средств может быть различным: освоение нового материала (например, с помощью обучающей программы), закрепление

Слайд 23Индивидуальный практикум
более высокая форма работы по сравнению с фронтальными лабораторными работами,

которая характеризуется разнотипностью заданий, как по уровню сложности, так и по уровню самостоятельности; большей опорой на учебники, справочный материал, возможно, ресурсы Интернет; более сложными вопросами к учителю. В ходе практикума учитель наблюдает за успехами учащихся, оказывает им помощь, при необходимости приглашает всех учащихся к обсуждению общих вопросов, обращая внимание на характерные ошибки.
Индивидуальный практикум	более высокая форма работы по сравнению с фронтальными лабораторными работами, которая характеризуется разнотипностью заданий, как по

Слайд 24 Термин «лекция» имеет два смысла: это и форма, и метод. Лекция

всегда фронтальна. Она может поддерживаться компьютером как средством наглядности и демонстрации и, если позволяет оборудование кабинета, проводится в компьютерном классе. Управление выполняет учитель. При наличии у учащихся подготовленных на компьютере конспектов (например, в виде гипертекста или презентации) усиливается самоуправление познавательной деятельностью, снимается боязнь не записать нечто важное. Ученики могут получить и распечатку конспекта.
Термин «лекция» имеет два смысла: это и форма, и метод. Лекция всегда фронтальна. Она может поддерживаться компьютером

Слайд 25 Семинар является переходной формой от фронтальной к индивидуальной работе и поэтому

сохраняет свое значение в изучении информатики. В курсе информатики необходимо вырабатывать ряд немашинных и домашинных навыков и умений, так как некоторые из них таких навыков и не предполагают (например, решение задач по теоретическим основам информатики), другие требуют предварительного или последующего обсуждения (метод проектов, выступление с докладом или его обсуждение, разработка алгоритма). Работать без предварительного изучения инструкции расточительно по отношению к машинному времени и зрению учащегося. Наконец, нужна адекватная форма работы для коллективного осмысления в более спокойной обстановке того, что сделано на компьютере, что и почему получилось.
Семинар является переходной формой от фронтальной к индивидуальной работе и поэтому сохраняет свое значение в изучении информатики.

Слайд 26 Проектная форма обучения. В основе проектной формы лежит творческая деятельность. Признаками

проектной формы обучения являются: - наличие организационного этапа подготовки к проекту – самостоятельный выбор и разработка варианта решения, выбор программных и технических средств, выбор источников информации; - выбор из числа участников проекта лидера (организатор, координатор), распределение ролей; - наличие этапа самоэкспертизы и самооценки (рефлексии на деятельность), защиты результата и оценки уровня выполнения; - каждая группа может заниматься разработкой отдельного проекта или участвовать в воплощении коллективного.
Проектная форма обучения. В основе проектной формы лежит творческая деятельность. Признаками проектной формы обучения являются:  -

Слайд 27 Экскурсия имеет три основные цели: показать «живую» информатику в управлении или

на производстве; провести профориентацию на специальности, связанные с использованием ЭВМ; скорректировать у учащихся «книжные» и умозрительные представления о настоящей информатике. Экскурсия может проводиться до и после изучения курса, раздела, темы. В первом случае одна из ее целей – формирование интереса к предмету, во втором – обобщение знаний, их систематизация, связь с жизнью.
Экскурсия имеет три основные цели: показать «живую» информатику в управлении или на производстве; провести профориентацию на специальности,

Слайд 28Внутренние формы организации обучения классифицируются по структурному взаимодействию элементов с точки

зрения доминирующей цели обучения. К внутренним формам организации обучения относятся: вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, занятие по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.
Комбинируя сочетания общих и конкретных форм обучения, педагоги получают разные системы форм обучения, называемые классно-урочной, лекционно-семинарской, дистанционной и др.
Внутренние формы организации обучения классифицируются по структурному взаимодействию элементов с точки зрения доминирующей цели обучения. К внутренним

Слайд 29Современные типы и виды уроков информатики:
- уроки вузовского типа (урок-лекция,

урок-семинар, урок-практическое занятие, урок- коллоквиум, урок-консультация, урок-зачет); - уроки специального назначения (урок-практикум, урок-самостоятельная работа, урок- контрольная работа, урок-фронтальная лабораторная работа, урок-экскурсия, межпредметный урок); - уроки игрового типа (урок-ролевая игра, урок-конкурс, урок-викторина, урок- конференция, урок-встреча, урок-проект); - уроки на основе содержательных структур (урок работы с книгой, урок на основе электронной рабочей тетради, урок на основе динамических опорных сигналов, урок на основе обобщающих таблиц, урок-диктант, урок на основе типовой программной структуры).
Современные типы и виды уроков информатики: 	- уроки вузовского типа (урок-лекция, урок-семинар, урок-практическое занятие, урок- коллоквиум, урок-консультация,

Слайд 31Методы обучения информатике
Метод (от гр. methodos – «исследование») – это

прием, способ или образ действия; способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.
Методы обучения информатике 	Метод (от гр. methodos – «исследование») – это прием, способ или образ действия; способ

Слайд 32В литературе существуют различные подходы к определению понятия метода обучения:
1)

способ деятельности учителя и учащихся; 2) совокупность приемов работы; 3) путь, по которому учитель ведет учащихся от незнания к знанию; 4) система действий учителя и учащихся
В литературе существуют различные подходы к определению понятия метода обучения: 	1) способ деятельности учителя и учащихся;

Слайд 33 Согласно И.Я. Лернеру, метод обучения как способ достижения цели обучения представляет

собой систему последовательных и упорядоченных действий учителя, организующего с помощью определенных средств практическую и познавательную деятельность учащихся по усвоению социального опыта. При этом деятельность учителя, с одной стороны, обусловлена целью обучения, закономерностями усвоения и характером учебной деятельности школьников, а с другой – сама обусловливает эту деятельность, реализацию закономерностей усвоения и развития.
Согласно И.Я. Лернеру, метод обучения как способ достижения цели обучения представляет собой систему последовательных и упорядоченных действий

Слайд 34 Метод обучения – это система регулятивных принципов и правил организации педагогически

целесообразного взаимодействия педагога и учащихся, применяемая для определенного круга задач обучения, развития и воспитания (М.И. Махмутов).
Метод обучения – это система регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия педагога и учащихся, применяемая

Слайд 35Классификация методов обучения

Поскольку методы обучения многочисленны и имеют множественную характеристику, то

их можно классифицировать по нескольким основаниям.
Классификация методов обучения	Поскольку методы обучения многочисленны и имеют множественную характеристику, то их можно классифицировать по нескольким основаниям.

Слайд 36По характеру взаимной деятельности учителя и учащихся
система общедидактических методов обучения Лернера–Скаткина:

объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый или эвристический метод, исследовательский метод.
По характеру взаимной деятельности учителя и учащихся	система общедидактических методов обучения Лернера–Скаткина: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, метод проблемного

Слайд 37По основным компонентам деятельности учителя
система методов Ю.К. Бабанского, включающая три большие

группы методов обучения: а) методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя); б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса: познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха; методы формирования долга и ответственности в учении: разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований); в) методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, лабораторные и практические работы, машинный и безмашинный программированный контроль, фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).
По основным компонентам деятельности учителясистема методов Ю.К. Бабанского, включающая три большие группы методов обучения:  а) методы

Слайд 38Частнодидактические методы обучения
1. По источникам передачи и характеру восприятия информации

– система традиционных методов (Е.Я. Голант, И.Т. Огородников и др.): словесные методы (рассказ, беседа, лекция и пр.); наглядные (показ, демонстрация и пр.); практические (лабораторные работы, сочинения и пр.). 2. По степени взаимодействия учителя и учащихся: изложение, беседа, самостоятельная работа; 3. В зависимости от конкретных дидактических задач (Б. П. Есипов): подготовка к восприятию, объяснение, закрепление материала и т.д.; 4. По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный; 5. По характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный, дедуктивный.
Частнодидактические методы обучения 	1. По источникам передачи и характеру восприятия информации – система традиционных методов (Е.Я. Голант,

Слайд 39При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями:
1)

соответствие целям и задачам обучения, воспитания и развития; 2) соответствие содержанию изучаемого материала (сложность, новизна, характер, возможность наглядного представления материала и т.д.); 3) соответствие реальным учебным возможностям учащихся класса: возрастным (физическим, психическим), уровню подготовленности (обученности, развитости, воспитанности, степень владения информационными и коммуникационными технологиями), особенностям класса;
При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями: 	1) соответствие целям и задачам обучения, воспитания

Слайд 40При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями:
4)

соответствие имеющимся условиям (оснащенность кабинета соответствующими средствами обучения , наличие электронных и печатных учебно-методических материалов) и отведенному времени для обучения; 5) эргономические условия (время проведения урока по расписанию, наполняемость класса, продолжительность работы за компьютером и т.д.); 6) соответствие индивидуальным особенностям и возможностям самих учителей (черты характера, уровень овладения тем или другим методом, отношения с классом, предшествующий опыт, уровень психолого-педагогической, методической и информационно-технологической подготовки).
При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями: 	4) соответствие имеющимся условиям (оснащенность кабинета соответствующими

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть