Слайд 1
Метод проектов в условиях предшкольной подготовки.
Слайд 2 «Все, что я познаю, я знаю, для чего это
мне надо и где, и как я могу эти знания применить» -
вот основной тезис современного понимания метода проектов.
Метод проектов –способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника,
способ взаимодействия
с окружающей средой,
поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели
Слайд 3«Проект» в переводе с латинского «выброшенный вперёд», «выступающий», «бросающийся в глаза».
И. Трухин утверждает, что автором метода проектов является американский
педагог Е. Паркхаст. Метод проектов начал разрабатываться с 1919 года в городе Дальтон, он известен также под названием «Дальтон — план». ... Учёный придавал социальный смысл обучению с реализацией данного метода. По его мнению, в проектном обучении учитель становится не главным источником знаний, а помощником учащихся в их творческой деятельности. После революции метод проектов в России применялся по личному распоряжению Н. К. Крупской. ... Как в 1950 — е годы, так и сейчас, в садах Монтессори на Западе работа с дошкольниками планируется с учетом индивидуальности каждого и интересов всех.
Слайд 4
Проект: «Моя малая Родина»
Ознакомление с родным городом как средство патриотического
воспитания детей дошкольного возраста.
«
«Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка, и лесок,
В поле – каждый колосок,
Речка, небо надо мною-
Это все мое, родное!»
В. Орлов
Слайд 5Актуальность темы.
Одним из ведущих факторов формирования исторического сознания дошкольников является
их ознакомление с историей родного края. Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, природе, традициях, тем более действительным окажутся они в воспитании любви к нашему городу.
В реализации программы «Руханижаңғыру» президентом Н.А. Назарбаевым - знать свои корни, сохранять традиции и вместе с тем шагать в ногу со временем – таков портрет современного, успешного казахстанца, был разработан проект, направленный на ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Слайд 6Проблема.
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста
имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми нашего города.
Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.
Слайд 7Цель проекта:
Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма приобщение дошкольников
к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи проекта:
1.Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края;
2.Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям культурным ценностям, природе;
3.Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно, мыслить, фантазировать.
4.Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.
Слайд 8Гипотеза
Если в воспитательно-образовательную работу ввести систему мероприятий по расширению знаний детей
о ближайшем окружении и родном крае, то это позволит значительно повысить их осведомление в этой области, а также будет способствовать эффективному воспитанию патриотизма.
Слайд 9Новизна:
комплексный подход для эффективного взаимодействия педагогов, детей и их родителей в ознакомление
с родным городом как средство патриотического
воспитания детей дошкольного возраста.
Слайд 10Теоретическая значимость заключается в разработке:
— системы взаимодействия педагогов, детей и их родителей в
ознакомлении дошкольников с историей родного города;
— разработка картотеки по различным инновационным и развивающим технологиям.
Практическая значимость:
— внедрение системы взаимодействия педагогов, детей и их родителей в педагогическую работу ДО.
— в обогащении предметно-развивающей среды по патриотическому воспитанию дошкольников;
- в обобщении и распространении опыта работы.
Слайд 11Предполагаемые результаты:
Дети:
Итоговым результатом будет являться диагностика, где дети покажут свои знания
по теме.
Активное участие и интерес детей в различных видах деятельности
Проявление самостоятельности и творческой активности
Нравственно- патриотические чувства к истории, культуре, природе родного города Кокшетау.
Развитие связной речи, обогащение словаря
Воспитатели:
Разработка конспектов занятий
Практический материал по всем видам детской деятельности
Составление перспективного плана работы по теме: « Ознакомлению детей с историей родного края».
Разработка и изготовление дидактических игр по теме проекта.
Оформление, обобщение и распространение опыта по теме проекта.
Родители:
Повышение интереса к работе ДО
Слайд 12Главные принципы, на которые мы опираемся в работе:
Принцип психологической комфортности- взаимоотношения
строятся на основе доброжелательности, работе в коллективе.
Принцип деятельности- педагог выступает как организатор образовательного процесса.
Принцип творчества- на развитие творческих способностей ребенка.
Слайд 13План реализации образовательного проекта:
Вид проекта: среднесрочный
Сроки проекта: октябрь 2019
Участники проекта: дети, воспитатели,
родители группы.
Слайд 14 I – этап подготовительный (1 неделя октября)
Выбор темы.
Изучение литературы по
данной теме.
План.
Сбор информации.
Работа с родителями, анкетирование.
Слайд 15
Проектная деятельность была распределена по блокам:
Блок № 1. «Родной город»
Цель: Определить уровень
знаний о родной городе , крае. Знать название своего города, домашнего адреса. Называть достопримечательности города.
Методы:
- Наглядный;
- Словесный;
- Практический;
- Игровой
Форма проведения: занятия.
Занятие № 1Тема: Дома нашего города.
Занятие № 2 Тема: Экскурсия по родному городу.
Занятие № 3 Тема: «Мой любимый Кокшетау».
Блок № 2 «Символика родного города»
Цель: Определить уровень характерных знаний о гербе родного города.
Материалы: Герб города Кокшетау.
Методы:
- Наглядный;
- Словесный;
- Практический;
- Игровой
Форма проведения: Беседы и рассматривание герба города Кокшетау.
II Этап практический(2-3неделя):
Слайд 17Блок № 3 «История народной культуры и традиций»
Цель: Определить уровень знаний о
культуре и традициях казахского народа.
Методы:
- Наглядный;
- Словесный;
- Практический;
- Игровой
Форма проведения: Дидактические игры, Подвижные игры, беседы, чтение народных сказок, создание в группе патриотического уголка
Слайд 18Блок № 4. «Историко-географический и природный компоненты родного края»
Цель: Определить уровень знаний
о природных богатствах Акмолинской области; о историко-географическом расположении родного города.
Предварительная работа: Беседы, просмотр иллюстраций, фотографий, фильмов.
Создание папки передвижки «Мой город Кокшетау».
Слайд 19Проведение дидактической игры « Поедем в край родной.»
Цель: Уточнение представлений детей о
растительном и животном мире Акмолинской области, Южных стран.
Задачи:
1. Расширять представления детей о своеобразии животного и растительного мира .
2. Развивать связную речь дошкольников.
3. Упражнять детей в классификации объектов природы.
4. Закреплять знания детей о крупных городах Акмолинской области.
5. Воспитывать любовь к родному краю.
Слайд 21Блок № 5 Творческая работа - «Нарисуй герб семьи»
Цель: приобщение детей к
семейным ценностям
Форма проведения: работа с родителями.
Слайд 22Дополнительный материал.
1.Дидактические игры по ознакомлению с родным городом и краем
как средство патриотического воспитания дошкольников.
2. Дидактические игры по краеведению для детей дошкольного возраста «Прогулка по городу», «Поедем в край родной», помогут организовать и интересно провести совместную деятельность педагога с детьми.
3.Дидактическая игра Прогулка по городу.
Для детей разных возрастов. Для каждого возраста разный уровень сложности. 4.Дидактическая игра Поедем в край родной.
Для детей разных возрастов. Для каждого возраста разный уровень сложности.
5.Консультация для родителей «История родного края, город Кокшетау». 6.Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром.
«Созвездие славных имён» – в память о нашем земляке М. Габдуллине»
Слайд 23III этап: заключительный. (4неделя)
Анализ данных по итогам заключительного
этапа познавательного проекта свидетельствует о хороших результатах. На наш взгляд это связано с системным подходом к организации образовательного процесса, использованием в своей работе современных личностно-ориентированных технологий и технологий игрового обучения, совершенствованием форм и методов методической работы, выстраиванием тесного взаимодействия с родителями и объектами социального окружения.
Продукт проектной деятельности:
- Картотека дидактических игр;
- Презентация для детей «Моя малая Родина»;
- Конспекты занятий, бесед, консультаций;
- Картотека стихов, загадок;
- Создание папки передвижки «Мой город»;
Презентация проекта.
Обобщение опыта по теме.
Публикации на сайте «Инфоурок»
Республиканский журнал «Оку заман»
Слайд 24Мониторинг уровня знаний, умений и навыков дошкольников
по теме проекта.
Мониторинг проводится два
раза в течение проекта:
1 – вводная (начало проекта)
2 - итоговая (заключительный этап).
Уровни усвоения программы оцениваются по 3х балльной системе:
высокий – 3 балла;
средний – 2 балла;
низкий – 1 балл.
Перечень знаний, которыми должны владеть дети дошкольного возраста по ознакомлению с родным городом:
-Дети должны знать название города, где живут.
-Дети должны знать свой домашний адрес.
-Дети должны знать улицы города.
-Дети должны знать название детского сада , который посещают, где он находится.
-Животных родного края.
-Достопримечательности города.
. -Что такое экскурсия.
-Правила поведения во время экскурсии.
На начало проекта дети предшкольной группы имели знания - 47%
На заключительном этапе проекта дети предшкольной группы имели знания -80%
Слайд 26 Литература.
Нормативные документы:
Гост стандарт 2018года, Методические рекомендации МОРК
Основная литература:
Алешина Н.В.
Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. М.: ЦГЛ, 2005.
Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. - М.: ТЦ Сфера, 1999. - 112 с.
Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2004. - 156 с.
Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.
Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., 1992.
Баранникова О. Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2007. – 144 с. (Развитие и воспитание).
Буре Р.С. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. / Под редакцией А.М. Виноградовой. – М., 1989.
Галиглузова Л. Н., Мещерякова Ю. «Развитие у детей представления об истории и культуре», 2000.
Дошкольникам о защитниках отечества. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ . / Под редакцией Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192с.
Жуковская Р.И., Виноградова А.М., Козлова С.А. Родной край. – М., 1990.
Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ / под ред. Л. А. Кондрыкинской – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 160с. (Серия «Вместе с детьми».)
Князева О.Л., Стеркина Р.Б. «Я, ты, мы».
Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2007. – 224 с. – (Растим патриотов России).
Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208 с. – (Растим патриотов России).
Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей // Избр. пед. соч. – М., 1977. – Т.2.
Мулько И.Ф. Социально - нравственное воспитание детей 5-7 лет: методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. Методическое пособие для педагогов / авт. – сост. А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев, А. П. Пашкович. – М.: Глобус, 2007. – 330с. –(Воспитательная работа).
Слайд 27Николаева С.Н. «Как приобщить ребенка к природе», 1993
Новицкая М.Ю. Наследие.
Патриотическое воспитание в детском саду. – М.: Линка-Пресс, 2003.
Общение между детьми в детском саду и семье. / Под редакцией Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. – М., 1990.
Особенности психического развития детей . / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1988. – с. 48-51
Поддъяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. – М., 1986.
Рылеева Е.В. «Открой себя».
Семыкин Н.П. «История родного края», 1976.
Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.-сост. Е. Ю. Александрова и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 203с.
С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) /Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 192с. (Серия «Вместе с детьми».)
Программа «Руханижаңғыру».
Ипполитова Н.В. Патриотическое воспитание учащихся: учеб. пособие. - Шадринск: ШГПИ,. 2004. - 83с.
А.М. Газалиев Патриотическое воспитание . Караганда 2014г.