Слайд 1Филиал муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 3» -
«Детский сад № 21»
Слайд 2Проект
«Великие мастера земли Уральской»
Составитель:
Бобыкина Наталия Витальевна,
воспитатель,
высшая квалификационная
категория
Слайд 3Уральские горы
По каменным плитам
Ведут за собой нас
В страну малахита.
В страну, где
не счесть
Драгоценных камней,
В страну работящих
И добрых людей.
(В. Степанов)
Слайд 4Начиная с эпохи Петра I, Урал долгое время был главным и,
по сути, единственным индустриальным регионом России.
Русские конструкторы и изобретатели того времени чаще всего были крепостными. Мечтая о свободе, они пытались понравиться царям и вельможам своими изобретениями.
Одними из них были семья Черепановых: Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович.
Слайд 5 Ефима Черепанова с ранних лет влекло к изобретательству. Целыми днями он
мог из досок выпиливать затейливые игрушечные конструкции или ремонтировать сложные замки. Часто он пропадал у соседей, занимавшихся столярным или слесарным делом. Ремесленники мальчугана не прогоняли — Ефим вовсе не был праздным гостем, он помогал точить инструменты, обстругивал доски, работал у ручных мехов. Его восхищало искусство «умельцев» создавать из кусочков руды лист или полосу превосходного железа.
Слайд 6 В начале девятнадцатого века Ефим Черепанов принял решение организовать при Выйском
заводе специальный цех для ремонта и изготовления разнообразных механизмов для всех тагильских заводов. Тщательно он подобрал лучшие металлообрабатывающие станки, а в помощники себе взял опытных и прилежных мастеровых — плотников, кузнецов, столяров, слесарей. Главным подручным стал его сын Мирон.
Черепанов, как знаток металлообработки и металлургии, человек умный, наблюдательный и неподкупный, несмотря на отсутствие инженерного образования и незнание языка, получил задание отправиться в Англию.
Слайд 7 В 1833 года в механическом цеху Черепановых начались работы по строительству
первого русского паровоза, называемого в те годы «пароходным дилижансом» или просто «пароходкой».
В начале сентября 1834 состоялись испытания паровоза, показавшие, что он способен водить составы весом до 3,3 тонны со скоростью 13-16 километров в час. Так родился первый русский паровой сухопутный транспорт. Он обошелся Демидовым в полторы тысячи рублей, что было очень дешево.
Слайд 8 Черепановы принимали самое деятельное участие в подготовке будущих специалистов, набранных из
детей крепостных. В помещении механического цеха ими была организована Высшая заводская школа, в которую переводили ребят, обнаруживших способности к техническим наукам, после окончания ими старшего класса Выйского училища: преподавали в школе механику и черчение.
Слайд 9 Наследие Черепановых заключалось в подготовке опытных и квалифицированных «умельцев» всех специальностей,
продолживших традиции их работы.
Еще в конце девятнадцатого века среди тагильских рабочих гуляла крылатая фраза «Сделано по-черепановски» — то есть особенно красиво, умело, добротно.
Паровоз остается одним из уникальных технических творений человечества, безраздельно господствовавшим на железнодорожном транспорте более 130 лет.
Паровоз Черепановых 1834г.
Слайд 10Урал - край поистине уникальный.
В прошлом — это земля рудознатцев,
старателей, мастеровых людей и углежогов, в настоящем - щедрые недра Уральских гор и творения уральских мастеров, которые восхищают всех, кто знакомится с краем поближе.
Слайд 11Если б не уральцы, Британский Парламент остался бы без крыши
Слайд 12Каркас американской Статуи Свободы сделан из металла, произведенного в Екатеринбурге. Возможно,
если бы не прочность конструкции, одна из известнейших мировых достопримечательностей высотой почти 100 метров, не дожила бы до наших времен.
Слайд 13Помимо металлов, за границу, преимущественно в Европу, отправляли очень много уральского
леса. Например, известно, что опоры домов в Венеции сделаны из лиственницы, привезенной со Среднего Урала, поскольку благодаря своим характеристикам, дерево может веками выдерживать большую влажность.
Слайд 14Благодаря тому, что в минувшие века на Среднем Урале были хорошо
развиты металлургическая промышленность, камнедобыча и камнерезное искусство, во многих российских городах есть свой уральский «след»: где-то это мраморные полы, где-то каменные мозаики, где-то литые ограждения набережных и так далее. Но, конечно, больше всего материалов и изделий уральских мастеров вывозилось в столицы – Санкт-Петербург и Москву.
Слайд 15Также по всей России развозились изделия из чугуна: решетки, ограды, камины.
С ростом Петербурга, расположенного на островах, появилась необходимость в чугунных решетках, опоясывающих каналы и сады, ограждающие вельможные дворцы от шумных улиц. То есть смело можно утверждать, что уральское художественное чугунное литье сформировало одну из черт петербургского архитектурного облика.
Слайд 16Уральские мастера «оставили след» и на здании Кремля в Москве. Сначала
на башнях главного российского символа устанавливали самоцветные звезды, сделанные из самоцветов Урала. Затем их поменяли на рубиновые, но выполненные также с участием уральских мастеров.
Слайд 18Интернет-источники
http://www.welcomeural.ru/index.php?id=588
http://www.detstvo-budet.ru/index.php/interesnoe/item/160-stikhi-ob-urale
http://yandex.ru/images/search