Слайд 1Нормативно-правовое регулирование организации образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Поляков Дмитрий Дмитриевич,
заместитель директора МБУ ДПО «СОИРО, кандидат педагогических наук, доцент
Слайд 2Основные термины
ФГОС НОО ОВЗ - федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
ФГОС О у/о - федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
АООП - адаптированная основная общеобразовательная программа
ПАООП НОО - примерная адаптированная основная образовательная программа
начального общего образования
СИПР- специальная индивидуальная программа развития
ПМПК - психолого-медико-педагогическая комиссия
ИПРА - индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида
Слайд 3Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»
Дети-инвалиды – дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем, статус которых установлен учреждениями медико-социальной экспертизы.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Слайд 4Дети-инвалиды
имеют значительные ограничения жизнедеятельности;
социально дезадаптированы;
статус инвалида устанавливается учреждениями медико-социальной экспертизы.
Дети с
ОВЗ
имеют недостатки в физическом и (или) психологическом развитии;
необходимость создания специальных условий получения образования;
статус ребенка с ОВЗ устанавливается коллегиальным органом - психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).
Слайд 5Часть 3 статьи 79 ФЗ № 273 «Об образовании в Российской
Федерации»
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.
Слайд 6Зачисление в образовательные организации детей с ОВЗ
Регламентируется порядками приема граждан
на обучение
по образовательной программе дошкольного образования, утвержденной приказом Минобрнауки России от 8 апреля 2014 г. № 293 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам дошкольного образования»;
по программе общего образования, утвержденной приказом Минобрнауки России от 22 января 2014 г. № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
осуществляется на основании личного заявления родителя (законного представителя) ребенка и заключения и рекомендаций ПМПК.
Слайд 7Заключение ПМПК ребенка с ОВЗ, как и индивидуальная программа реабилитации ребенка
с инвалидностью, для родителей (законных представителей) носит заявительный характер (они имеют право не представлять эти документы в образовательные и иные организации).
Вместе с тем представленное в образовательную организацию заключение ПМПК и/или ИПР является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и/или органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией условий для обучения и воспитания детей.
Слайд 8АООП - адаптированная основная общеобразовательная программа
Основные образовательные программы и дополнительные образовательные
программы могут быть адаптированы с учетом особых образовательных потребностей обучающегося (обучающихся) с ОВЗ.
Образовательная программа образовательной организации может включать в себя любые варианты АООП НОО или АОП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Слайд 9Государственная аккредитация АООП
Частью 6 ст. 11 ФЗ № 273 «Об образовании
в Российской Федерации» определено, что в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ОВЗ устанавливаются ФГОС или включаются во ФГОС специальные требования.
Согласно ч. 7 ст. 12 организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.
В части 1 ст. 92 предусмотрено, что государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии со ФГОС, за исключением образовательных программ дошкольного образования.
Таким образом, адаптированные основные общеобразовательные программы являются предметом государственной аккредитации.
Вместе с тем, вопрос государственной аккредитации по адаптированным программам образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в полном объеме не урегулирован. Планируется его решение в конце 2016 года.
Слайд 10Федеральные документы
Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации».
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26).
Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 17 июля 2015 г.).
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на текущий учебный год.
Слайд 11Федеральные документы
Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986
«Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».
Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
Приказ Минобрнауки России от 12 марта 2014 г. № 177 «Об утверждении порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности».
Приказ Минобрнауки России от 22 января 2014 г. № 32 «Об утверждении порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Положение о психолого-медико-педагогической комиссии (утверждено приказом Минобрнауки России 20 сентября 2013 г. № 1082).
Слайд 12Федеральные документы
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам
(утвержден приказом Минобрнауки России 29 августа 2013 г. № 1008).
Приказ Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
Приказ Минобрнауки России от 14 октября 2013 г. № 1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным образовательным программам».
Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Слайд 13Федеральные документы
Приказ Минобрнауки России от 9 января 2014 года № 2
«Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
Приказ Минобрнауки России от 2 сентября 2013 г. № 1035 «О признании не действующим на территории Российской Федерации письма Министерства просвещения СССР от 5 мая 1978 г. № 28-М «Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому» и утратившим силу письма Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988 г. № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому» (совместно с письмом Министерства образования и науки РФ от 5 сентября 2013 г. № 07-1317 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому).
Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».
Слайд 14Региональные документы
Приказ департамента образования Белгородской области №1087 от 17 марта 2016
года «О создании рабочей группы по введению ФГОС ОВЗ в Белгородской области»
Приказ департамента образования Белгородской области №181 от 27 января 2016 года «Об организации работы по введению ФГОС ОВЗ на территории Белгородской области в 2016 году»
Приказ департамента образования Белгородской области №4755 от 25 ноября 2015 года «О внесении изменений в приказ департамента образования области от 17 марта 2015 года №1087»
Слайд 15Документы образовательной организации
Нормативно-правовое обеспечение деятельности общеобразовательного учреждения в части внедрения ФГОС
НОО ОВЗ и ФГОС О у/о.
Финансово-экономическое обеспечение внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о.
Организационное обеспечение внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о.
Кадровое обеспечение внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о.
Информационное обеспечение внедрения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Материально-техническое обеспечение внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о.
Слайд 16Документы образовательной организации
В качестве наполнения названных разделов могут выступать документы, подтверждающие:
создание
в общеобразовательном учреждении рабочей группы по введению ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о (приказ о создании рабочей группы по введению ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о и утверждении положения о рабочей группе);
внесение изменений в Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации в части введения комплексного подхода к оценке результатов образования: предметных, метапредметных, личностных в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о (протокол(ы) заседания(й) органов, на котором(ых) рассматривались вопросы внесения изменений в Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации, приказ о внесении изменений в положение, положение с указанием изменений и дополнений);
издание приказов и локальных актов по общеобразовательному учреждению.
Слайд 17Приказы по общеобразовательному учреждению
о разработке адаптированных основных образовательных программ по уровням
образования при наличии в отдельных классов для обучающихся с ОВЗ (по категориям);
о разработке адаптированных образовательных программ и/или индивидуальных учебных планов для каждого обучающегося с ОВЗ при совместном обучении (инклюзивное образование);
об утверждении адаптированных основных образовательных программ по уровням образования при наличии в отдельных классов для обучающихся с ОВЗ (по категориям);
об утверждении адаптированных образовательных программ и/или индивидуальных учебных классов для каждого обучающегося с ОВЗ при совместном обучении (ежегодно);
об утверждении программы внеурочной деятельности;
об утверждении программы по повышению уровня профессионального мастерства педагогических работников;
об утверждении списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе, перечень УМК;
о проведении внутришкольного контроля по реализации ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО, ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о;
о внесении изменений в должностные инструкции учителей, заместителя директора по УВР, курирующего реализацию ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о; педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога, педагога дополнительного образования, работающих с обучающимися с ОВЗ;
об утверждении плана методической работы (раздел плана в части сопровождения введения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о);
об утверждении плана-графика повышения квалификации членов педагогического коллектива по вопросам внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о;
о проведении расчетов и механизмов формирования расходов, необходимых для реализации АООП для обучающихся с ОВЗ (согласованный с учредителем).
Слайд 18Локальные акты по общеобразовательному учреждению
Положение об информационном сопровождении внедрения ФГОС НОО
ОВЗ и ФГОС О у/о.
Положение о взаимодействии с родительской общественностью 00 в части внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о.
Положение о рабочих программах отдельных учебных предметов, коррекционных курсах, программах внеурочной деятельности в 00 в связи внедрением ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о.
Договор образовательной организации с родителями (законными представителями) обучающихся с ОВЗ.
Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников образовательного учреждения, отражающей результативность внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о и качество образовательных услуг, оказываемых обучающимся с ОВЗ.
Положение о создании ресурсного центра по методическому и психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ОВЗ из иных образовательных организаций, в том числе и оказании платных дополнительных образовательных услуг.
Слайд 19Нормативно-правовое регулирование организации образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Поляков Дмитрий Дмитриевич,
заместитель директора МБУ ДПО «СОИРО, кандидат педагогических наук, доцент