Слайд 1КОНСУЛЬТАЦИЯ
«Психологические приёмы организации
дисциплины в группе детского сада»
Подготовила воспитатель
подготовительной группы
Долгих Ф. М.
Слайд 2Что такое дисциплина?
«Строгость, выдержанность» - в переводе с латинского языка.
Обязательное для
всех членов какого–нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилам. (Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой).
Дисциплина - это система правил, ритуалов, традиций, отношений в коллективе, формирующая у ребенка чувство безопасности и принадлежности к группе и способствующая его гармоничному развитию.
Дисциплина в детском саду — это основа спокойствия и порядка в группе.
Слайд 3Условия формирования
и поддержания дисциплины в группе
Культура общения воспитателя и родителей.
Правильная организация развивающей
предметно-пространственной среды, в которой находятся дети.
Четкое осуществление режима дня
Наличие правил жизни группы
Слайд 4Требования к правилам группы
Четкость правил
Эффективность правил
Количество правил
Тон обращения
Альтернатива
Повторяемость правил
Наглядность
Слайд 6Технология ведения и соблюдения правил
Правила вводятся постепенно, поэтапно;
Предпочтительно их введение в начале
учебного года;
Правила вводятся в специально отведенное для этого время;
Правила должны быть четкими, с объяснением, почему нужно делать именно так;
Правила демонстрируются воспитателем или ребенком (проигрывание);
Правила периодически повторяются;
Слайд 7Причины нарушение дисциплины, неподчинение правилам
Несогласованность требований к ребенку в детском саду и
семье, отсутствие единства методов воздействия на него.
С целью привлечения к себе внимания;
С целью показать свою «власть» над воспитателем
В случае утомления, длительных ожиданий, в начальный (скрытый) период заболевания
Ребенком руководит мотив «избегания неудачи».
Слайд 8Приемы поддержания дисциплины
• Минимизировать внимание (возможно игнорирование)
• Пристальный взгляд без осуждения, подойти и
встать рядом
• Использование техники «интонирования» (снижение, изменение голоса)
• Прекращение деятельности
• Отвлечение ребенка (прямой вопрос, просьба что-то сделать, изменение деятельности)
• Обращение на примеры хорошего поведения
• Пересаживание на «стул размышлений»
• Поддержка ребенка, раскрытие сильных сторон
• Подчеркивать достижения, даже незначительные
• Признание авторитета
• Исключение из работы
• Удаление от зрителей
• Откладывание или лишение чем – то заниматься
• Беседа с родителями
Слайд 9Методы эффективного общения с ребенком
1. «Язык принятия»
2. Метод отражения чувств ребенка
3. Метод
выражения своих чувств в необидной для ребенка форме.
4. Метод «смещения негативной оценки»
на самого себя
- на третье лицо
-на объективные последствия нежелательных слов, действий, поступков
5. Метод «временного языка»
6. Метод проецирования положительных качеств и поведенческих реакций.
7. Прием смены ролей — моделирование ситуации, в которой «нарушитель порядка» оказался на месте другого человека.
8. Метод оценки действия. Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.
9. Моделирование совместной деятельности детей, используя игры на сплочение детского коллектива и формирование умения взаимодействовать
Слайд 10Игры на освоение правил:
«Голосование». Предложите детям вместе решить, какую сказку мы будем слушать (предметом
голосования может быть что угодно) — «Красную Шапочку» или «Царевну-лягушку». И сообщите, что прочитаете ту из них, за которую свой голос отдаст большинство. Далее проводится голосование.
«Большие пальцы вверх, шепчем все вместе». Задайте детям несколько вопросов. Каждый, кто знает ответ, должен поднять руку, сложить пальцы в кулак, а большой палец поднять вверх. Когда все получат достаточно времени для размышлений и я увижу много поднятых вверх пальцев, я начну считать: раз, два, три… На счет «три» дети должны прошептать ответ. (Вопросы могут быть самыми разными.)
«Тихие и громкие голоса».
Игра помогает детям не забывать о том, что разговаривать в группе можно громким и тихим голосами. Для проведения необходим полиэтиленовый или бумажный пакетик для покупок, который предварительно можно оформить.
Воспитатель:. Когда вы заходите в группу, вы можете сложить свои громкие голоса с улицы и перемены в этот пакетик, чтобы они никому не мешали и ни у кого не вызывали боли в ушах. Кто хочет обойти с этим пакетиком группу и собрать в него все громкие и шумные голоса?
«Эстафета хороших известий». При проведении игры необходимо проследить за тем, чтобы каждый ребенок принял участие. Если группа большая — не допускайте, чтобы дети говорили слишком долго. Для проведения игры понадобится мяч. Воспитатель: Я хочу, чтобы каждый из вас рассказал нам сейчас о чем-нибудь приятном, что случилось с ним вчера в группе. Пока вы говорите, мячик находится у вас в руках. Когда вы закончите рассказывать, передайте эстафету хороших известий, т. е. бросьте мячик кому-то другому, кто сидит не очень далеко от вас.
Слайд 11Игры на сплочение детей и умение взаимодействовать.
«Будь дружелюбным».
«Камушек в ботинке».
«Комплименты».
«Волны».
«Связующая
нить».
«Колдун».
«Прогноз погоды».
Слайд 12Игры на развитие эмоциональной сферы
«Передай по кругу». Дети встают в круг, передают мяч, который ведущий
называет по-разному: «горячая картошка», «льдинка», «бабочка», «цветочек», «пушинка» и т. п. Дети при этом должны выразить разные эмоции.
«Кто я?». Педагог вызывает по одному ребенку, говорит тихо, какое животное ему надо изобразить (как вариант, ребенок придумывает сам): медведя, лису, волка, зайца. Остальные дети отгадывают, какое это животное. Условие — у животного определенное настроение: веселое, грустное и т. д.
«Обезьянки». Дети делятся на две группы. Первая — «зеркала». Вторая — «обезьянки». «Обезьянки» производят различные движения, строят рожицы и всевозможные гримасы. «Зеркала» должны повторить все в точности. Затем дети меняются ролями.