Слайд 1Консультация «Развиваем речь детей»
Речевое развитие включает владение речью как средством общения
и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Извлечение из ФГОС ДО
Образовательная область
«Речевое развитие»
Слайд 2Достижения ребенка (Что нас радует)
Седьмой год жизни. Подготовительная группа
● Ребенок
ведет деловой диалог со взрослыми и сверстниками, легко знакомится, имеет друзей, может организовать детей на совместную деятельность.
● Задает вопросы, интересуется мнением других, расспрашивает об их деятельности и событиях жизни.
● Участвует в разгадывании кроссвордов, ребусов, предлагает словесные игры, читает слова, может написать свое имя печатными буквами, проявляет интерес к речевому творчеству.
●В коллективных обсуждениях выдвигает гипотезы, использует речевые формы убеждения, владеет культурными формами выражения не согласия с мнением собеседника; умеет принять позицию собеседника.
● Успешен в творческой речевой деятельности: сочиняет загадки, сказки, рассказы, планирует сюжеты творческих игр.
●Речь чистая, грамматически правильная, выразительная, владеет звуковым анализом слов.
● Проявляет устойчивый интерес к литературе, имеет предпочтения в жанрах литературы, темах произведений; понимает идею произведения, авторское отношение к героям.
Слайд 4Образовательная область «Речевое развитие»
Первый год жизни. 1-я группа раннего возраста
Задачи образовательной
деятельности
С 2-хмесяцев
1. Побуждать к речевому подражанию — одному из главных способов освоения родного языка.
2. Развивать слуховое сосредоточение и эмоциональную дифференцировку интонационных оттенков речи взрослого, обращенной к ребенку.
3. Активизировать интонационную выразительность речевых реакций и вокализаций, используя интонационную яркость малых фольклорных жанров (пестушки, потешки, песенки и пр.).
4. Побуждать вступать со взрослым в общение, эмоционально вызывая ребенка повторять фонемы, также повторяя за ребенком фонемы, произносимые им.
5. Вводить в восприятие ребенка слова, связывая их со смысловым содержанием; в обращенную к ребенку речь вопрос «Где?», чтобы малыш соотносил называемый объект с тем, как звучит его название.
С 6 месяцев
1. Развивать понимание речи, обогащая ребенка новыми впечатлениями.
2. Продолжать учить находить взглядом, а затем и указательным жестом названную взрослым знакомую игрушку, предмет.
3. Учить выполнять по просьбе взрослого «разученные» игровые действия («ладушки», «дай ручку», «пока-пока») в начале по показу и слову, а затем — только по слову взрослого.
4. Вводить в речевое общение имена собственные: постоянно обращаться к ребенку, а также к окружающим взрослым и детям по имени.
С 9 месяцев
1. Вводить в восприятие ребенка названия окружающих предметов быта, мебели, игрушек, одежды; продолжать развивать понимание речи.
2. Учить реагировать ребенка на предложение взрослым сделать что-либо(дать, подать, помахать, пожалеть, погладить).
3. Поощрять выполнение простых игровых действий по словесному указанию взрослого.
4. Учить узнавать и называть (при помощи лепетных слов, звукоподражаний) изображение знакомого предмета на картинках.
5. Пополнять активный словарь словами, как правило состоящими из двух одинаковых слогов.
Слайд 5Второй год жизни. 2-я группа раннего возраста
Развитие умений понимать речь взрослого
1. Учить пониманию функций предметов и действий с ними; соотносить действия со словом, выполнять несложные просьбы.
2. Побуждать отыскивать предметы, игрушки, задавая вопросы «Где?», «Куда?»
3. Учить наблюдать за разыгрыванием небольших игровых действий со знакомыми игрушками, сопровождаемых словом.
4. Учить понимать, что одно и тоже действие можно совершать с разными игрушками, с одной и той же игрушкой — разные действия.
Слайд 6Третий год жизни. 1-я младшая группа
1. Воспитывать у детей интерес к
общению со взрослыми и сверстниками.
2. Обучать детей вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства и элементарные этикетные формулы общения.
3. Развивать желание детей активно включаться в речевое взаимодействие, направленное на развитие умения понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность.
4. Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов-названий предметов, объектов, их действий или действий с ними, некоторых ярко выраженных частей, свойств предмета (цвет, форма, размер, характер поверхности)
Слайд 7Четвертый год жизни. 2-я младшая группа
1. Развивать умение использовать дружелюбный,
спокойный тон, речевые формы вежливого общения со взрослыми и сверстниками: здороваться, прощаться, благодарить, выражать просьбу, знакомиться.
2.Развивать умение понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность.
3. Развивать умение отвечать на вопросы, используя форму простого предложения или высказывания из 2—3-х простых фраз.
4. Развивать умение использовать в речи правильное сочетание прилагательных и существительных в роде, падеже.
5. Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о людях, предметах, объектах природы ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных особенностях.
Слайд 8Пятый год жизни. Средняя группа
1.Поддерживать инициативность и самостоятельность ребенка в речевом
общении со взрослыми и сверстниками, использование в практике общения описательных монологов и элементов объяснительной речи.
2. Развивать умение использовать вариативные формы приветствия, прощания, благодарности, обращения с просьбой.
3. Поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи.
4. Развивать умение пересказывать сказки, составлять описательные рассказы о предметах и объектах, по картинкам.
5. Обогащать словарь посредством ознакомления детей со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов, и выполнения обследовательских действий.
6. Развивать умение чистого произношения звуков родного языка, правильного слово произношения.
7. Воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми при пересказе литературных текстов.
8. Воспитывать интерес к литературе, соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом, устанавливать причинные связи в тексте, воспроизводить текст по иллюстрациям.
Слайд 9Шестой год жизни. Старшая группа
1.Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество
детей.
2. Обогащать представления детей о правилах речевого этикета и способствовать осознанному желанию и умению детей следовать им в процессе общения.
3.Развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия.
4.Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей.
5.Развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников.
6. Воспитывать интерес к письменным формам речи.
7. Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе.
8. Развивать первоначальные представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия), о многообразии жанров и их некоторых признаках (композиция, средства языковой выразительности).
9.Способствовать развитию понимания литературного текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста.
Слайд 10Седьмой год жизни. Подготовительная группа
1. Поддерживать проявление субъектной позиции ребенка в
речевом общении со взрослыми и сверстниками.
2.Развивать умение осознанного выбора этикетной формы в зависимости от ситуации общения, возраста собеседника, цели взаимодействия.
3. Поддерживать использование в речи средств языковой выразительности: антонимов, синонимов, многозначных слов, метафор, олицетворений.
4. Развивать речевое творчество, учитывая индивидуальные способности и возможности детей.
5.Воспитывать интерес к языку и осознанное отношение детей к языковым явлениям.
6. Развивать умения письменной речи: читать отдельные слова и словосочетания, писать печатные буквы.
7. Развивать умения анализировать содержание и форму произведения, развивать литературную речь.
8. Обогащать представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия) и многообразии жанров.
Слайд 11Встреча с Оксаной Семёновной Ушаковой (Уфа, июнь 2019г.)
Слайд 13Речь – удивительное сильное средство,
но нужно иметь много ума, чтобы
пользоваться им
Г. Гегель