Слайд 1Технология речевого развития
Развитие диалогического общения А.Г. Арушанова
Воспитатель : Клепинина Е.В.
Слайд 2Алла Генриховна Арушанова отмечает необходимость целостного подхода к формированию диалогической речи
и недопустимость сведения задач обучения диалогу только к освоению вопросно-ответной формы. Полноценный диалог немыслим без установления диалогических отношений, без формирования инициативной и активно ответной позиции, партнерских отношений; и такие диалогические отношения должны пронизывать как общение ребенка со взрослым, так и взаимодействие со сверстниками как сферы подлинной детской коммуникативной самодеятельности. С другой стороны, овладение диалогом невозможно без освоения языка и средств невербальной коммуникации, без воспитания культуры речи (чистого звукопроизношения, четкой дикции, интонационной выразительности, лексической точности, грамматической правильности).
Слайд 3Задача:
Формирование диалогического общения как приоритет, определяющий постановку задач языкового развития,
отбор познавательного содержания, методов и форм организации обучения родной речи, а также стиль общения педагога с детьми.
Цель:
Пробудить речевую активность каждого ребенка, его умение вступить в разговор, поддержать беседу, делиться своими переживаниями.
Слайд 4Важную роль в налаживании социальных связей детей, установлении эмоциональных контактов между
ними играют разнообразные организованные игры, в которых требуется образовать общий круг, следить за последовательностью передачи игровых предметов (мяча, шаров, кеглей), соблюдать общий темп и ритм движений, очередность, ориентироваться на внешний облик, голос игроков. Например, в известной народной игре «Садовник» дети последовательно обращаются друг к другу: «Все цветы мне надоели, кроме... ». Это игровое взаимодействие не носит характера личностного общения, но в нем все же ребенок имеет возможность признаться в своей симпатии, выбрать желаемого партнера, установить контакт с предпочитаемым сверстником. В игре «Разведчики» играющие должны тщательно рассмотреть ребенка, который находится в центре внимания, как разведчики, запомнить детали одежды, особенности внешнего вида с тем, чтобы потом определить, что изменилось во внешнем облике игрока. Многообразен круг игр, в которых дети определяют по голосу, даже измененному, имя игрока («Огородник», «Кто позвал?»). Существуют игры, в которых такое взаимодействие имеет характер речевого диалога («Гуси-лебеди», «Краски», «Где мы были, мы не скажем... »). Игры эти любимы детьми; удовлетворяя естественную потребность в забаве, досуге, веселье, они создают основу для совместных радостных переживаний, для установления физических контактов, эмоциональных связей, игрового и речевого взаимодействия. Они формируют коллектив играющих детей, и это ведет к возникновению и развитию диалогических отношений, диалогического общения.
Слайд 5Особое место в ряду организованных игр принадлежит играм-инсценировкам, играм-драматизациям, сюжетно-дидактическим играм.
Следует отметить, что наибольшую ценность представляет прежде всего игра-импровизация по мотивам сказки.
В игре-импровизации по мотивам сказки дети заимствуют из текста отдельные эпизоды, свободно строят слова роли, диалоги.
Один и тот же текст может быть инсценирован
разнообразными способами: при помощи игрушек,
кукол, картинок, через собственные выразительные
движения и речь. Более доступны детям игры с
мелкими игрушками и фигурами настольного театра.
Если у детей недостаточный игровой опыт, следует
начинать с совместных инсценировок, когда
взрослый рассказывает сказку, демонстрируя
игрушки и предоставляя возможность детям
произвести с ними действия. Основу таких
инсценировок составляют короткие народные сказки,
потешки, стихотворения («Лиса и рак», «Еж и лиса», «Соломинка, уголек и боб»).
Слайд 6Приближены к диалогической форме и задания на рассказывание. При этом мы
учитывали, что из всех видов рассказывания детей больше всего волнует рассказ из личного опыта и сочинение по набору игрушек. В сценариях предусмотрены многочисленные ситуации, в которых педагог побуждает детей к высказываниям из личного опыта. Это разнообразные вопросы: «Кто встречался в лесу с зайцем?», «У кого дома жил ежик?», «Расскажите, как вы кормили в парке белочку». Педагог будит ассоциации, рассказывая детям смешные и интересные истории из личной жизни.
В старшей группе поначалу совместно сочиняют педагог и
дети, в дальнейшем — несколько детей. Детям очень нравится
сочинять истории по типу народных сказок, где главный
персонаж (сказочный предмет) по очереди встречает разных
зверей и разговаривает с ними: «Как грузовичок искал друга»,
«Чья лодочка?», «Как звери нашли зеркало» и др. Здесь
возникают повторяющиеся диалоги персонажей, которые
помогают детям импровизировать на заданную тему.
Слайд 7 Дети учатся не только анализировать языковую информацию и оперировать ею,
но взаимодействовать с партнером-сверстником. Это речевое взаимодействие, возникновение диалога — основная задача дидактической игры.
Так, например, в дидактической игре «Найди звук» дети не просто отыскивают картинки, в названиях которых есть заданный звук, но действуют в соответствии с правилом: соблюдать очередность в выполнении задания (сначала один ребенок выбирает одну картинку и выделяет в названии заданный звук, а его партнер аргументированно соглашается или не соглашается с ним, затем они меняются ролями: выполняет следующее задание тот, кто его контролировал, а партнер становится контролером). При этом дети учатся соблюдать очередность, слушать партнера, контролировать свои и его действия, аргументированно высказываться, доброжелательно выражать несогласие.
Соблюдению очередности действий и высказываний дети учатся также в играх «Нанижем бусы», «Угадай на ощупь», «Чего не стало?», «Что попало к нам в роток, что попало на зубок?» и др.
Слайд 8Вывод: Чтобы научиться диалогу со сверстниками, ребенок должен приобрести положительный опыт
взаимодействия хотя бы с одним партнером. Именно с такого общения в диаде начинается развитие диалогической речи как подлинной детской коммуникативной самодеятельности.