Презентация, доклад Консультация для воспитателей Мнемотехника для дошкольников

Содержание

«Если ребёнок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит». Ушинский К.Д. Что такое мнемотехника? Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации.В

Слайд 1Консультация для воспитателей «Мнемотехника для дошкольников»
Составила и провела
Воспитатель МДОУ «Д/с Рябинка»
Костичева Т.Н.

Консультация для воспитателей «Мнемотехника для дошкольников» Составила и провелаВоспитатель МДОУ «Д/с Рябинка»Костичева Т.Н.

Слайд 2«Если ребёнок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит». Ушинский К.Д.


Что такое мнемотехника?
Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации.
В дошкольном возрасте метод мнемотехники используется при обучении пересказу и составлению рассказов, при загадывании загадок, при заучивании пословиц, поговорок и стихотворений наизусть. Метод мнемотаблиц помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию.

«Если ребёнок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит». Ушинский К.Д. Что такое мнемотехника? Мнемотехника в переводе

Слайд 3С помощью мнемотаблиц можно решить такие задачи как: 1. Развитие речи и

пополнение словарного запаса. 2. Преобразование образов в символы. 3. Развитие памяти, внимания и образного мышления. 4. Развитие мелкой моторики. Что даёт мнемотехника? В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц:  Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.  Появляется желание пересказывать — ребёнок понимает, что это совсем не трудно.  Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.  Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников. Когда начинать заниматься мнемотехникой? Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4 – 5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.
С помощью мнемотаблиц можно решить такие задачи как: 1. Развитие речи и пополнение словарного запаса.  2.

Слайд 4Для младших групп в детском саду обычно применяются простые карточки —

мнемоквадраты.  Это яркие одиночные изображения, которые могут обозначать какое-то слово, словосочетание, характеристику предмета или образ действия. К сказке «Колобок» Мнемоквадраты по теме «ЗИМА» Снег. (Погода.) Дерево. (Иней.) Птица. (Зимующие птицы.) Варежка. (Зимняя одежда.) Снеговик. (Игры детей.) Елка. (Зимние праздники.)
Для младших групп в детском саду обычно применяются простые карточки — мнемоквадраты.  Это яркие одиночные изображения, которые

Слайд 5После усвоения простых карточек воспитатель усложняет задание, предлагая ребенку готовую мнемодорожку,

— квадрат из 4 картинок. «Прогуливаясь» по ним ребенок учится составлять простой рассказ в два-три предложения.
После усвоения простых карточек воспитатель усложняет задание, предлагая ребенку готовую мнемодорожку, — квадрат из 4 картинок. «Прогуливаясь»

Слайд 6 В конце младшей и средней группе начинают работать с мнемотаблицами. Чаще всего

это последовательные графические зарисовки стихов, рассказов или действий, которые необходимо выполнить. МНЕМОСХЕМА ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ ДЕЙСТВИЙ.
В конце младшей и средней группе начинают работать с мнемотаблицами. Чаще всего это

Слайд 7Работа с загадками.

Работа с загадками.

Слайд 8РАССКАЗЫВАНИЕ СКАЗОК.

РАССКАЗЫВАНИЕ СКАЗОК.

Слайд 11Я рубашку сшила Мишке, Я сошью ему штанишки. Надо к ним карман пришить И

конфетку положить.

ЛЕГКИЙ МЕТОД РАЗУЧИВАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребёнок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагают готовую план - схему, а по мере обучения ребёнок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Я рубашку сшила Мишке,  Я сошью ему штанишки.  Надо к ним карман пришить  И

Слайд 12Очень удобно пользоваться методом мнемотаблиц при составлении описательных рассказов. Например: рассказ

о себе.
Очень удобно пользоваться методом мнемотаблиц при составлении описательных рассказов.  Например: рассказ о себе.

Слайд 14При составлении рассказа ребёнок может рисовать картинки сам. Можно составить план пересказа

текста «Любимый фрукт».

Это фрукт.
Растет на дереве.
Это яблоко большое.
Круглой формы.
Желтого цвета.
На ощупь - твердое.
На вкус- сладкое.
Можно есть сырым, сварить компот и варенье.

При составлении рассказа ребёнок может рисовать картинки сам. Можно составить план пересказа текста «Любимый фрукт».  Это

Слайд 15Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях используются модельные схемы, мнемотаблицы

по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень".

Зима Наступила зима. Небо закрыто серыми тёмными тучами. Часто идёт холодный снег. Девочки и мальчики идут гулять на улицу. Они лепят из снега снежки и снежную бабу. Зимой ребята катаются на санках и коньках.

Лето Наступило лето. Солнце светит ярко и греет. Мальчики и девочки купаются в речке. Играют в мяч и бадминтон. Из песка строят башни, замки. Летом поспевают вкусные фрукты, ягоды и полезные овощи.

Осень Наступила осень. Солнце светит мало и не греет. Оно скрыто за серыми тучами. Часто идет дождь. Мы идём в детский сад под зонтом. Дует сильный ветер. И с деревьев слетает листва. Листья покрывают всё вокруг красивым, красочным ковром.

Весна Наступила весна. Солнце пригревает сильнее и становится тепло. На улице тает снег, и бегут ручьи. Девочки и мальчики пускают кораблики по воде. На деревьях распускаются первые почки и появляются первые цветы. Из жарких стран прилетают птицы.

Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях используются модельные схемы, мнемотаблицы по блокам

Слайд 16Существуют готовые мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде,

овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков, обогащают словарный запас детей.
Существуют готовые мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых.

Слайд 17

Как работать с текстом по мнемотехнике? - Сначала читаете произведение. - Потом, основываясь на предложениях ребёнка, рисуете картинно-графический план текста. - Читаете текст ещё раз, указывая по ходу произведения на определённые картинки картинно-графического плана. - Предлагаете ребёнку попробовать пересказать текст по картинно-графическому плану. - Если у ребёнка не выходит пересказ с первого раза, пересказываете его сами по картинкам, указывая на них. А после просите ребёнка повторить попытку. Как должен быть составлен картинно-графический план? 1. Он должен отражать содержание текста (произведения) последовательно. 2. К тексту, даже если это целая сказка или рассказ, общее количество картинок для дошкольников не должно превышать 6-9 штук. 3. Все графические объекты, которые вы используете в плане, ребёнок должен легко узнавать. 4. Характерные особенности изображенного предмета пиктограмма должна усиливать. 5. Не нужно стремиться к идеальному рисунку. Можно изображать схематично, с помощью геометрических фигур.  

Слайд 18СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА «ЗИМА» В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ О ЗИМЕ ПО

МНЕМОДОРОЖКАМ.

1.Зимой солнце светит мало, небо покрыто тучами. Часто идёт снег.
2.Снег лежит на земле, на деревьях, на домах.
3.Зимой в домах топят печи. В небо идёт дым.
4.Люди зимой делают кормушки для птиц.
5.Зимой в лесу много снега, а под снегом спят медведь и ёжик.
6.Дети зимой катаются на санках с горки, на лыжах, лепят снеговиков, играют в снежки.
7.В Новогодний праздник Дед Мороз приносит детям подарки и сладости.

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА «ЗИМА»  В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ.  СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ О ЗИМЕ ПО МНЕМОДОРОЖКАМ.1.Зимой солнце светит

Слайд 19 СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА О ЗИМЕ

ПО МНЕМОТАБЛИЦЕ. 1. Рассматривание мнемотаблицы 2.Составление рассказа о зиме педагогом. 3. Составление рассказов о зиме детьми.

Зимой повсюду лежит снег.
Деревья словно в белые шубки нарядились.
Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи.
Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки.
Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости.

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА О ЗИМЕ ПО МНЕМОТАБЛИЦЕ.  1. Рассматривание мнемотаблицы

Слайд 20ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА «ЗДРАВСТВУЙ, ЗИМУШКА-ЗИМА»
1.Чтение педагогом текста и демонстрация опорных картинок.
Наступила зима.


Всюду белый, пушистый снег.
Холодно на улице. Дети оделись тепло, и пошли гулять.
Они покатались на санках, лыжах, поиграли в снежки, слепили весёлого снеговика.
Хорошо зимой.

2. Ответы на вопросы по содержанию.
Вопросы:
Какое наступило время года?
Где лежит снег?
Какой снег?
Какая погода на улице?
Куда пошли дети?
Как они оделись?
Что делали дети на прогулке?
Нравиться ли детям гулять зимой?

3. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

4. Пересказ текста ребёнком своими словами.

ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА «ЗДРАВСТВУЙ, ЗИМУШКА-ЗИМА»1.Чтение педагогом текста и демонстрация опорных картинок.Наступила зима. Всюду белый, пушистый снег. Холодно на

Слайд 21 Для детей младшего и среднего дошкольного возраста мнемотаблицы даются в

готовом цветном варианте, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: ёлочка - зелёная, колобок – жёлтый и др. Позже изображения усложняются или заменяются графическим изображением: лиса – оранжевые геометрические фигуры (круг, квадрат, овал) и др. Нужно отметить, если вы сделали, например волка – изображением зубов, тогда это должно быть на протяжении всего возрастного периода. С переходом в другую группу можно усложнить или заменить другой графической заставкой. Для детей старшего возраста схемы даются в одном цвете и взрослый даёт план-схему только на начальном этапе - по мере обучения дети активно включаются в процесс создания своей схемы.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста мнемотаблицы даются в готовом цветном варианте, т. к. у

Слайд 22В качестве символов – заместителей при моделировании рассказов используются: • предметные картинки;

• силуэтные изображения; • геометрические фигуры.
В качестве символов – заместителей при моделировании рассказов используются: • предметные картинки;  • силуэтные изображения;

Слайд 23

Результаты работы с мнемотаблицами. У детей: - расширяется круг знаний об окружающем мире; - появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; - появляется интерес к заучиванию стихов, потешек, скороговорок, загадок; - - словарный запас выходит на более высокий уровень; - дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. По наблюдениям детских психологов малыши, работающие с ассоциативными схемами, быстрее адаптируются в школе, у них хорошо развиты усидчивость, концентрация внимания и коммуникативные способности.

Слайд 24 Список использованной и

рекомендуемой литературы Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005. Вахрушев, А.А., Кочемасова, Е.Е., Акимова, Ю.А. Здравствуй, мир! Москва “Баласс”, 2000. Волковская, Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М., 2004. Громова, О.Е., Соломатина, Г.Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет. Москва, 2005. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. СПб., 2000. Кислова, Т.Р. По дороге к азбуке. Москва “Баласс”, 2002. Малетина Н.С., Пономарёва Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21. Фалькович, Т.А., Барылкина, Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. Москва “ВАКО”, 2005. Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С.59-62. Шорыгина, Т.А. Стихи и сказки о родной природе. Москва, 2005.
Список использованной и рекомендуемой литературы  Большова, Т.В. Учимся

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть