Слайд 1ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ
и как с ней справиться?
Презентация подготовлена воспитателем
МБДОУ Боровихинского
д/с о/в «Солнышко»
Семёновой И. В.
Слайд 2
Агрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста,
так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.
Слайд 3Воспитателю необходимо знать три главных момента
Слайд 4Агрессия
это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в
обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Слайд 5Агрессивность
это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.
Выделяют следующие факторы, влияющих
на ее появление:
а) стиль воспитания в семье (гипер- и гипоопека);
б) повсеместная демонстрация сцен насилия (ТВ);
в) нестабильная социально-экономическая обстановка;
г) индивидуальные особенности человека (сниженная произвольность, низкий уровень активного торможения и т. д.);
д) социально-культурный статус семьи и т. п.
Слайд 6Какого ребенка можно назвать агрессивным?
Агрессивное поведение, уже в дошкольном возрасте принимает
разнообразные формы. В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию, каждая из которых может иметь прямые и косвенные формы.
Вербальная агрессия.
Косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозу сверстнику. Проявляются они в различных высказываниях в виде жалоб. ("А Артем не убрал за собой посуду", "А Таня меня ударила" и тд.)
Прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления и вербальные формы унижения другого
Физическая агрессия.
Косвенная физическая агрессия направлена на принесение какого - либо материального ущерба другому через непосредственные физические действия.
Прямая физическая агрессия представляет собой непосредственное нападение на другого и причинение ему физической боли и унижение.
Слайд 7Причины агрессивности детей и методы их коррекции
Слайд 8Причины агрессивности детей и методы их коррекции
Слайд 9Одной из причин появления агрессивных реакций может быть внутренняя неудовлетворенность ребенка его
статусом в группе сверстников, особенно если ему присуще стремление к лидерству. Для детей статус определяется целым рядом факторов:
внешняя привлекательность, аккуратность, высокий уровень развития гигиенических навыков, опрятность;
обладание красивыми и популярными игрушками, готовность ими делиться;
организаторские способности;
широта кругозора;
позитивная оценка взрослого и т. д.
И если сверстники по той или иной причине не признают ребенка, а еще хуже — отвергают его, то агрессивность, простимулированная обидой, ущемленным самолюбием, будет направляться на обидчика, на того или тех, кого ребенок считает причиной своего бедственного положения.
Усугубляться такая ситуация может приклеиванием ярлыка «плохой, драчун, грубиян» и т. п. со стороны взрослого.
Слайд 10Еще одной причиной появления агрессивности у дошкольника может быть ощущение тревоги и
страха нападения.
Стимулируется она тем, что ребенок, скорее всего, неоднократно подвергался физическим наказаниям, унижениям, оскорблениям.
В этом случае, в первую очередь, необходимо поговорить с родителями, объяснить им возможные причины и следствия такого поведения.
В крайнем случае, заботясь о благополучии ребенка, можно совместно с администрацией ДОУ обратиться в органы охраны прав ребенка с жалобой на действия родителей.
Иногда агрессивность является способом привлечения внимания окружающих, причина ее — неудовлетворенная потребность в общении и любви.
Агрессивность может выступать и формой протеста против ограничения каких-нибудь естественных желаний и потребностей ребенка, например потребности в движении, в активной деятельности.
Слайд 11Таким образом, первым шагом в работе с агрессивным ребенком должно стать
выяснение возможных причин его поведения:
Необходимо попытаться собрать как можно более полную информацию о поведении ребенка в группе ДОУ, дома, в общественных местах.
Коррекционная работа с ребенком должна вестись педагогом-психологом вместе с воспитателем и со взрослыми, его окружающими.
В зависимости от выявленных причин в работе со взрослыми необходимо делать несколько акцентов:
изменение негативной установки по отношению к ребенку на позитивную;
изменение стиля взаимодействия с детьми;
расширение поведенческого репертуара родителей и педагогов через развитие их коммуникативных умений.
Слайд 12Независимо от причины агрессивного поведения ребенка существует общая стратегия окружающих по отношению к
нему.
Если это возможно, сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением, остановить занесенную для удара руку, окрикнуть ребенка.
Показать ребенку неприемлемость агрессивного поведения, физической или вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более людям. Осуждение такого поведения, демонстрация его невыгодности ребенку в отдельных случаях действуют довольно эффективно.
Установить четкий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нем.
Предоставить детям альтернативные способы взаимодействия на основе развития у них эмпатии, сопереживания.
Детям важно давать выход своей агрессивности.
Слайд 13Можно предложить:
подраться с подушкой;
использовать физические силовые упражнения;
рвать, мять бумагу;
нарисовать того, кого
хочется побить, и что-нибудь сделать с этим рисунком;
использовать «мешочек для криков»;
поколотить стол надувным молотком и т. д.
Слайд 14В целях коррекции агрессивного поведения, можно использовать:
занятия психогимнастикой;
этюды и игры на
развитие навыка регуляции поведения в коллективе;
этюды и игры релаксационной направленности;
игры и упражнения на развитие осознания детьми отрицательных черт характера;
игры и упражнения на развитие позитивной модели поведения.
высокую эффективность имеет использование элементов изотерапии
Слайд 15Детям нравится играть с водой, с глиной. С ними необходимо использовать различные способы
рисования: пальцами, ладошками, ступнями.
С целью корректирования агрессии можно ставить с детьми спектакли, в которых проблемным агрессивным детям необходимо давать роли с позитивной силовой характеристикой (богатыри, рыцари и т. д.).
Предлагается использовать в работе подвижные игры, способствующие нейтрализации агрессии, снятию накопившегося напряжения; обучение эффективным способам общения и т. д.
Развитию контроля над собственными импульсивными действиями способствуют занятия пальчиковой гимнастикой. Их могут проводить и родители, и педагоги.
Взрослым, окружающим агрессивного ребенка, важно помнить, что их страх перед его выпадами способствует повышению агрессивности.
Этому же способствует, и навешивание ярлыков: «Ах, раз я такой плохой, я вам покажу!»
Часто взрослые обращают внимание на негативные действия детей и воспринимают как само собой разумеющееся хорошее поведение. Для детей важно создавать «ситуации успеха», развивающие у них позитивную самооценку, уверенность в своих силах.
Агрессия
порождает агрессию!
ПОМНИТЕ:
Слайд 17 "Каждый может разозлиться - это легко. Но разозлиться настолько, насколько
нужно и по той причине, по которой нужно, - это дано не каждому."
Аристотель