Слайд 31.Собрать как можно больше фактов
подтверждающих наступление осени.
2.Учить детей представлять
материалы, рассказы и зарисовки по своим наблюдениям.
3.Воспитывать любовь к природе.
4.Развивать познавательный интерес детей.
Слайд 41.Научить детей кратко излагать свои мысли.
2.Научить детей самостоятельно делать выводы по
наблюдениям.
3.Научить детей работать в группе.
Слайд 5ДЕЙСТВИТЕЛЬНО
ЛИ НАСТУПИЛА ОСЕНЬ?
Слайд 71.Что изменилось в неживой природе
с приходом осени?
2.Повлияли ли эти
изменения на жизнь
растений, животных и людей?
3.Может ли человек изменить сроки
прихода осени?
Слайд 9Копилка народных мудростей:
Творческая мастерская
Слайд 10Поздний листопад - к суровой и продолжительной зиме.
Поздний отлёт птиц предвещает
тёплую зиму.
У дуба и осины самый поздний листопад.
Большой урожай рябины - к морозу.
Сырое лето и тёплая осень – к долгой зиме.
Гром в сентябре предвещает тёплую осень.
Слайд 11Холоден сентябрь, да сыт.
-Октябрь ни колеса, ни полоза не любит.
-Ноябрь без
топора мосты наводит.
-Лебедь несёт на носу снег.
-Гуси летят – зимушку на хвосте тащат.
-Лето со снопами , осень с пирогами.
Слайд 12
Формирование и распределение обязанностей между командами.
Слайд 13
Облака» - на открытом пространстве дети наблюдают небо, форму и скорость
движения облаков. Здесь же при помощи термометра измеряется температура воздуха. На маршрутном листе делаются соответствующие записи и рисунки.
Слайд 14
«Вода» - возле пруда или речки. дети наблюдают цвет воды, волны,
измеряют температуру воды.
Слайд 16
«Полянка» - дети наблюдают пожухлую траву, исчезновение насекомых, отсутствие птиц.
Слайд 17«В гости к пернатым» - на протяжении всего маршрута дети отмечают
отсутствие птиц, слушают пение редкой птицы, сравнивают его с весенним.
Слайд 18«Яблонька» - Каждый ребёнок находит «вещественное доказательство» наступления осени- созревшие яблоки,
пожелтевшие листья.
Слайд 19«Цветы на клумбах» - дети отмечают, что цветы завяли. Учащиеся собирают
в конверт семена цветов.
Слайд 21Мы листики осенние,
На ветки мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы
летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
Слайд 22
Падают с ветки желтые монетки…
Под ногами целый клад!
Это осень золотая дарит
листья
Не считая , золотая дарит листья
Вам и нам. И всем подряд.
.
Слайд 23-Запасают еду к зиме не только звери, но и некоторые птицы
: сойки, кедровки, поползни.
-Ёж охотится ночью. Ёж ест гадюк, не боясь яда. Яд на него почти не действует. Ёж проводит в спичке более шести месяцев. В это время ёж нечего не ест и не двигается.
Слайд 24
Барсук- аккуратный и чистоплотный зверь. Вокруг его норы всегда чисто. Осенью
барсук начинает готовиться к зиме. Он отъедается и сильно жиреет. Пищей ему служит всё, что попадается : жуки, слизни, ящерицы, лягушки, мыши. Ест он и лесные ягоды и плоды.
-Дуб - долговечное дерево. Живёт 400-500 лет. Иногда дуб живёт и до двух тысяч лет.
Слайд 26Найдите в каждом ряду одно «лишнее» слово.
-сентябрь, октябрь, май, ноябрь;
-дятел, лиса,
синица, воробей;
-комар, небо, земля, вода.
Слайд 27Из списка слов, выберите слова, относящиеся к живой природе.
-
Дуб - Вода
- Шмель - Песок
- Камень - Река
- Роза
Слайд 28Из всех птиц выбери тех, кто улетает осенью от нас на
юг.
Воробей
Ласточка
Синица
Скворец
Соловей
Сорока
Слайд 29Осень действительно наступила: стало холодно; небо стало ниже; идут частые холодные
дожди; солнце светит - но не греет; день стал короче,
а ночь – длиннее.
Слайд 30
Эти изменения повлияли на жизнь растений и животных: на деревьях появились
жёлтые листья; трава пожелтела и высохла; исчезли насекомые; перелётные птицы улетели на юг; люди и животные готовятся к зиме.
-Человек не может изменить сроки прихода зимы!
Слайд 31Подведение итогов
Подведение итогов обсуждалось в присутствии родителей с празднично накрытым «осенним»
столом с фруктами, сладостями. При подведении итогов обсуждалась не только тема проекта, но и то, как действовал каждый участник: кто собрал больше народных примет, стихов, сделал новые открытия и т. п., что, возможно, получилось не так ,как задумывали, что надо учесть, в другой раз.
Слайд 34
Автор:
Рудакова Л.Р.
Учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 13»
Г. Выборга
2013 год