Слайд 2Свадьба в Осетии
Названые братья — кухылхацаг и амдзуарджын выводят невесту, — как
поётся в свадебной песне: «На одном плече (у невесты) — солнце сияет, на другом — луна играет». В последний раз переступает она порог отчего дома, как член семьи. Фарн и счастье несёт в дом, который отныне станет для неё родным…
Слайд 3Сватовство
Любая свадьба, как в старину, так и в наши дни, начинается
со сватовства. Если юноша чувствует себя морально и физически готовым к тому, чтобы взять на себя ответственность за семью, если у него есть любимая девушка и они решили связать свои судьбы, и если избранница сына наделена теми качествами, которые родители жениха желали бы видеть в будущей невестке, они (с согласия девушки) засылают сватов.
Слайд 4Сватовство
Сватов должно быть не менее 3 человек. Один из них, по
возможности, родственник жениха, старшим обычно посылают самого уважаемого из соседей, третьим может быть хороший знакомый семьи невесты — это, обычно, ускоряет дело.
Слайд 5Сватовство
Семья девушки, как правило, знает о приходе гостей. По тому, как
их встречают, можно судить об исходе сватовства. Тем не менее, после второго тоста старший должен сообщить хозяевам о цели своего прихода.
Слайд 6Сватовство
Часто бывает так, что семья девушки знает о чувствах молодых и
ничего не имеет против их союза, но дать согласие сразу не позволяет этикет. Глава семьи благодарит гостей за оказанную честь и отвечает примерно так:
Мы должны посоветоваться со старейшинами фамилии, родственниками, наконец, спросить о согласии девушку, и только тогда сможем ответить вам.
То есть в завуалированной форме даёт понять гостям, что их приходу рады и сватовство может закончиться свадьбой. Тогда же договариваются о времени следующего визита.
Слайд 7Фидыд
В наше время фидыд может проходить как в доме жениха, так
и в доме девушки, причём второе бывает гораздо чаще. Родители юноши через фидауджыта оставляют в доме девушки фидауаггаг — определённую сумму денег в знак того, что две фамилии породнились.
Иногда фидыд происходит в день свадьбы, что также не возбраняется обычаями.
В доме девушки для фидауджыта готовят угощение. Более состоятельные семьи режут барана. Пока мясо варится, гостям приносят лёгкую закуску, произносят 2 — 3 тоста. Затем стол накрывают уже по обычаю.
Встаёт старший и предлагает обсудить дело, из-за которого они собрались.
Во время фидыда назначается день свадьбы, обговаривается количество гостей, которые приедут за невестой, а также кто и когда привезёт жертвенного бычка.
Обсудив непосредственно всё, что касается предстоящей свадьбы, гости и хозяева переходят к застолью.
Слайд 8Фидыд
На столе по обычаю — три пирога, голова и шея жертвенного
животного. Старший (тамада) сидит во главе стола, справа от него второй старший — фидауджыты хистар, слева — третий старший — родственник семьи или представитель фамилии. Все встают. Старший произносит тост за Стыр Хуыцау (Большого Бога), поручает молодых и породнившиеся фамилии Мады Майрам, Уастырджи и другим святым и передает куваггаг и базыг младшему за столом. Второй и третий старшие поддерживают тост.
Как мы уже сказали, первый тост произносят за Стыр Хуыцау, второй — за Уастырджи, а третий — за здоровье и долголетие двух породнившихся фамилий. Хозяева и фидауджыта в знак сговора пожимают друг другу руки.
Тамада предоставляет слово старшему из гостей, который произносит тост за здоровье соседей и жителей села, благодарит хозяина дома и желает, чтобы две фамилии были довольны новым родством, а счастье молодых озаряло не только их близких и родных, но и всю Осетию.
Застолье оживляется, тосты следуют один за другим. Старший, ведущий стол, старается, чтобы никто не был обделён вниманием. Третий старший отрезает ухо жертвенного животного, надрезает его три раза и передаёт старшему. Старший благословляет младших и передаёт им ухо вместе с бокалом.
Слайд 9Фидыд
В заключение старший просит Хоры Уацилла, Фосы Фалвара, Мыкалгабырта и Касары
Уастырджи, чтобы они взяли под своё покровительство Осетию, породнившиеся фамилии и молодых.
Жизнь вносит свои коррективы в веками устоявшиеся традиции и обычаи. В наше время молодые после сговора, а чаще в день свадьбы идут в ЗАГС регистрировать брак. Эта церемония обставляется со всей торжественностью и надолго запоминается молодым.
Слайд 10Сусагцыд
Через несколько дней после фидыда жених с шафером, дружкой и несколькими
друзьями наносят визит в дом невесты. По возможности это не афишируется, собираются только самые близкие и подружки невесты. Зять непременно должен принести с собой конфеты, которые он раздаёт всем собравшимся в доме женщинам. Гостям накрывают столы, устраивают танцы.
За столом первый тост старший (обычно это кто-нибудь из соседей, подходящий гостям по возрасту) произносит за Великого Бога, второй — за Уастырджи. Третий тост поднимают за счастье молодых.
После этого жених с кухылхацагом и амдзуарджыном идёт в к старшим женщинам. Женщины дают им нуазанта [9], причём жениху подносит нуазан мать невесты или её свекровь, если она есть. Поблагодарив за тёплый приём, гости возвращают нуазанта, положив в них деньги, кто сколько считает нужным. Кто-нибудь из молодых женщин раздаёт принесённые женихом конфеты. Женщины благодарят: «Пусть ваша жизнь будет такой же сладкой, как эти конфеты».
В сусагцыд жених преподносит невесте обручальное кольцо.
Слайд 11Сусагцыд
Молодёжь во дворе или в другой комнате устраивает веселье с танцами
и песнями. Могут попросить и жениха показать своё искусство. Умелые танцоры, хорошие исполнители песен всегда окружались особым уважением.
Застолье может длиться до глубокой ночи, но как-бы ни сложились обстоятельства, по этикету жених не должен оставаться ночевать в доме невесты.
Слайд 12Кухылхацаг и амдзуарджын
Назначаемые заранее родителями жениха, Кухылхацаг и Амдзуарджын имеют много
прав и обязанностей на свадьбе. По существу — это главные действующие лица на празднестве, особенно шафер. От его распорядительности и организаторских способностей зависит порядок на свадьбе, он определяет, когда и кто поедет за невестой, как примут гостей и т.д. Как правило, кухылхыцага и амдзуарджына назначают из близких семье людей, родственников, друзей жениха. В старину существовал обычай: невесту выводили к шаферу и амдзуарджыну и говорили: «Богу угодно, чтобы с сегодняшнего дня эти двое стали твоими братьями. И хотя у вас разные родители, отныне они — твои братья, а ты их сестра». В те времена это имело особое значение — часто шафер оставался её единственным советником и защитником. В доме жениха к нему относились, как к родственнику.
Кухылхацаг отвечает за порядок не только в доме жениха, но и невесты. Когда свадебный пир подходит к концу и настаёт пора выводить невесту, шафер вместе с представителями её фамилии, это обычно брат невесты или кто-либо из близких родственников, входит в ее комнату.
Слайд 13Кухылхацаг и амдзуарджын
Родственник девушки обращается к Богу, чтобы он благословил его
сестру и ниспослал ей любовь и счастье в новой семье, чтобы она никогда не опорочила честь рода и т.д. После этого он даёт разрешение женщинам одеть невесту. Обычно это делают 2 — 3 молодые соседки.
Перед свадьбой хозяин дома приглашает нескольких соседей, наиболее близких ему и отличающихся ответственностью, и вверяет им своё хозяйство. Те, в свою очередь, обговаривают, кто за что будет отвечать, кто будут кусартгёнджытё , хонджытё , уырдыглауджыта , а кто кабицы хицау .
Слайд 14Свадьба
Тех, кого удостаивают чести быть чындзхассаг [14], уведомляют заранее. Во главе чындзхасджыта
должен быть старший, которого оповещают раньше всех и который должен проследить за тем, чтобы всё прошло соответственно свадебному этикету. Как правило, это бывает человек уважаемый, хорошо знающий осетинские обычаи.
Перед выездом для чындзхасджыта накрывают стол — они должны помолиться Богу, попросить благословения у Уастырджи и подкрепиться на дорогу. Помимо этого, они должны познакомиться друг с другом, обговорить некоторые другие вопросы.
Слайд 15Свадьба
И вот, наконец, с песнями, музыкой свадебный кортеж отправляется к дому
невесты. Навстречу им выходят старшие — распорядители в доме невесты и другие встречающие. Кто-нибудь из молодых несёт три пирога, араку, пиво. Старший воздаёт хвалу Богу и высказывает пожелание, чтобы отныне этот дом посещали только такие уважаемые гости и чтобы торжество, по поводу которого они собрались, было угодно Богу и Дзуарта. Старший чындзхассаг благодарит за тёплый приём и в свою очередь желает счастья и благополучия молодым и двум породнившимся фамилиям. Тоже самое делают и двое его помощников.
При этом вполне достаточно если трое старших от гостей выпьют преподнесённые бокалы. Абсолютно неприемлемы и должны повсеместно отвергаться случаи современного грубого искажения древних осетинских традиций, когда некоторые строптивые молодые хозяева заставляют выпить «встречный бокал» каждого, кто приехал чындзхассаг, не впуская их без этого в дом. В таком случае лучше повернуться и уйти с честью, чем допускать анагъдаудзинад.
Слайд 16Свадьба
Гостей приглашают в дом. Молодёжь устраивает танцы, после которых гостей сажают
за стол, причём чындзхасджыта сидят отдельно, вперемешку с несколькими представителями принимающей стороны.
Стол ведёт фынджы хистар [16]. На столе, по обычаю, голова и шея жертвенного животного, как правило, бычка. (На праздничных и свадебных столах шея обязательно кладётся с левой стороны от головы), три пирога. Базыг у тамады. У старшего чындзхассага — физонаг [17] он сидит за второго старшего. Физонаг из трёх правых рёбер у третьего старшего, который обычно представляет фамилию или родственников невесты по материнской линии. Фынджы хистар встаёт, держа в правой руке чашу с пивом, а в левой — базыг. Все сидящие за столом тоже встают, молодёжь подходит ближе. Старший про износит молитву.
Слайд 17Свадьба
Кухылхацаг берёт у старшего чашу с пивом. Второй и третий старший
так же возносят молитвы Богу. Второй старший даёт куваггаг амдзуарджыну, а третий старший — младшему за столом, и все садятся.
Старший произносит первый тост за Великого Бога, второй — за Уастырджи, третий — за здоровье фамилии и семьи. После этого тосты идут один за другим как того желает старший и требует этикет.
Произносится тост за чындзхасджыта. Старший воздаёт им хвалу и даёт традиционные три нуазана. Хозяева стараются всячески угодить гостям. И когда старший из гостей пьёт свой нуазан, младшие поют застольную «Нуазаны Зараг».
Слайд 18Свадьба
Если поблизости живут люди, недавно потерявшие близкого человека (обычно — ещё
не справившие годовщину), хозяин дома, в котором состоится свадьба, заранее до дня свадьбы, посылает к ним уважаемых людей, мол, такого числа мы намерены женить сына (выдать дочь), но, радуясь этому событию, мы бы не хотели проявить неуважение к вам, вашему трауру. Как нам быть? Те отвечают, что в жизни есть и радости, и горе. Просим вас не отменять из-за нашего горя вашу свадьбу. То есть таким образом чтутся древние осетинские обычаи взаимоуважения и сострадания.
На свадьбе хозяева стараются, чтобы никто из гостей за столом не был обделён вниманием, но пить насильно никого не заставляют. Те же случаи, когда на некоторых современных свадьбах и других праздниках это всё-таки делается под различными предлогами, нужно рассматривать как анагъдаудзинад и не идти на поводу у любителей выпить. Потому что наши предки прежде всего ценили трезвость и сдержанность в выпивке и еде. Напиться или напоить гостя до неблаговидного состояния не делает чести никому.
Обязательно произносится тост за здоровье молодых. Им желают прожить в любви и согласии и вместе состариться. Желают, чтобы у них появились сыновья, которые смогут прославить Осетию и страну. Право произнести молитву предоставляют старшему из гостей. Он желает здоровья хозяевам, соседям, односельчанам и благодарит их. Просит принести три ребра. Кладёт их на тарелку с тремя нуазанами, и отсылает с молодыми из числа гостей к женщинам, находящимся в доме.
1-ый бокал преподносится афсинтан (готовившим еду и накрывавшим столы),
2-ой — женщинам (гостьям),
3-ий — старшей женщине в семье.
Слайд 19Свадьба
От имени гостей, их старший поручает трём молодым отнести такие же
бокалы к столу, за которым сидят соседи, родственники и другие приглашенные для того чтобы поблагодарить их за гостеприимство.
Часто такой жест благодарности и внимания делается по направлению молодёжи, веселящейся и танцующей во дворе.
Далее старший чындзхассаг просит позвать хозяина дома и от имени гостей благодарит его. Дальше застолье идёт своим порядком. После двух — трёх тостов хозяин дома с двумя молодыми людьми преподносит почётные бокалы гостям.
Молодёжь, приехавшая за невестой, также преподносит нуазанта хозяевам. Благодарит их, желает, чтобы те всегда сидели за свадебными и праздничными столами, а они, в свою очередь, были для них достойными младшими.
Но вот невеста одета, её пора выводить, однако женщины, одевавшие её, не позволяют это сделать, пока шафер не «выкупит» её. Идёт забавный и непринуждённый «торг» после которого стороны приходят к соглашению.
Иногда соседские девушки прячут самую молодую гостью, которую юноши — чындзхассджыта должны у них «выкупить». В некоторых сёлах прячут гармошку, принадлежащую гостям, и требуют за неё выкуп. Всё это сопровождается весёлыми шутками и смехом.
Наконец невесту выводят. Кухылхацаг держит её за правую руку, амдзуарджын идёт с левой стороны.
Слайд 20Свадьба
Старший передаёт нуазан кухылхацагу. Второй и третий старший так же произносят
напутственные слова с добрыми пожеланиями. Невесту сажают в машину.
Старший произносит тост за Хоры Уацилла, за Фосы Фалвара. Третий старший отрезает ухо с головы жертвенного животного, надрезает три раза, и старший стола, по благодарив и выразив всем добрые пожелания, вместе с нуазаном передаёт его младшим за столом (в знак того, чтобы младшие всегда слушались старших, постигая их мудрость). Один из них берёт нуазан, разрезает ухо на три части и, в свою очередь, благодарит старших. Произносится тост за Мыкалгабырта.
Последний тост за Фандагсар Уастырджи (покровителя путников) пьют стоя.
После этого несколько человек из старших чындзхасджыта идут в хадзар к женщинам, чтобы поблагодарить их за оказанный приём. Поскольку это не полагается делать с пустыми руками, афсинта дают им нуазанта.
В это время несколько молодых людей или мальчиков закрывают ворота, чтобы машина с невестой не могла выехать, и требуют соблюдения ещё одной традиции. Шафер выносит им три пирога, курицу и араку (детям — конфеты, деньги) — путь невесте открыт.
И вот, наконец, с музыкой, с песнями свадебный кортеж покидает дом невесты. Очень часто по дороге, все заезжают в святую Рощу Хетага, где возносят молитву Уастырджи и просят счастья молодым, а себе счастливой дороги.
В последнее время появился не очень хороший обычай — по дороге в дом жениха устраивать гонки с оглушительным рёвом звуковых сигналов. Это — небезопасно и очень часто приводит к неприятным последствиям. Старшие должны сдерживать молодых.
И вот наконец машина с невестой въезжает во двор жениха. Молодёжь и женщины помоложе окружают машину, слышатся шутки, смех
Слайд 21Свадьба
Кухылхацаг и амдзуарджын подводят невесту к старшим. Все встают. У трёх
старших в руках — нуазанта. Первый старший произносит молитву Богу и всем святым.
Куваггаг дают кухылхацагу. Второй и третий старший так же возносят благодарение Богу и передают куваггаг амдзуарджыну и кому-нибудь из молодёжи за столом. Младшие благодарят, и невесту под песню «Фарн идёт, фарн! счастье с собой несёт» ведут в хадзар (дом), где сидят старшие женщины.
Перед входом в дом ей дают подержать мальчика, с пожеланием, чтобы её первенец был сыном.
Невеста переступает порог хадзара правой ногой. Движения её полны достоинства и грации. Вступив в хадзар, она кланяется три раза. Старшая из женщин просит молитву Богу-Хуцау, Лагты Дзуара (женщина не должна произносить имя «Уастырджи», называя его Лагты Дзуа — Покровитель Мужчин), Бынаты хицау, Мады Майрам и других дзуаров взять невесту под своё покровительство. После этого под музыку и песни её ведут в её комнату, где устраиваются танцы. Через некоторое время кухылхацаг и амдзуарджын снова ведут невесту в хадзар, где с неё должны снять фату. В старину фату снимали только на второй день, в некоторых сёлах это практикуется и по сей день.
Слайд 22Мыды кус
Мыды кус (чаша со смесью мёда и топлёного масла)
Вместе с сары
зады хацилом присылается и мыды кус. После снятия фаты, невеста должна угостить пожилых женщин, сидящих в комнате, мёдом. Когда невеста угощает мёдом свекровь, женщины желают им, чтобы они были друг другу так же сладки, как эти мёд и масло. После этого часто Мыды Кус выхватывал кто-то из соседских мальчиков и под весёлые одобрительные возгласы уносил друзьям.
После этого ритуала невесту снова уводят в её комнату, где возобновляются танцы, песни, весёлые шутки и смех. Невеста обычно стоит в дальнем от входа углу комнаты «под охраной» двух молодых людей приехавших вместе с ней из отчего дома в качестве сопровождения и поддержки. Они не разрешают фамильярничать или каким-либо другим образом обижать невесту. Всестороннюю поддержку и внимание оказывает невесте Канга Мад (букв. – «назаначенная мать» обычно молодая женщина из числа соседей, заблаговременно назначается матерью жениха или старшей женщиной в доме). Она становиться настоящим заботливым опекуном невесты на время адаптации в новом доме, а очень часто — и на всю жизнь.
Слайд 23Мыды кус
После того как с невесты сняли фату, кто-то из молодых
парней может отважиться пригласить её на танец. Невеста не должна отказываться, но танец её (обычно «Хонга Кафт») скромный, плавный и недолгий. Остановившись возле «своего угла», она даёт юноше возможность в искромётном танце показать всем на что он способен. После этого, рискнувшему на этот танец с невестой, она сама преподносит, приготовленный расторопными молодыми, нуазан — бокал. Юноша благодарит невесту, желает ей и её избраннику здоровья и счастья, а дому благополучия и процветания и выпивает. Затем положив в опустошенный стакан денежную купюру достаточно высокого достоинства, возвращает его невесте.
Слайд 24Сиахсыцыд
После того как невесту увозят, жених с шафером и несколькими молодыми
людьми приезжает в дом невесты.
Его приезда ждут с нетерпением: родственникам и соседям интересно взглянуть на выбор невесты. Молодёжь устраивает в его честь танцы, женщины накрывают столы. За старшего сидит обычно кто-нибудь из соседей, как правило, близкий гостям по возрасту.
Жених привозит с собой конфеты и одаривает ими всех находящихся в доме женщин. Наутро конфетами также угощают всех близживущих соседей.
За столом жених ведёт себя скромно. Сдержан в еде и, особенно, в употреблении крепкого спиртного. Старается произвести на новых родственников приятное впечатление.
Застолье может длиться долго, но в определенное время жених с двумя — тремя молодыми людьми должен попроситься встать из-за стола зайти к женщинам (афсинтам) готовившим еду и накрывавшим на столы. Афсинта дают им нуазанта (бокалы). Жениху подносит нуазан мать невесты или старшая в доме женщина. Выразив женщинам благодарность за гостеприимство и затраченный труд, молодёжь пьёт за их здоровье и возвращает нуазанта, предварительно положив в них деньги, кто сколько считает нужным. После этого они возвращаются за стол. Гостей обычно отпускают заполночь.
Слайд 25Сиахсыцыд
На второе утро свадьбы посмотреть на невесту сбегаются соседские ребятишки. Невеста,
по обычаю, всячески привечает их: девочкам вплетает в волосы банты, мальчикам дарит различные игрушки.
Ближе к обеду из дома невесты привозят хуын — приданое невесты. Гостей встречают со всеми почестями: устраивают танцы, накрывают богатые (по возможности) столы, делают кусарт — забивают жертвенное животное. Хуындзаутта (молодёжь сопровождающая приданное) принимают в доме жениха также, как принимали чындзхасджыта в доме невесты. Снова застолье, песни танцы допоздна. Обычно в числе хуындзаутта приезжают друзья, подруги, родственники, соседи невесты, а также младшие братья и сестры. Они все хотят проведать невесту, поддержать ободрить её в новом, непривычном для неё пока, доме. Для этого они во время застолья, после произношения первых трёх тостов, просят старшего разрешить привести к ним невесту. После этого гости — хуындзаутта могут усадить невесту на некоторое время за стол и пообщаться с ней. Веселье, танцы с песнями обычно не смолкают допоздна.
Раньше в день свадьбы жениху не полагалось быть дома — это противоречило свадебному этикету. Несколько дней он находился в доме своего кухылхацага, который теперь по отношению к нему назывался «фысым». Он с традиционными тремя пирогами вёл его домой, в комнату к невесте.
В настоящее время жениха приводят к невесте на второй день. Это делают кухылхацаг или амдзуарджын с двумя — тремя молодыми людьми. Обязательны три пирога, пиво или арака. Кухылхацаг произносит молитву: молодые вступили в новую жизнь, и пусть эта жизнь будет счастливой; на их плечи легла тяжёлая ноша — ответственность друг за друга, за семью, так пусть они с достоинством пронесут эту ношу по жизни…
Слайд 26Сиахсыцыд
Раньше почти повсеместно в Осетии существовал обычай «кражи невесты». Сейчас он
сохранился только в некоторых сёлах. На второй день (чаще вечер), друзья жениха или молодые соседи, тайно сговорившись, увозят невесту из дома жениха, предварительно запасшись всевозможными яствами со свадьбы. Обосновавшись у кого-то из участников «преступления» они все, вместе с невестой всю ночь веселятся, танцуют, поют, в шутку надсмехаясь над женихом. На следующий день семья, в которой гостила весёлая кампания, провожает невесту почти с такими же почестями, которые были до того в родительском доме. Иногда эта шутка повторялась по 2 — 3 вечера, изрядно подразнив жениха.
На следующий же после свадебного день, ближайших соседей участвовавших в приготовлениях и проведении свадьбы, помогавших обслуживать гостей и взявших на себя большую часть забот отдельно приглашают на «Сар ама Барзай». Хозяин дома угощает их, и произносит слова благодарности, пожелав таких же праздников и веселья в доме каждому присутствующему. Этим застольем заканчиваются свадебные мероприятия.
Через некоторое время, семья жениха приглашает родителей и других старших из семьи невесты к себе в дом. По этому поводу устраивается официальный приём, с обильными столами, приглашением родственников, ближайших соседей.
Тем же самым отвечает и семья невесты.
С этого момента новые родственники могут навещать друг друга в любое время, неофициально, без приглашения.