Слайд 1Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 13 «Буратино» г. Волжска
Слайд 2Историческая справка
Понятие «burnout» (выгорание) было введено в науку американским психиатром Х.
Дж. Фрейденбергом в 1974 г. для описания особого расстройства личности у здоровых людей, возникающего вследствие интенсивного и эмоционально нагруженного общения в процессе профессиональной работы с клиентами, пациентами, учениками.
К 1982 г. в англоязычной литературе были опубликованы свыше тысячи статей по «эмоциональному сгоранию». Представленные в них исследования носили главным образом описательный и эпизодический характер. Первоначально количество профессионалов, относимых к подверженным «эмоциональному выгоранию», было незначительно это были сотрудники медицинских учреждений и различных благотворительных организаций.
Слайд 3Теоретические подходы
к объяснению выгорания:
индивидуально-психологический подход
социально-психологический
организационно-психологический
Слайд 4Модель синдрома выгорания
К. Маслач и С. Джексона (1981 г.).
Эмоциональное истощение
Деперсонализация
Сокращенная профессиональная
реализация (или
редукция личных достижений)
Слайд 5Профессиональное выгорание
это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выработанный личностью механизм
психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия
Выгорание
это относительно устойчивое состояние, однако при наличии соответствующей поддержки с ним можно успешно бороться.
Слайд 6Факторы, вызывающие синдром профессионального выгорания
Личностным факторы риска
Статусно-ролевые факторы риска
Корпоративные (профессионально-организационные) факторы
Слайд 7 Три стадии формирования выгорания:
1. «Напряжение»
Приглушение эмоций, сглаживание остроты чувств и
свежести переживаний;
Исчезают положительные эмоции, появляется отстраненность в отношениях с членами семьи;
Возникает состояние тревожности, неудовлетворенности.
Слайд 8 Три стадии формирования выгорания:
2. «Резистенция»
Возникают недоразумения с коллегами;
Появляется антипатия,
а затем и вспышка раздражения по отношению к коллегам.
Слайд 9 Три стадии формирования выгорания:
3. «Истощение»
Притупляются представления о ценностях жизни,
эмоциональное отношение к миру, человек становится равнодушным ко всему;
Безразличие ко всему.
Слайд 10Ситуации, влияющие на возникновение синдром эмоционального выгорания
Начало своей деятельности после отпуска,
каникул, курсов (функция – адаптационная);
Ситуации эмоционально неадекватного общения с субъектами образовательного процесса, особенно с администрацией и родителями (функция –защитная);
Проведение открытых мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения.
Слайд 11Причины возникновения синдром эмоционального выгорания
это несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику,
и его реальными возможностями
высокая эмоциональная включенность в деятельность — эмоциональная перегрузка;
несоответствие результатов затраченным силам;
неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;
ответственность перед администрацией, родителями, обществом в целом за результат своего труда;
отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией.
Слайд 12Проявление СЭВ у педагогов
(в зависимости от стажа работы).
Более 50% -
у педагогов со стажем работы от 5 до 7 лет;
11% - у педагогов 10-летним стажем;
22% - со стажем от 15 до 20 лет;
У педагогов со стажем работы более 10 лет выработаны определенные способы
саморегуляции и психологической защиты);
• 8% - со стажем от 1года до 3 лет.
Слайд 13Симптомы профессионального выгорания
Слайд 14Психофизические симптомы:
чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по
утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
ощущение эмоционального и физического истощения;
снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии);
частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
резкая потеря или резкое увеличение веса;
полная или частичная бессонница;
постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания.
Слайд 15Социально-психологические симптомы:
безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
повышенная
раздражительность на незначительные, мелкие события;
частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);
постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;
общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).
Слайд 16Поведенческие симптомы:
ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять
ее — все труднее и труднее;
сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);
постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;
чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
дистанцированность от коллег, повышение неадекватной критичности;
злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.
Слайд 17Тест на профессиональное выгорание.
Утверждения:
1. Меня тяготит педагогическая деятельность.
2. У меня
нет желания общаться после работы.
3. У меня в группе есть "плохие" дети.
4. Если есть настроение - проявлю соучастие и сочувствие к ребенку, если нет настроения - не считаю это необходимым.
5. Желая упростить решение профессиональных задач, я могу упростить обязанности, требующие эмоциональных затрат.
Инструкция:
Вам будут предложены утверждения, с которыми:
Вы согласны, отвечаете – «да» – 3 очка;
Вы не согласны, отвечаете – «нет» - 1 очко;
Утверждения верны в некоторых случаях, отвечаете – «иногда» - 2 очка.
Слайд 18Тест на профессиональное выгорание.
Ключ:
5-8 очков - Вы не подвержены синдрому
эмоционального выгорания;
9-12 очков - идет формирование профессиональных деформаций в виде эмоционального выгорания;
13-15 очков - идет развитие синдрома эмоционального выгорания
Слайд 19Советы по профилактике эмоционального выгорания
Слайд 20После работы:
участвовать в работе различных общественных организаций
Слайд 21После работы:
найти друзей других профессий
Слайд 22После работы:
следить за тем, чтобы под рукой для чтения была не
только профессиональная литература
Слайд 23ВСЕГДА:
стараться мыслить позитивно и рационально.
Слайд 25 Неразрешимых проблем нет. Если есть проблема, значит, есть
и решение. Если есть профессиональное сгорание, значит, есть способы его предотвращения и коррекции. У каждого человека есть выбор: опустить руки, позволить себе «сгореть на работе» или, наоборот, приложить все усилия, чтобы исключить возможность возникновения синдрома. Важно помнить, что наша жизнь – это наша жизнь, наше здоровье – это наше здоровье.