Слайд 1Уроки литературного чтения и духовно-нравственное воспитание школьников
Из опыта работы
учителя начальных
классов
МБОУ Михневская НОШ
Л.В. Лаврухиной
(февраль 2016 года)
Слайд 2Одна из главных задач педагогов: способствовать формированию духовно-нравственной личности, на основе
духовных и культурных традиций многонационального народа.
Слайд 3 Воспитание духовное определяется как воспитание ценностного
отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие человека; воспитание чувства долга, справедливости, искренности, ответственности и других качеств, способных придать высший смысл делам и мыслям человека.
Слайд 4 Одной из задач в формировании личности младшего
школьника является обогащение его духовно-нравственными представлениями и понятиями. Духовно-нравственное воспитание развивает сознание и чувства детей, вырабатывает навыки и привычки правильного поведения.
Слайд 5 Нравственное воспитание – это целенаправленное формирование системы нравственных отношений,
способности к их совершенствованию и умений поступать с учётом общественных моральных требований и норм.
Знакомство с духовно-нравственными понятиями, формирование основных духовно-нравственных качеств личности – одна из задач уроков литературного чтения.
Слайд 6 Литература как часть культуры знакомит обучающихся с нравственно-эстетическими ценностями
своего народа и человечества и способствует формированию у детей личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим нравственным образцам.
Слайд 7 Литература как вид искусства способствует глубокому, личностному
освоению этих ценностей, поскольку в процессе восприятия художественного текста участвуют и разум, и чувства, и воля, а значит, происходит процесс общего и нравственного развития личности ребёнка, его воспитание.
Слайд 8 А главной задачей данного курса является освоение учениками-читателями
нравственных ценностей, содержащихся в художественном произведении, осмысление нравственных понятий, формирование нравственных качеств личности.
Главным условием решения данной задачи является организация личностно-значимого для обучающегося полноценного чтения и анализа художественных произведений.
Слайд 9 Система нравственного воспитания, реализуемая на уроках литературного
чтения, выстроена в логике развития и углубления нравственных представлений обучающихся путём осмысления ими основных личностных качеств человека: интеллектуальных, волевых, эмоциональных; качеств, характеризующих отношение человека к другим людям, к себе, к Родине и государству, к добру и злу; стремления человека к добру и свободолюбию; особенностей русского национального характера, его патриотизма, героизма, гуманизма, коллективизма.
Слайд 10Система формирования нравственных представлений и нравственных качеств ребёнка
(программа по литературному чтению
В.А.Лазаревой
Слайд 16 К завершающему этапу начального литературного образования дети учатся,
читая художественный текст, представлять картины, рисуемые автором, откликаются эмоционально на переживания героев произведения, оценивают их поступки, понимают мысль автора, видят отношение его к изображаемому. Кроме того, у ученика-читателя к четвёртому году изучения литературы должно сформироваться желание и умение осмысливать и оценивать свои впечатления от прочитанного и в разных формах делиться с другими людьми своими мыслями. Поэтому урок литературного чтения превращается в диалог, вернее – в полилог, заинтересованных нравственными проблемами людей, в сотворчество учителя и обучающихся, где каждый хочет поделиться своими открытиями.
Слайд 17 Центральной нравственной проблемой, цементирующей содержание учебника, его литературный
материал, является проблема ответственности, деятельной любви и заботы о любимых.
Слайд 18Работа по духовно-нравственному воспитанию на уроках литературного чтения способствует:
приобщению детей к
нравственным устоям православной культуры;
помогает детям раскрыть для себя смысл высших нравственных ценностей православия;
способствует их укоренению в детском уме и сердце;
вырабатывает позицию непринятия цинизма, жестокости, пошлости;
даёт детям твердые ориентиры добра в образцах православной жизни на основе веры, надежды, любви;
Слайд 19способствует восприятию интереса к отечественной истории;
воспитывает любовь и уважение к Родине,
ее народу, культуре, языку, святыням;
вводит детей в круг основных православных традиций, показать их тесную связь с народной жизнью, искусством, творчеством;
способствует изменению сферы интересов ребенка – от пустого времяпровождения у экранов телевизора и компьютера к чтению полезному, душеспасительному;
создаёт почву для возникновения между детьми дружеских отношений.
Слайд 20 Слово писателя обязательно отзовётся в душе ребёнка
и заложит фундамент дальнейшего нравственного развития и воспитания детей.