Слайд 1Выступление на педсовете по теме:
«Способы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы»
Нилова
Наталья Викторовна,
учитель начальных классов, руководитель МО.
11.12.2017г.
Слайд 2В рамках ООП НОО МБОУ СОШ № 32 есть программа формирования
УУД. В связи с этим каждый учитель начальной школы проводит согласно циклограмме мониторинг уровня сформированности УУД с помощью анкет и тестов.
Слайд 3Для мониторинга личностных УУД используется Анкета по оценке уровня школьной мотивации
(Н.Г. Лусканова).
Слайд 4
Результаты анкеты по оценке уровня школьной мотивации
в 1-х классах:
Слайд 5
Результаты анкеты по оценке уровня школьной мотивации
во 2-х классах:
Слайд 6
Результаты анкеты по оценке уровня школьной мотивации
в 3-х классах:
Слайд 7
Результаты анкеты по оценке уровня школьной мотивации
в 4-х классах:
Слайд 8В итоге преобладает положительное отношение к школе, но школа привлекает больше
внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
Слайд 9Решение данной проблемы - создание в учебном процессе в начальных классах
комплекса оптимальных приёмов, способствующих включению каждого ученика в активную деятельность на уровне его потенциальных возможностей и развивающих эти возможности, воздействуя на эмоционально-волевую и интеллектуальную сферы личности школьника.
Слайд 10ФГОС ставит целью формирование активной личности, поэтому процесс обучения должен быть
направлен на активизацию познавательной деятельности учащихся.
Слайд 11Основной задачей учителя при организации учебно-познавательного процесса является включение в изучаемый
материал занимательных моментов, способствующих развитию познавательного интереса и формированию
познавательных потребностей.
Заставить учиться нельзя, учебой нужно увлечь.
Слайд 12
Психологи утверждают, что познавательная активность школьника – качество не врожденное
и не приобретенное. Она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать под воздействием школы, друзей, семьи, труда или других социальных факторов. На уровень активности сильно влияют отношения учителя и стиль его общения с учащимися на уроке, успеваемость и настроение самого ученика (успехи в учебе и положительные эмоции повышают познавательную активность).
Слайд 13Основные задачи активизации познавательной деятельности обучающихся:
1) возбуждение познавательного интереса учащихся к
учению, положительного эмоционального отношения к изучаемому материалу, желания учиться, воспитание чувства долга и ответственности за учение;
2) формирование и развитие системы знаний как основы учебных успехов;
3) развитие умственной и особенно мыслительной активности как условия учебных и познавательных умений, познавательной самостоятельности учащихся;
4) формирование и развитие системы умений и навыков учащихся, без которых не может быть самоорганизации их деятельности;
5) усвоение приемов самообразования, самоконтроля, рациональной организации и культуры умственного труда учеников.
Слайд 14
Способы активизации познавательной деятельности учащихся.
Слайд 151. Применение нетрадиционных форм урока.
уроки-соревнования;
уроки типа КВН;
театрализованные уроки;;
уроки с групповыми формами работы;
уроки взаимообучения учащихся;
уроки, которые ведут учащиеся;
уроки - творческие отчеты;
уроки-конкурсы;
уроки-игры;
уроки-концерты;
уроки - ролевые игры;
уроки-игры «Поле чудес»;
уроки-экскурсии;
интегрированные (межпредметные) занятия.
Слайд 16
2. Использование игровых форм, методов и приёмов обучения.
Слайд 17Игровые приемы, используемые на уроках математики
Логические разминки
Игра «Да – нет»
«Магические квадраты»
«Веселый
счет»
«Домики»
«Веселые задачи в стихах»
Слайд 18
Игровые приемы на уроках русского языка
«Придумай слово»
Отгадай загадку (отгадка – словарное
слово)
Заучивание песенок, правил в стихах
«Чудесная яблоня»
Ребусы, кроссворды
«Картинный диктант»
Слайд 19Игровые приемы на уроках литературного чтения и окружающего мира
Игры – драматизации
(инсценирование сказки)
«Путешествие по станциям»
«Кто быстрей назовет ответ»
Викторины «Знаешь ли ты?»
Загадки, кроссворды
Слайд 20
3. Использование на уроке разнообразных форм учебной работы учащихся.
-коллективные,
- групповые,
- индивидуальные,
-
фронтальные,
- парные.
Слайд 214. Применение новых информационных технологий.
Мультимедиа-уроки положительно влияют на
познавательную активность учеников, повышает мотивацию к изучению предмета. На таком уроке легче удерживать внимание и активность учащихся, а значит достичь главной цели обучения: развитие личности ребенка. Мультимедийное оборудование позволяет демонстрировать на уроках:
- тематические презентации,
- теоретический материал в доступной, яркой, наглядной форме,
- видеофрагменты и видеосюжеты,
- карты,
- картосхемы,
- таблицы и многое другое.
Слайд 22
5.Вовлечение учащихся в создание творческих работ.
составление кроссвордов, викторин, сказок, сообщения и
доклады, которые иллюстрируются презентациями.
Слайд 23
6. Проектная деятельность – продуктивный способ активизации познавательной деятельности.
Слайд 24
7. Проблемные ситуации.
Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе
являются: проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос.
Слайд 258. Дифференцированный подход
позволяет на каждом этапе урока создавать ситуацию успеха,
сознательно мыслить и развивать учебно-познавательную мотивацию учащихся.
Слайд 26Вывод:
Таким образом, использование в педагогической практике перечисленных способов будет способствовать активизации
познавательной деятельности учащихся, и, как следствие, развитию мышления, приобретению знаний, необходимых для успешной деятельности личности в последующей жизни. Именно в период обучения ребёнка в начальной школе, когда учебная деятельность является ведущей деятельностью, важно создать предпосылки формирования мотивации учения, и к концу обучения в начальной школе сделать её устойчивым личностным образованием ученика.
Слайд 27 Ученик – это не сосуд,
который надо заполнить, а
факел, который
надо зажечь.
Л.Г. Петерсон