Презентация, доклад к выступлению на МО по теме Формирование УУД младших школьников через исследовательскую деятельность

Содержание

«В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как

Слайд 1Формирование УУД младших школьников через исследовательскую деятельность Учитель начальных классов МБОУ лицея №1 г.Славянска-на-Кубани О.Л.Лагода

Формирование УУД младших школьников через исследовательскую деятельность      Учитель начальных классов МБОУ лицея

Слайд 2«В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е.

способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.»
«В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию

Слайд 3В составе универсальных учебных действий выделяют четыре блока:
 личностные(самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание);
 регулятивные (целеполагание,

планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция)
 коммуникативные(планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли); 
познавательные(общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий и т.д.) логические (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей и т.д.), действия постановки и решения проблемы (формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера)). Однако эти блоки не стоят отдельно друг от друга, они находятся в тесной взаимосвязи.
В составе универсальных учебных действий выделяют четыре блока: личностные(самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание); регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая

Слайд 4Как же органично встроить универсальные учебные действия в образовательный процесс?
Основой

решения данной образовательной задачи является обучение на основе деятельностного подхода. Он предполагает активность обучающихся, когда знание не передается учителем в готовом виде, а строится самими учащимися в процессе их познавательной деятельности. Учение превращается в сотрудничество - совместную работу учителя и учеников по овладению знаниями и решению проблем.
Как же органично встроить универсальные учебные действия в образовательный процесс? Основой решения данной образовательной задачи является обучение

Слайд 5В исследованиях многих педагогов и психологов подчёркивается, что оригинальность мышления, умение

сотрудничать, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в деятельности, причём деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Это особенно актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно в это время учебная деятельность становится ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей ребенка.
В исследованиях многих педагогов и психологов подчёркивается, что оригинальность мышления, умение сотрудничать, творчество школьников наиболее полно проявляются

Слайд 6Исследовательская деятельность – это деятельность учащихся по исследованию различных объектов с

соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей учащихся. Основным отличием учебной исследовательской деятельности от научной является то, что в результате её учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования как универсального способа освоения действительности. При этом у них развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция.
Исследовательская деятельность – это деятельность учащихся по исследованию различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному

Слайд 7Опираясь на методику проведения детских исследований А.И.Савенкова можно выделить следующие основные

этапы исследовательской деятельности:


1.Выделение и постановка проблемы.
2.Выработка гипотез.
3.Поиск путей решения (обоснование гипотезы, сбор и изучение материалов).
4.Формулирование выводов (обобщение, классификация, систематизация).
5.Представление результатов исследовательской деятельности.
Опираясь на методику проведения детских исследований А.И.Савенкова можно выделить следующие основные этапы исследовательской деятельности:1.Выделение и постановка проблемы.2.Выработка

Слайд 8В организации исследовательского обучения можно выделить три уровня:
первый: педагог сам ставит

проблему и намечает пути решения, само же решение предстоит найти ученику;
второй: педагог ставит проблему, но пути и методы ее решения, а также само решение ученику предстоит найти самостоятельно;
третий (высший): ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят само решение.
В организации исследовательского обучения можно выделить три уровня:первый: педагог сам ставит проблему и намечает пути решения, само

Слайд 9Исследования можно классифицировать по-разному:
по количеству участников (коллективные, групповые, индивидуальные);
по месту проведения

(урочные и внеурочные);
по времени (кратковременные и долговременные);
по теме (предметные или свободные);
по степени самостоятельности выполнения (самостоятельно, с родителями, под руководством учителя и т.д.);
по проблеме (освоение программного материала; более глубокое освоение материала изученного на уроке; вопросы не входящие в учебную программу).
Исследования можно классифицировать по-разному:по количеству участников (коллективные, групповые, индивидуальные);по месту проведения (урочные и внеурочные);по времени (кратковременные и

Слайд 10Первый этап соответствует первому классу начальной школы. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников

включают в себя:
поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;
развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;
формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.
Первый этап соответствует первому классу начальной школы. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя:поддержание исследовательской активности школьников

Слайд 11Как заинтересовать школьников исследовательской деятельностью?
Для решения задач используются следующие методы и

способы деятельности: в урочной деятельности – коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование; во внеурочной деятельности – игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ.
Как заинтересовать школьников исследовательской деятельностью?Для решения задач используются следующие методы и способы деятельности: в урочной деятельности –

Слайд 12Как способствовать, а не мешать развитию исследовательского поведения младшего школьника, как

«запустить» исследование и сопровождать его на раз
ных этапах от «запуска» до презентации результатов работы?



Поддерживая исследовательское поведение, мы способствуем развитию ребёнка.
Как способствовать, а не мешать развитию исследовательского поведения младшего школьника, как «запустить» исследование и сопровождать его на

Слайд 13Первый класс – время знакомства с
детьми, первое предъявление ребёнком своих интересов

новым товарищам
и учителю. Уже в сентябре можно организовывать мобильный классный музей под девизом «Расскажи нам о себе». Каждый день дети приносят альбомы с фотографиями, любимые игрушки, книги, рисунки, поделки, сувениры из поездок:ракушки, засушенные листья и др.
И здесь важно не пожалеть времени, дать ребёнку рассказать о себе и о том,
что он принёс. Я ищу первых «исследователей», а дети получают опыт первого публичного выступления.
Первый класс – время знакомства сдетьми, первое предъявление ребёнком своих интересов новым товарищами учителю. Уже в сентябре

Слайд 14Во второй четверти 1-го класса можно провести урок-тренинг, на котором
научить,

как надо собирать доступную информацию и обрабатывать её так,
как это делают учёные. Например,предложить задание приготовить сообщение о домашнем животном. Моя задача –подвести ребят к идее, что набор методов зависит от наших реальных возможностей. Чем их больше, тем лучше и интереснее пойдёт работа. Определив последовательность работы, начинаем собирать материал. Однако эти сведения тяжело удержать в голове или записать, так как у первоклассников ещё нет навыка письма, поэтому приходим к выводу,что нужно создать схему-рисунок.
Во второй четверти 1-го класса можно провести урок-тренинг, на котором научить, как надо собирать доступную информацию и

Слайд 15Важно привлечь в союзники родителей. Провести собрание на тему «Почему младшему

школьнику полезно быть исследователем», познакомить родителей с темами исследовательских работ, результатами исследовательской работы других учащихся,возможностями участия в районном,региональном и всероссийском конкурсах «Я- исследователь»
Важно привлечь в союзники родителей. Провести собрание на тему «Почему младшему школьнику полезно быть исследователем», познакомить родителей

Слайд 16Исследовательская тактика ребёнка – это не просто один из методов обучения,

это путь формирования универсальных учебных действий.
Исследовательская тактика ребёнка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования универсальных учебных действий.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть