Слайд 1РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО
ПОДХОДА
ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
учитель начальных классов
МКОУ Большевистская СОШ
Пушкарева А.И.
2014г.
Слайд 21985 год
философии М.С.Каган, П.В.Копнин, Э.Г.Юдин и др.
психологии
М.Я.Басов,
А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.
Слайд 3 1960-90-х гг.,
ПЕДАГОГИ И ПСИХОЛОГИ
обучение и воспитание
Л.С.Выготский, В.В.Давыдов,
Л.В.Занков,
А.Н.Леонтьев,
Л.М.Фридман, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин,
Э.Эриксон и др.
МЕТОДИСТЫ-УЧЕНЫЕ
проблемы развивающего обучения
А.Б.Воронцов, А.К.Дусавицкий, В.В.Репкин и др.
Слайд 4Сравнительное исследование
выпускников ВУЗов
Россия, Беларусь, Украина
США, Израиль, Канада, Франция
Слайд 5Универсальные учебные действия:
коммуникативные,
речевые,
регулятивные, общепознавательные, логические
Слайд 6С позиций системно-деятельностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной
сложности на основе имеющихся знаний.
Слайд 7
«Я слышу - я забываю,
я вижу - я запоминаю,
я
делаю – я усваиваю»
Слайд 8ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
Слайд 10“
Великая цель образования – это не знания, а действия”.
(Герберт Спенсер)
Слайд 11-от определения цели школьного образования как усвоения знаний, умений, навыков к
определению цели как формированию умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями;
- от "изолированного" изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач (т.е. от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учения как процесса образования и порождения смыслов);
- от стихийности учебной деятельности ученика к ее целенаправленной организации и планомерному формированию, созданию индивидуальных образовательных траекторий;
- от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения"
Слайд 12 ставить цели,
решать
задачи,
отвечать за результат
.
Слайд 14 «Посредственный учитель излагает.
Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает.
Великий
учитель вдохновляет».
Слайд 15Обучая, воспитывать, воспитывая, обучать – в этом целостность
учебно-воспитательного процесса приоритетным
направлением которой является активная деятельность самих ребят.
НАПРАВЛЕНИЯ
кружковые и секционные занятия, клубные заседания, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, полезные практики
игровое, познавательное, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательное, художественное творчество, социальное творчество, трудовая деятельность, спортивно- оздоровительное, туристско-краеведческое
Слайд 17 Под «дополнительным» понимается мотивированное образование за
рамками основного образования, позволяющее ребёнку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.
Слайд 18
1.Постановка проблемы
(праздник мамы, новый год, рождество, 23 февраля)
2.Обсуждение
3.Поиск картинок
4.Подбор нитей
разных цветов к конкретной картинке
5.Выполнение работы
6.Анализ деятельности
7.Рефлексия
Слайд 191.Изучение запросов обучающихся (анкетирование, наблюдение, обсуждение, «мозговой штурм») и планирование КТД
2.Старт КТД: Проводится во всём классе или всей школе в форме игр, линеек, рекламы… На нем сообщается тема, цель, задачи, этапы, задания по этапам.
3. Промежуточный этап: Выбирается Совет дела, формируются микрогруппы Промежуточный этап проходит в разных формах: в форме устных журналов, конференций, посиделок, ярмарок. В промежуточном этапе каждый может найти дело по душе: изготовить поделку, принять участие в составлении проекта заключительной игры, сшить костюмы, декорации, попробовать себя в качестве поэта, музыканта, оформителя…
Промежуточный этап Заканчивается этап выставкой творческих работ, в которой может принять участие каждый. Работы могут быть коллективные, индивидуальные, семейные, единственное условие, чтобы они соответствовали теме КТД. Каждый самостоятельно выбирает форму и вид творчества, может продемонстрировать свои способности в любой сфере деятельности. Это могут быть стихи, буклеты, картины, рефераты, рекламные статьи, костюмы изучаемой эпохи и т.д. Каждый может предложить и защитить свой проект.
4. Итоговое КТД Театрализованные представления Концерты Интеллектуальные, развлекательные, спортивные игры Литературные гостиные Телепередачи на сцене КВН Конкурсы и т.д.
Здесь же подводятся итоги КТД: Лучшие участники получают дипломы, благодарственные письма за лучший сценарий, лучшую творческую работу, самое яркое выступление, лучший реферат Вручаются медали выдающимся знатокам, эрудитам, организаторам КТД и т.д.
5. Анализ КТД Это один из важнейших этапов работы: оценка результата, соотнесение полученного с запланированным. Для учителя - это педагогическая диагностика. Основные вопросы, которые должны быть обсуждены, на первый взгляд, просты: Как было организованно дело? Что мы узнали друг о друге? Что делал лично я, чему научился, что узнал? Какие мысли и чувства вызвало у тебя КТД? и т.д. Отмечаются успехи класса и личный вклад каждого.
6. Ближайшее последствие КТД Главный смысл этого этапа - расширение круга добрых дел. Педагогу важно поддержать и развить хорошие начинания, способствовать улучшению отношений творческого сотрудничества взрослых и детей, отношений взаимопонимания, подлинного товарищества, которые были рождены и росли в процессе подготовки и проведения КТД.
План:
1.Постановка проблемы
2.Обсуждение с детьми (форма проведения (интеллектуальная игра, урок, театрализованное представление, классный час,…),
3.Составление сценария
4.Обсуждение заданий, номеров, костюмов, распределение ролей, выбор выступления, оформление кабинета,…
5.Обсуждение с родителями сценария, организации праздника,…
6.Подготовка (подбор песен, стихотворений, танца, сценок, костюмов ) задания выбирала сама, чтобы детям было интересно на празднике.
7.Репетиции
8.Проведение праздника
9.Награждение
10.Рефлексия
Слайд 24
Человека нельзя “сделать”, “ произвести”, “вылепить” как вещь, как продукт, как
пассивный результат воздействия извне, но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность и исключительно через механизм этой его собственной (совместно с другими людьми) деятельности он формируется в то, что делает его эта деятельность.
Г.С.Батищев
Слайд 25
До цели четыре шага:
планируйте целенаправленно, готовьтесь молитвенно,
действуйте положительно и добивайтесь неустанно.
Уильям А. Уорд