Слайд 1Районный конкурс методических разработок, посвящённый 80-летию со дня рождения Н.М.Рубцова
Внеклассное
занятие по литературному чтению 2 класс.
Литературная выставка
поэтического слова.
«Диво дивное. Рубцов детям»
Презентацию подготовила учитель начальных классов МБОУ «Коношская СШ» Рыбина Татьяна Михайловна
Слайд 2Николай Михайлович Рубцов
Николай Михайлович Рубцов родился 3 января 1936 года в
поселке Емецк Архангельской области.
В 1940 г. всей семьей переезжают в Вологду, где Рубцовых и застала война.
Слайд 3Дом, в котором родился Николай Рубцов.
Слайд 4Родители Н. Рубцова
Александра Михайловна
Михаил Андриянович
Слайд 6Коля Рубцов с воспитательницами детского дома
Слайд 7Среди учеников, Рубцов считался одним из лучших. Третий класс Коля закончил
с похвальной грамотой. Тогда же он написал и свое первое стихотворение.
Слайд 8Николай Михайлович Рубцов
1950-1952г-будущий поэт учился в Тотемском лесотехническом техникуме
1952-1953 г- работал
кочегаром в архангельском флоте треста «Севрыба»
Слайд 9Николай Рубцов призван в армию в 1955 году;
Служил на Северном флоте
до 1959 г.
Служба давалась ему легко, и уже через год он стал отличником боевой и политической подготовки
Его стихи появляются в армейской печати.
Слайд 11Николай Михайлович Рубцов
С 1962 –1969 гг. учился в Литературном институте имени
М. Горького в Москве.
Печатался с 1962 г. Опубликовал сборники “Лирика”, “Звезда полей”, “Душа хранит”, “Сосен шум”, “Зеленые цветы”.
Трагически погиб в результате тяжелой бытовой ссоры в 19 января 1971 году.
Слайд 12Память
Мемориальная доска на здании Кировского завода в г. Санкт-Петербурге
Памятник Н. Рубцову
в г. Вологде
Памятник Н. Рубцову в
г. Тотьме
Слайд 13Выставка « братья наши меньшие»
и «Про детей»
Стихотворения:
«Ворона»
«Воробей»
«Ласточка»
«Медведь»
«Про зайца»
«Коза»
«Жеребёнок»
«После посещения зоопарка»
«Старый конь»
«Мальчик Вова»
«Мальчик Лёва»
«Узнала»
Фотографии и иллюстрации домашних и лесных животных.
Слайд 16Как удаётся создать выразительные стихотворения, похожие на остановленные мгновения жизни?
«Ворона».
Вот ворона
сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы,
Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе.
Горе ей. Настоящее горе!
Ведь ни зёрнышка нет у
вороны
И от холода нет обороны.
Слайд 17Анализ стихотворения.
Переступает с лапы на лапу замёрзшая
ворона. На амбаре висит громадный
чёрный
замок. Трижды повторённое слово «все»
усиливает ощущение пустоты и одиночества.
В конце стиха рисуется битва вороны с зимой
за свою хрупкую жизнь.
Поэт сочувствует птице, сопереживает всему
живому: «Настоящее горе!»,
«Ведь ни зёрнышка нет...»
Слайд 19Чем это стихотворение близко предыдущему?
«Воробей».
Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как
заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней!
И дрожит он над зёрнышком бедным,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему...
Слайд 20Описание картины стиха.
Стихотворение тоже повествует о
бедствующей в голодное время года
птице.
Воробей похож на пушистый шарик:
нахохлился, распушил пёрышки, сидит
неподвижно, «чуть живой».
Однако это только видимость.
Воробей караулит добычу.
Поэт хочет, чтобы и мы были под стать
маленькой мужественной птичке.
Слайд 22Как могло возникнуть это стихотворение?
«Ласточка».
Ласточка носится с криком.
Выпал птенец из гнезда.
Дети
окрестные мигом
Все прибежали сюда.
Взял я осколок металла,
Вырыл могилку птенцу,
Ласточка рядом летала,
Словно не веря концу.
Долго носилась, рыдая,
Под мезонином своим...
Ласточка! Что ж ты, родная,
Плохо смотрела за ним?
Слайд 23Опишем события стихотворения.
Дети в растерянности сбились
в кружок вокруг погибшего
желторотого птенца, а
над
ними чертит бесконечные
круги плачущая ласточка.
Поэт не прошёл равнодушно
мимо. Жалея птицу, он называ
ет её «родной» и слегка упре-
кает её, как человека, от этого
птицу становится ещё жальче.
Слайд 25Обратимся к стихам о животных.
Что поразило поэта в увиденной сцене?
«Медведь».
В медведя
выстрелил лесник.
Могучий зверь к сосне приник.
Застряла дробь в мохнатом теле.
Глаза медведя слёз полны:
За что его убить хотели?
Медведь не чувствовал вины!
Домой отправился медведь,
Чтоб горько дома пореветь.
Слайд 26Вы видели, как плачут животные?
Полные слёз глаза медведя
кажутся несовместимыми с
фигурой лесного
великана.
Раненый медведь переживает
недоумение: «за что?»
Ему больно и обидно. Обхватив лапой золо-
тистый ствол сосны, он страдает.
Драматизм ситуации смягчается юмором:
медведь не убит, он отправился домой
«пореветь».
Слайд 28Почему стихотворение вызывает улыбку?
«Про зайца».
Заяц в лес бежал по лугу,
Я из
лесу шёл домой,-
Бедный заяц с перепугу
Так и сел передо мной!
Так и обмер, бестолковый,
Но, конечно, в тот же миг
Поскакал в лесок
сосновый,
Слыша мой весёлый крик.
И ещё, наверно, долго
С вечной дрожью в
тишине
Думал где-нибудь под
ёлкой
О себе и обо мне.
Думал, горестно
вздыхая,
Что друзей-то у него
После дедушки Мазая
Не осталось никого.
Слайд 29Почему заяц вспоминает о Мазае?
Заяц, хорошо известный
всем как трусишка, испу-
гался доброго
человека,
который только подшу-
тил над ним. Герой стиха
относится к зайцу как к
брату, поэтому «горестные» думы зайца о се-
бе и воспоминания о некрасовском Мазае
воспринимаются юмористически. Фотоохот-
ник весело смеётся вслед убегающему зайцу.
Слайд 31Что пишет поэт в «Записной книжке»?
«Коза».
Побежала коза в огород.
Ей навстречу попался
народ.
-- Как не стыдно тебе,
егоза?
И коза опустила глаза.
А когда разошёлся народ,
Побежала опять в огород.
Слайд 32Как «воспитывают» козу?
Характер у козы непоседли-
вый, проказливый, неслучай-
но народ называет её
«егозой».
Она слушает упрёки и, на-
верное, дожёвывает капустный лист.
Люди любят питомицу, поэтому, улыбаясь,
наблюдают за ней, как за непослушным
маленьким ребёнком. Это своеобразная игра
равноправных членов семьи.
Слайд 34Чем в этом стихе отличается от других роль автора?
«Жеребёнок».
Он увидал меня
и замер,
Смешной и добрый, как божок.
Я повалил его на травку,
На чистый солнечный лужок!
И долго, долго, как попало,
На животе, на голове,
С восторгом, хохотом и
ржаньем
Мы кувыркались по траве.
Слайд 35Каков автор?
Он не просто наблюдает за про
исходящим со стороны, а всту-
пает
в весёлую игру. Эмоции
человека и животного стоят в
одном ряду: «хохот, ржанье».
Шутливая потасовка, куча-
-мала говорит о настоящем «братстве»
поэта и окружающих его животных, диких и
домашних. Они так же трогательны, безза-
щитны, значащи, как и человек.
Слайд 37.... Звени, звени легонечко,
Мой колокол, трезвонь,
Шагай, шагай тихонечко,
Мой добрый старый конь!
И
вдруг заржал он молодо,
Гордясь без похвалы,
Когда увидел Вологду
Сквозь заволоку мглы….
Слайд 39Горько плакал мальчик Лёва
Потому, что нету клёва.
-Что с тобой? – спросили
дома,
Напугавшись пуще грома.
Он ответил без улыбки :
-Не клюют сегодня рыбки…
Слайд 41Подошла к нему корова,
-Уходи!- сказал ей Вова.
А корова не уходит,
Вова слов
уж не находит,
Не поймёт, что это значит,
На неё глядит и плачет….
Слайд 43После посещения зоопарка.
Ночь наступила. Заснули дома.
Город уснувший окутала тьма.
Спать малыша уложили
в кровать.
Только малыш и не думает спать.
Мама не может понять ничего.
Мама негромко спросила его:
-- Что тебе, милый, уснуть не
даёт?
-- Мама, а как крокодил…
поёт?
Слайд 44 « УЗНАЛА»
В дверях из метели старик-водовоз
Утром вошёл, и Алёнка
сказала:
Мама, ты видишь, пришёл Дед Мороз,
Я его сразу-пресразу узнала!
Слайд 45Творческие работы учащихся 2 г класса
«Про зайца»
Веселовская Валерия
«Про зайца» Латкина Карина
Харитонов Матвей
«Коза» Коробков Степан
«Коза» Титова Елизавета
Слайд 47«Ворона» Чиханова Арина
«Ворона» Коробкова
Карина
Злата Мацко
«Воробей» Черепанова Валерия
«Мальчик Вова»
Бондаренко Александра
Карелина Яна
«Про зайца» Сисин Андрей
«Коза» Идрисов Идрис