Слайд 1 Учитель начальных классов
Шамаева
Ольга Николаевна
Урок русского языка
4 класс
Слайд 2слово
словосочетание
предложение
текст
Слайд 3 Вот и весна пришла!
Весной всё
пробуждается от зимнего сна. Солнце с каждым днём поднимается выше и светит больше. Весело, радостно поёт капель. По дорожкам бегут говорливые ручейки. Появились проталинки. Тянутся к свету золотистые корзиночки мать-и- мачехи. У черёмухи лопнули почки, и появились молоденькие листочки.
Слайд 4Выберите правильный ответ.
Предложение не может существовать:
1) без второстепенных членов;
2) без однородных
членов;
3) без грамматической основы.
Слайд 5 Вот и весна пришла!
Весной всё
пробуждается от зимнего сна. Солнце с каждым днём поднимается выше и светит больше. Весело, радостно поёт капель. По дорожкам бегут говорливые ручейки. Появились проталинки. Тянутся к свету золотистые корзиночки мать-и- мачехи. У черёмухи лопнули почки, и появились молоденькие листочки.
Слайд 7Познакомиться с
… и …
Учиться различать
…
и …
Учиться ставить…
ПРОСТЫМИ
СЛОЖНЫМИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ
ПРОСТЫЕ
СЛОЖНЫЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ
В СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ
Слайд 8Карточка №1.
Прочитайте. Определите грамматические основы предложений. Сделайте вывод.
Появляются первые весенние цветы.
Я
люблю, когда появляются первые весенние цветы.
Пришла весна, и появляются первые весенние цветы.
Слайд 9
Наступили тёплые дни.
Ласточки вернулись .
[ ═ ― ]
[ ― ═ ]
Слайд 10По структуре предложения делятся на:
Простые
С одной грамматической основой
[ - = ].
С
утра идет проливной дождь.
Сложные
С двумя или более грамматическими основами
[= - ],[ - = ].
Труд человека кормит, а лень портит.
Слайд 11По структуре предложения делятся на:
Простые
С одной грамматической основой
[ - = ].
С
утра идет проливной дождь.
Сложные
С двумя или более грамматическими основами
[= - ],[ - = ].
Труд человека кормит, а лень портит.
Слайд 12Памятка.
Чтобы определить, какое предложение по структуре
1.Определи, сколько основ в предложении
одна две и более
Предложение Предложение
простое сложное
Слайд 13Между простыми предложениями в составе сложного ставится запятая!
Знаки препинания, как
погра-ничники, охраняют границы между частями сложного предложения.
[ ], [ ].
Слайд 14Работа по теме урока.
Мама спросила у одного военного, где находится Красная
площадь.
Он объяснил нам, и мы очень скоро пришли.
Я смотрел на часы, а они звонили.
Слайд 15По своей структуре сложные предложения делятся на:
Сложносочиненные
предложения
Черная туча закрыла солнце, и проливной дождь застучал в окно.
[ - = ], и [ - = ].
(и, а, но, да(=и),или,
ни-ни, тоже, также)
Сложноподчиненные предложения
Вдруг я услышал, что в вышине запел жаворонок.
[ - = ], (что).
(что, потому что, где, когда, если, как, чтобы)
Слайд 16Работа по теме урока.
Мама спросила у одного военного, где находится Красная
площадь.
Он объяснил нам, и мы очень скоро пришли.
Я смотрел на часы, а они звонили.
Слайд 17Составьте из двух простых предложений сложные
1 вариант
1.Поднялся сильный ветер.
2.Море разбушевалось.
2 вариант
1.Стояли
ясные дни.
2.Птицы готовились к отлету.
Слайд 18Физкультминутка
А вот и я!
Берегите зрение!
Слайд 20Определи вид сложных предложений
Река была тогда пуста , и жизнь сохранялась
только в лесу. (Д.Мамин-Сибиряк)
Утром звезды удаляются, потому что по небу движется солнце. (Л.Н.Толстой)
Работу кончил серп на нивах золотых, и покраснел уже вдали ковер лугов. (А.Кольцов)
Когда он вышел на улицу, луна скрылась за облаками.(А.Н.Толстой)
Слайд 21Простое и сложное предложение.
Сочинение и подчинение.
Одни проблемы!
Слайд 22ТЕСТ
I. Выбрать определение сложного предложения
1. Сложные предложения — это предложения,
количество слов в которых больше, чем в простых.
2. Все сложные предложения можно разделить на самостоятельные простые предложения.
3. Сложные предложения — это предложения, состоящие из двух или нескольких простых.
Слайд 23
II. Выбрать способ связи простых предложений в сложном
1. С помощью обобщающих
слов.
2. С помощью союзов.
3. С помощью порядка слов.
Слайд 24III. Выбрать схему сложного предложения
1.[ ═ ― ].
2.[― ═ , ═].
3.[―
═ ] , [═ ― ].
Слайд 25IV.Найдите сложные предложения
1. Дождь стучал по крышам
и трепал листья в
саду.
2. Осень наступила, высохли цветы,
и глядят уныло голые кусты.
3. Над лугами шел холодный дождь,
и ветер налетал косыми ударами.
Слайд 26V.Найдите простые предложения с однородными членами
1. Приближалась осень, и в лесу
на земле лежали первые желтые листья.
2. Осень подкрадываается незаметно, а зима приходит внезапно.
3. Тучка была небольшая, а разразилась большим дождем.
Слайд 27Ответы
I-3
II-2
III-3
IV-2,3
V-3
Поставьте оценки:
«5» - нет ошибок;
«4» - 1 или 2 ошибки;
«3» - 3 ошибки
Слайд 28ЕГЭ по русскому языку (11 класс)
А9. Укажите верную характеристику пятого (5)
предложения текста.
Наступила осень, и землю покрыл ковер из разноцветных листьев
. 1)простое с однородными членами
2)сложносочиненное
3)сложноподчиненное
4)сложное предложение с различными видами связи
Слайд 29Мне удалось …
Меня удивило…
Я порадовался за…
Я хочу поблагодарить … за …
Итог
Слайд 30Закрепление изученного. Работа с алгоритмом.
Найди грамматическую основу.
Определи, сколько частей в
данном сложном предложении.
Найди союз, который связывает части сложного предложения.
На границе частей сложного предложения перед союзом поставь запятую.
Слайд 31И.И. Левитан « Весна. Большая вода».
Слайд 33Пруд как бы дымится. Его гладь покрывается прозрачным туманом.
Слайд 34На востоке медленно разгорается заря, …
Слайд 35Подведём итоги.
Закрепление изученного. Работа с алгоритмом.
Найди союз, который связывает части сложного
предложения.
Определи, сколько частей в данном сложном предложении.
На границе частей сложного предложения перед союзом поставь запятую.
Найди грамматическую основу.
Слайд 36Закрепление изученного. Работа с алгоритмом.
Найди грамматическую основу.
Определи, сколько частей в
данном сложном предложении.
Найди союз, который связывает части сложного предложения.
На границе частей сложного предложения перед союзом поставь запятую.