Слайд 1Стандартизация образования
Понятие стандарта происходит от английского слова standart, означающего норму, образец,
мерило.
Слайд 2Основное назначение стандартов состоит в такой организации и регулировании отношений и
деятельности людей, которая направлена на производство продукции с определенными свойствами и качествами, удовлетворяющими потребности общества.
Стандартизация, под которой понимается разработка и использование стандартов, является объективно необходимой деятельностью по упорядочению практики, ее стабилизации в целостные системы, отвечающие исторически изменяющимся потребностям общества.
Слайд 3
Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной
нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.
(В.С.Леднев)
Слайд 4►Стандартизация образования вызвана необходимостью создания единого образовательного пространства в России, что
позволит обеспечить равный уровень образования для всех выпускников образовательных учреждений.
►Стандартизация содержания образования обусловлена и задачей вхождения России в систему мировой культуры, что требует учета тенденций развития содержания общего образования в международной образовательной практике.
Слайд 7В докладе международной комиссии по образованию для 21 века под председательством
Жака Делора
«Образование: скрытое сокровище», сформулировано «4 столпа, на которых основывается образование:
научиться познавать,
научиться делать,
научиться жить вместе,
научиться быть»
(Ж. Делор)
Слайд 8Учиться знать, что подразумевает, что обучающийся ежедневно конструирует свое собственное знание,
комбинируя внутренние и внешние элементы
Учиться делать фокусируется на практическом применении изученного
Учиться жить вместе актуализирует умения отказаться от любой дискриминации, когда все имеют равные возможности развивать себя, свою семью и свое сообщество
Учиться быть акцентирует умения необходимые индивиду развивать свой потенциал
Слайд 9По сути дела были определены глобальные компетентности, необходимые человеку, чтобы выжить
в современном мире.
Перед современными педагогами ставятся задачи:
научить получать знания (учить учиться)
научить работать и зарабатывать (учение для труда)
научить жить (учение для бытия)
научить жить вместе (учение для совместной жизни)
Слайд 10«Великая цель образования –
это не знания, а действия».
Герберт Спенсер
Слайд 11Запрос
информационного общества
Нужен человек обучаемый,
способный самостоятельно учиться
и многократно переучиваться
в течение постоянно удлиняющейся жизни, готовый к самостоятельным действиям и принятию решений
Слайд 12Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений,
связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не "впрок", а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как "научение жить здесь и сейчас".
Слайд 13Стандартизация образования
Социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка
Личностные результаты
Метапредметные результаты (УУД: ПРК)
Предметные
результаты
Общие компетенции (ОК)
Профессиональные компетенции (ПК)
ФГОС
СПО
ООО
НОО
ДО
«Школа не должна вносить резкого перелома жизнь.
Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера.
Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений»
В.А.Сухомлинский
В настоящее время детский сад и школа решают сложные задачи перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты. Успехи современного школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы, в том числе от правильного формирования предпосылок УУД.
Слайд 15
ДДОООУ
Начальная
шДДкола
Средняя
школа
Старшая
школа
ДО
НОО
СОО
СПО
ФГОС
Слайд 17 Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и
познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию
как «умение учиться».
Компетенция – это «знание в действии». Компетенция понимается как способность человека устанавливать связи между знанием и реальной ситуацией, осуществлять принятие решения в условиях неопределенности и вырабатывать алгоритм действий по его реализации.
В зависимости от характера задач, стоящих перед человеком, выделяют такие виды компетенции как
личностная
коммуникативная
интеллектуальная
социальная
общекультурная
Слайд 18Задачи образования
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности
«универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться».
Слайд 19Разработчики концепции развития УУД
Концепция развития
УУД разработана
на основе системно-
деятельностного подхода
(Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,
П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин,
В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов)
группой авторов:
А.Г. Асмоловым,
Г.В. Бурменской,
И.А. Володарской,
О.А. Карабановой,
Н.Г. Салминой и
С.В. Молчановым
под руководством А.Г. Асмолова
Слайд 20Концепция развития универсальных учебных действий
Слайд 21
ВСЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА УЧЕНИКА,
ВСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ
НОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ -
…
Умение оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности
Умение добывать, преобразовывать и представлять информацию
Умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща
Умение организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат
ДЕЙСТВИЯ
«деятель», а не «знайка»
ЛИЧНОСТНЫЕ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Слайд 23Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
Преподавание основ безопасности жизнедеятельности
в условиях введения и реализации ФГОС ООО
Слайд 24
Последовательность введения ФГОС
Последовательность введения ФГОС
Слайд 26
Стандарт как совокупность требований
Стандарт как совокупность требований
Слайд 27Требования к результатам ООП (3)
Требования к результатам ООП)
Слайд 28Зафиксированы требования к:
количеству и наименованию разделов (всего-13), в том числе к
учебному плану общеобразовательного учреждения;
минимальному и максимальному количеству учебных часов за 5 лет (5 320 - 5 845 часов);
содержанию каждого из разделов;
соотношению частей основной общеобразовательной программы;
организации внеурочной деятельности
Требования к структуре ООП
Требования к структуре ООП
Слайд 29кадровым (укомплектованность, уровень квалификации, аттестация, повышение квалификации и переподготовка);
материально-техническим (сформулированы требования
к информационной среде образовательного учреждения);
учебно-методическим и информационным (учебники, ЭОР, учебные пособия);
финансовым (нормативное подушевое финансирование; новая система оплаты труда)
Требования к условиям реализации ООП
Требования к условиям реализации ООП
Слайд 30http://www.youtube.com/watch?v=iOGzQtVerFE
Интервью с А. Асмоловым 19.01.2015
Слайд 31«Сведений науки, не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к
тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава. Зато такие приемы никуда и не годятся...»
А. Дистервег
Слайд 32Понятие системно-деятельностного подхода было впервые введено в 1985 г. как особого
рода понятие. В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система.
Что значит "деятельность"?
Системно-деятельностный подход
Слайд 33Во-первых, деятельность - это всегда целеустремленная система, система, которая нацелена на
результат.
С самого начала в системно-деятельностном подходе выделяется результат деятельности (стандарты нацеливают на результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий).
Во-вторых, результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь (коррекция, обратная ориентация ). Важно увидеть, что все действия не разорваны.
Слайд 34В-третьих, в деятельности надо учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития личности
ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности.
Таким образом, любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат.
Слайд 35«Не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы
действия с очевидностью непригодны, мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать, – вот технологическая основа системно-деятельностного подхода»
Г. А. Цукерман,
доктор психологических наук
Слайд 36Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место
отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.
Слайд 37Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:
ставить цели,
решать задачи,
отвечать за результаты.
Слайд 38Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических
принципов
Принцип деятельности
Принцип непрерывности
Принцип целостного представления о мире
Принцип минимакса
Принцип психологической комфортности
Принцип вариативности
Принцип творчества