Слайд 1Моя малая Родина – город Иркутск
Основы Светской этики, 4 класс
Учитель начальных классов
Корнейчук Татьяна Николаевна
МБОУ г. Иркутска СОШ № 31
Слайд 3Арки
Обычай воздвигать триумфальные арки пришел к нам из глубокой древности.
Известно, что в Древнем Риме триумфальные арки воздвигались для торжественной встречи полководцев, одерживавших значительные победы.
В эпоху Возрождения в Европе триумфальные арки воздвигались не только в честь военных побед, но и по другим важным знаменательным событиям. В Россию традиция сооружения триумфальных арок пришла в царствование Петра I. Первые русские триумфальные врата были установлены в Москве в 1696 году по случаю победы в Азовском походе.
В провинциальных российских городах арки чаще всего ставились в честь посещения городов высокопоставленными особами, в основном, членами императорской фамилии. Из сибирских городов только Иркутск возводил подобные архитектурные монументы.
Слайд 4Историк Н. М. Полунина отмечает, что за всю историю Иркутска было
поставлено пять триумфальных арок:
первая, губернаторская, была поставлена в 1789 году в честь приезда в Иркутск генерал – губернатора И. А. Пиля. Предполагается, что местом её установки был выбран въезд в город по Московскому тракту.
В сентябре 1813 года были открыты Московские ворота, в честь дня коронования Александра I.
В 1858 году были возведены Амурские ворота,
в 1891 году – Царская арка в честь посещения города наследником, будущим императором Николаем II,
в 1920 году была поставлены арка победителей для встречи частей 5-й Армии, вступившей в город после ухода остатков войск Колчака.
Слайд 9Арка цесаревича Николая
Каменная триумфальная арка была сооружена на Набережной Ангары вблизи
Богоявленского собора в 1891 году для встречи наследника цесаревича Николая, возвращавшегося из кругосветного путешествия в С.-Петербург.
23 июня цесаревич через арку взошёл на иркутский берег. Покидая Иркутск ранним утром 25 июня, он также прошел на палубу парохода “Сперанский” сквозь арку.
Слайд 15Часовня Святителя Иннокентия установлена для увековечивания имени иркутского чудотворца.
Слайд 17Казанский кафедральный собор
Иркутский кафедральный собор входил в число крупнейших культовых сооружений
России. По свидетельству современников он был четвертым по величине среди всех провинциальных храмов. Площади его позволяли вместить до пяти тысяч человек, а высота достигала 60 метров.
Слайд 18Кафедральный собор заложили 17 апреля 1875 года, строился он в течение
19 лет.
Слайд 20Снесение собора
В январе 1932 года Отдел охраны памятников подписал приговор собору,
отказавшись от предложения приспособить его под музей и согласовав его снос, как здания, не представляющего исторической и художественной ценности. Попытка разобрать собор на строительный материал не увенчалась успехом, и его было решено взорвать. Первый взрыв собора был произведен в августе 1932 года (потребовалось несколько взрывов, чтобы окончательно его обрушить).
Бригады рабочих вручную разбирали обломки собора, сгружая их на вагонетки, которые увозили мусор по временным рельсам, устроенным на площади. После выравнивания остатков собора на Тихвинской площади уровень её поднялся почти на метр. От богатейшего внутреннего убранства сохранилось всего несколько икон.
В 1938 году на месте бывшего казанского собора началось строительство Дома Советов, который ныне является зданием администрации Иркутской области.
Слайд 23Каменная часовня в честь Христа Спасителя в Иркутске была сооружена в
память спасения жизни императора Александра II во время покушения 1866. Часовню заложили 30 августа 1866 в день его тезоименитства. Находилась она на углу улиц Большой и Ивановской (сегодня улицы К. Маркса и Пролетарская).
Слайд 27Торжественное мероприятие по открытию памятника состоялось 14 сентября 2011 – в
день празднования 350-летнего юбилея города.
Памятник выполнен в бронзе, его размер – шесть метров, вес – пять тонн. Это второй по размеру памятник в Иркутске после монумента Александру III.
Слайд 28Фигура высотой 5,2 метра отражает собирательный образ русского человека, идущего на
Восток "проведать новых землиц". Авторами монумента стали скульптор Михаил Переяславец и архитектор Юрий Волчок. Они расположили памятник на берегу реки Ангары, как раз на том месте, где в 1661 году был заложен острог отрядом землепроходцев во главе с боярским сыном Яковом Похабовым.
Слайд 31Памятник адмиралу Александру Колчаку
Расстрел Верховного правителя России адмирала А. В. Колчака был произведён 7 февраля 1920 года в 5-м часу
утра в устье реки Ушаковки близ её впадения в реку Ангару
Слайд 33Афана́сий Павла́нтьевич Белоборо́дов (18 (31) января 1903, деревня Акинино-Баклаши Иркутской губернии — 1 сентября 1990, Москва) — советский военачальник, дважды Герой Советского Союза,
командир 78-й стрелковой дивизии, остановившей в ноябре 1941 года наступление немцев на Москву на 42-м километре Волоколамского шоссе, командующий 43-й армией, освободившей Витебск от немецких оккупантов и участвовавшей в штурме Кёнигсберга, генерал армии.
Слайд 34Вечный огонь
Иркутск может гордиться тем, что он один из 21
города России, где сохранился Вечный огонь, хотя раньше в стране их было 137
Слайд 36Алекса́ндр Валенти́нович Вампи́лов (родился в Черемхово 19 августа 1937, утонул— 17 августа 1972в Байкале у истока Ангары) — русский
советский драматург и прозаик.
Слайд 38 кинорежиссёр, сценарист, выдающийся комедиограф, актёр. Народный артист СССР (1989). Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев
Васильевых (1970). Участник Великой Отечественной войны.
Леонид Гайдай родился в 1923 году в городе Свободный. Отец — Иов Исидорович Гайдай (1886—1965), был железнодорожным служащим, уроженцем селаОреховщина на Полтавщине. Мать — Мария Ивановна, была родом из Рязанской области. У Леонида Гайдая были брат Александр и сестра Августа. Брат —Александр Иович Гайдай, был журналистом и поэтом. В том же 1923 году семья перебралась в Читу, а затем — в Приангарье, в Иркутск, где проживала в привокзальном районе Глазково. Гайдай учился в Иркутской железнодорожной школе № 42[2]. Окончил школу 18 июня 1941 года, а 23 июня 1941 года пошёл записываться добровольцем в армию. В армию его не взяли из-за возраста. Гайдай устраивается рабочим сцены в Иркутский театр, где в это время остался в эвакуации Московский театр сатиры. Он работает с театром сатиры, смотрел все спектакли, ездил на гастроли.
Леонид Гайдай принимал участие в Великой Отечественной войне. Получил тяжёлое ранение, подорвавшись на противопехотной мине, после которого его признали непригодным к дальнейшему несению военной службы. В 1947 году окончил театральную студию при Иркутском областном драматическом театре (ныне — Иркутский академический драматический театр имени Н. П. Охлопкова), работал осветителем, актёром.
В 1949 году поступил на режиссёрский факультет ВГИК, который закончил в 1955 году.
Скончался 19 ноября 1993 года в Москве .
Слайд 41Здания театров г.Иркутска
Драматический театр им. Н.П.Охлопкова
Слайд 42Здания театров г.Иркутска
Театр юного зрителя им. А.Вампилова
Слайд 43Здания театров г.Иркутска
Музыкальный театр
им. Н.М.Загурского
Слайд 44Здания театров г.Иркутска
Театр кукол «Аистенок»
Театр народной драмы
Слайд 48Глазковский (также Ангарский, Старый) мост
Слайд 49Глазковский мост
Автор: Не установлен
Источник: paruss.at.ua/
Численность рабочих на строительстве моста временами превышала
1300. На ул. 2-й Железнодорожной возник городок строителей, с клубом, магазинами, жилыми домами. Гранит, которым облицовывали опоры моста, привозили из окрестностей поселка Маритуй, гравий и песок — с берега Иркута. В постоянную эксплуатацию мост сдали в декабре 1936 года.Общая длина сооружения со съездами составляет 1245 метров, ширина — 18 метров. Возвышения средних пролетов над водой — по 80 метров, что дает возможность свободного прохода под мостом речных судов[1].
Слайд 50Иркутный мост
1961 — сдан в эксплуатацию полносборный железобетонный мост на монолитных
железобетонных опорах через Иркут.
Мысль о необходимости постройки ангарского моста витала в воздухе еще до революции. В 1891г был построен деревянный мост на сваях.Когда в 1898 году его открывали и пускали пробный локомотив, генерал-губернатор Восточной Сибири А.Д.Горемыкин предложил сопровождавшим лицам проехать по мосту первыми. Все без исключения отклонили предложение и посоветовали Горемыкину отказаться от опасной затеи.
Инженер-строитель моста В.Е.Попов сел на локомотив с револьвером в руке. После его спросили, зачем ему понадобилось оружие. "Если бы мост не выдержал, я бы застрелился", — заявил Попов. Сооружение оседало, трещало, но испытание прошло благополучно, и мост простоял 10 лет. Вначале через него не пускали составы, но вскоре стали проходить любые поезда. Еще до 1917 года мост перестроили по современным для того времени меркам.
Слайд 51Иннокентьевский мост 1968 -1978 22 ноября. Длина 1100м, ширина 28 м
Слайд 52Академический мост 1999 -2009г.
Длина моста - 1,62 тыс. м, максимальная
высота от подошвы столба до верха перил - 52 м. Протяженность сооружения вместе с развязками составляет 4374 метра. Мост состоит из двух параллельных конструкций, общая ширина которых - 32,5 м.