Слайд 1Михаил Васильевич Ломоносов
1711 -1765
Слайд 2
Академик М. К. Келдыш сказал: «Трудно назвать какую-либо отрасль
науки из существующих в 18 веке, в которую бы Ломоносов не внес крупного творческого вклада.
В физике, астрономии, метеорологии, химии, геологии, горном деле, металлургии, географии, истории, теории словесности и литературе он либо создал капитальные труды, совершил выдающиеся научные открытия, либо выдвинул новые идеи, высказал гениальные прогнозы. Многие идеи Ломоносова на десятки лет и столетия опередили свое время».
Слайд 3
Родился 19 ноября 1711 года в Архангельской губернии в
д. Мишанская (позже слившаяся с д. Денисовкой) близ Холмогор в семье крестьянина-помора.
Слайд 4
Природа Архангельской области заложила основы его характера: силу воли
и чувство свободы.
Слайд 5
С 8 лет Михайло Ломоносов стал ходить с отцом
в море. Они отправлялись на промыслы ранней весной и возвращались поздней осенью. Вместе они ходили как в далекий Северный Ледовитый океан – к Новой Земле и Шпицбергену, так и в ближние Соловецкие острова. Могучая северная природа открыла необъятный простор для наблюдений и запечатлелась в памяти будущего ученого.
Слайд 6
Есть много версий о том, кто научил Ломоносова азбуке.
Читать и писать могли обучить многие, но сделать его подлинно грамотным человеком могли хорошо подготовленные наставники-старообрядцы, знающие церковнославянский язык, риторику, стихосложение, иконопись и умеющие этому обучить.
Слайд 7
По другим источникам, грамоте Михайлу учил местный дьячок Семен
Сабельников, обладавший каллиграфическим почерком.
Слайд 8
К 14 годам юный помор грамотно и чётко писал. Жизнь его
в родном доме делалась невыносимой, наполненной постоянными ссорами с мачехой. И чем шире становились интересы юноши, тем безысходнее казалась ему окружающая действительность. Особенно ожесточала мачеху страсть Ломоносова к книгам.
Отец решил по-своему образумить его и решил женить, но Михайло притворился больным и от женитьбы отговорился.
Слайд 9
Получив «неявным образом», паспорт, и заняв у соседа
Шубного три рубля, 19-летний Ломоносов ушел в Москву с обозом мороженой рыбы в декабре 1730 года. «Дома между тем долго его искали и, не нашед нигде, почитали пропадшим, до возвращения обоза по последнему зимнему пути...» – сообщает «Академическая биография 1784 года».
Слайд 10
В начале января 1731 года двинской рыбный обоз подошел
к Москве и остановился в Китай-городе . Сперва Ломоносов наведался на построенную при Петре Сухареву башню, где помещалась Школа математических и навигационных наук, и преподавал Магницкий. Но оказалось, что уже 15 лет прошло, как она была переведена в Петербург, а на Сухаревой башне осталась низшая «цифирная школа». Там обучали грамоте и начальной математике. Латыни, которая в то время была языком ученых, там не преподавали.
Слайд 11
Неудивительно, что ему «этой науки показалось мало», и
он обратился в основанную в 1695 году Славяно-греко-латинскую академию. Указом Синода в 1728 году было запрещено принимать в Академию «помещичьих людей и крестьянских детей». Явившись к ректору Академии Герману Копцевичу, Ломоносов назвал себя сыном холмогорского дворянина, а на «словесном расспросе» обнаружил светлый ум и страсть к наукам. 15 января 1731 года он был зачислен учеником Академии, но посажен в самый низший класс, так как не знал латыни, на которой велось все преподавание, вместе с «малыми ребятами», которые, по его словам, над ним смеялись, поговаривая: «Смотри-де, какой болван лет в двадцать пришел латине учиться!» (из письма И. И. Шувалову).
Слайд 12Ломоносов писал о годах своей учебы:
«Имея один алтын в день жалованья,
нельзя было иметь на пропитание в день больше, чем на денежку (полкопейки) хлебу и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил».
Слайд 13
Его успехи, прилежание и примерное поведение быстро замечает школьное
начальство. За один год Ломоносов проходит сразу три класса.
Слайд 14
В 1736 году он в числе двенадцати лучших учеников
Славяно-греко-латинской Академии отправлен в Петербург для обучения при Академии наук.
Слайд 15
А осенью 1736 г. трое лучших студентов, в
том числе Ломоносов, были отправлены Академией Наук в Германию (в Марбург), для обучения математике, физике, химии, философии и металлургии.
Слайд 16
В 1741 году по приказу Академии Ломоносов возвращается в
Петербург и вскоре становится адъюнктом по физике при Петербургской Академии наук.
Слайд 17
Гениальные способности, глубокая любовь к науке, неизменное трудолюбие,
пламенный патриотизм, непреклонная твердость воли при достижении цели — вот отличительные черты Ломоносова. Как ученый Ломоносов отличался необычайной широтой интересов; обогатил своими открытиями физику, химию, астрономию, географию, технику, геологию, историю, филологию; стремился использовать науку для развития производительных сил, поднятия благосостояния страны.
Слайд 18
В 1745 году Ломоносов стал первым русским профессором, членом
Академии наук и возглавил первую в стране химическую лабораторию, в которой проводил научные исследования, в том числе разрабатывал состав стекла, фарфора и смальты, которую использовал для своих мозаик, созданных в 1751.
Слайд 19Мозаика М.В. Ломоносова "Нерукотворный Спас"
Величественные картины Русского Севера,
с его северными сияниями, айсбергами, бурями и грозами, с детства привили Ломоносову вкус к яркой, эффектной красоте.
Слайд 20Мозаика М.В.Ломоносова «Полтавская баталия»
Слайд 22
Ни физики, ни химии до Ломоносова в России не было:
Ломоносов сумел
разработать так называемую физическую картину мира.
Он открыл существование атмосферы у планеты Венера и положил начало естественным наукам в России.
Основной областью своей деятельности М. В. Ломоносов считал химию.
Слайд 23
В астрономии этот феномен рассеяния света, отражение световых лучей
при скользящем падении (у М. В. Ломоносова — «пупырь»), получил его имя — «явление Ломоносова»
Слайд 24
Но Ломоносов был еще и замечательным организатором. Именно он
в 1755г. основал Московский университет, первое настоящее высшее учебное заведение России, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян. В отличие от западноевропейских университетов преподавание в нем велось не на латинском, а на русском языке.
Слайд 25
Ломоносов первым в России обратил внимание на историю самой
Земли и на причины образования полезных ископаемых. Он обратился к жителям России с просьбой присылать ему различные камни. На основании полученных образцов Михаил Васильевич составил каталог минералов России.
Слайд 26 Честь и достоинство
Однажды один вельможа указал Михайле Ломоносову на дырку
в его кафтане, вопросив с издёвкой: "Что это у вас, уважаемый академик, ум из кафтана выглядывает?"
"Нет, - отвечал Ломоносов, - это глупость туда заглядывает".
Слайд 27
Ломоносов - автор многочисленных художественных произведений
Им созданы:
33 похвальные оды, 12 од духовные, 2 – традиции , героическая поэма о Петре Великом, множество, так называемых, надписей – стихов на случай, пародий и сатирических стихотворений
Слайд 28Именно Ломоносов ввел в науку ряд русских слов, имевших бытовое значение,
таких как: опыт, движение, явление, частица.
Слайд 29В итоге Ломоносовские научные и технические слова заменили собой прежние неуклюжие
термины. Так великий ученый положил начало нашему точному научному языку, без которого теперь никто не может обходиться.
Слайд 30Поэтическое творчество занимало
большое место в духовном мире
Ломоносова. Стихотворство - моя утеха...
-
писал он в Российской грамматике.
Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный аквилон сотреть не может,
Ни множество веков, ни едка древность.
Не вовсе я умру; но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю.
Я буду возрастать повсюду славой,
Пока великий Рим владеет светом.
Где быстрыми шумит струями Авфид,
Где Давнус царствовал в простом народе,
Отечество мое молчать не будет,
Что мне беззнатный род препятством не был,
Чтоб внесть в Италию стихи эольски
И первому звенеть Алцейской лирой.
Взгордися праведной заслугой, муза,
И увенчай главу дельфийским лавром.
1747
Слайд 31Могила
в Александро-Невской Лавре
Умер 4 апреля 1765 г.
в
Петербурге
Слайд 32
Орден Ломоносова учрежден в 2000 году Общероссийской общественной
организацией «Академия проблем безопасности, обороны и правопорядка», которая является общественным объединением ученых по изучению и обобщению достижений мировой и отечественной науки, по содействию развитию научно-технического, социально-экономического прогресса и практическому использованию его достижений в интересах безопасности, обороны и правопорядка России.
Слайд 33Большая золотая медаль имени М.В.Ломоносова
Высшая награда Российской академии наук.
Ежегодно присуждаются две Большие золотые медали имени М. В. Ломоносова — одна российскому и одна иностранному учёным за выдающиеся достижения в области естественных и гуманитарных наук.
Слайд 34Память живет в сердцах благодарных потомков
Первый памятник
М. В.
Ломоносову установленный на его родине
П. И. Челищевым
Слайд 35Дом-усадьба Ломоносова
на Мойке
Является памятником архитектуры Федерального значения
Слайд 36
В Великом Новгороде на памятнике
«1000-летие России» среди
129 фигур самых выдающихся личностей в российской истории есть фигура М. В. Ломоносова.
Слайд 37.
Памятник М. В. Ломоносову в г. Архангельске у АГТУ.
Автор: И. П. Мартос
Дата открытия:
1829 г
Слайд 38Театр драмы им. М. В. Ломоносова
в Архангельске
Слайд 39Музей М. В. Ломоносова
Является отделом Музея этнографии и антропологии им. Петра
Великого (Кунсткамера) Российской академии наук, старейшим и ведущим центром изучения наследия М. В. Ломоносова.
Слайд 40Памятник Ломоносову в селе Ломоносово, перед зданием средней школы
Слайд 41Московский государственный университет имени Ломоносова
Слайд 42Московский государственный университет тонких химических технологий имени М.В. Ломоносова
Слайд 43Полуостров Ломоносова
Полуостров находится в Приморье (Дальний Восток), на западном
побережье Амурского залива. На нём расположен мыс Ломоносова.
Слайд 44Ломоносовит
Уникальный минерал из группы силикофосфатов. Открыт в 1936 г.
Слайд 45Город Ломоносов - большой дворец
Слайд 46Улица, площадь и мост Ломоносова
Слайд 48Фарфоровый завод имени Ломоносова
Слайд 52Сиквейн
1- одно слово (объект или предмет)
2- два слова (описание признаков и
свойств)
3- три слова (действие)
4- фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора
5- одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта
Слайд 53Михаил Васильевич Ломоносов
(1711-1765 гг.)
Слайд 54Какие качества
М.В. Ломоносова
вы бы хотели выбрать
в качестве ориентиров
для
себя?
Слайд 55Стремление к познанию мира
Ответственность за судьбу страны
Достоинство и честь
Волю и упорство
Целеустремленность
Стремление к творчеству