Презентация, доклад к уроку методики преподавания русского языка : Артикуляционная гимнастика и её роль в процессе обучения грамоте

Содержание

ВВЕДЕНИЕ Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Слайд 1 БПОУ ОО «Мезенский педагогический колледж» Презентация к уроку методики преподавания русского языка

: «Артикуляционная гимнастика и её роль в процессе обучения грамоте»

Автор: Карелина Юнесса Львовна, преподаватель русского языка.

БПОУ ОО  «Мезенский педагогический колледж»  Презентация к уроку методики преподавания русского языка

Слайд 2 ВВЕДЕНИЕ
Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определённых положений

органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
ВВЕДЕНИЕ   Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата,

Слайд 3 Артикуляционная гимнастика

это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие подвижности органов, участвующих в речевом процессе.
Артикуляционная гимнастика   – это совокупность специальных упражнений, направленных на

Слайд 4Для чего нужна артикуляционная гимнастика Важную роль в формировании правильного произношения звуков

играет чёткая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата. Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.
Для чего нужна артикуляционная гимнастика   Важную роль в формировании правильного произношения  звуков играет чёткая,

Слайд 5Динамические упражнения
«Качели» Цель: упражнять в быстрой смене движений кончика языка, отрабатывать координацию

движений языка (вверх, вниз).

Покатался язычок на лодочке и увидел на берегу качели:
На качелях оказался, вверх взлетел
И вниз спускался
Весело качаться
на качелях!!!!

Описание: улыбнуться,рот широко открыт.
На счет «раз»-опустить кончик языка
за нижние зубы,
«два» - поднять язык за верхние зубы.
Выполнить 4-6 раз.

Динамические упражнения«Качели» Цель: упражнять в быстрой смене движений кончика языка, отрабатывать координацию движений языка (вверх, вниз).Покатался язычок

Слайд 6«Змейка» Цель: развивать боковые мышцы языка Вдруг шланг, который лежал рядом с язычком,

зашевелился. Тут язычок увидел, что это была….змея! Давай изобразим змею.

Подражаем мы змее,
С ней мы будем наравне:
Высунем язык и спрячем,
Только так, а не иначе.

Описание: рот открыт, язык высунуть вперед как можно дальше,напрячь и сделать узким.Узкий язык максимально выдвигать и убирать вглубь рта.Движения произносятся в медленном темпе.Выполнять 5-6 раз.

«Змейка» Цель: развивать боковые мышцы языка  Вдруг шланг, который лежал рядом с язычком, зашевелился.  Тут

Слайд 7«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»
Так проходит час другой Язычку пора домой. Пришел Язычок и

решил чай с варением попить.
Очень любит Язычок вкусное варение,
Приготовил он друзьям это угощение.
Варение приятное, вкусное ароматное.
Язычок подними, варенье с губки оближи.

Описание : улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Выполнять в одну, а затем в другую сторону. Повторить 4-5 раз. Улыбнуться, открыть рот, не закрывая рот, облизать языком верхнюю губу, нижней губой стараться язык не поддерживать. Повторить 4-5 раз.

«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ» Так проходит час другой Язычку пора домой. Пришел Язычок и решил чай с варением попить.Очень

Слайд 8Статические упражнения
«Улыбка – Лягушка»
Цель: развивать круговые мышцы губ.

А за

воротами зоопака – пруд.
И оттуда шлышится
«Ква-а-а-а, ква-а-а-а»
Это были….правильно - лягушки.

Улыбнулась нам подружка
Большеротая лягушка
Подражаем мы лягушкам, тянем губы прямо к ушкам
Вы сейчас тяните губки –я увижу ваши зубки
Мы потянем – перестанем
И не сколько не устанем.

Описание: губы растянуть (улыбка) видны сомкнутые зубы.
Удерживать губы в таком положении следует до счета «пять»( впоследствии до десяти)
Повторять 3-4 раза

Статические упражнения  «Улыбка – Лягушка» Цель: развивать круговые мышцы губ.А за воротами зоопака – пруд.И оттуда

Слайд 9«Бегемотик» Цель: развивает подвижность нижней челюсти. Вдруг из пруда показался кто-то огромный, как

гора, и рот широко открывает. Это был…..бегемот.

Широко разинув рот,
Кушать просит бегемот.

Давай и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот

Описание: открыть рот,как можно шире,удерживать его в таком положении до счета «пять»,потом закрыть рот.
Выполнять упражнение 5-7 раз.

«Бегемотик» Цель: развивает подвижность нижней челюсти. Вдруг из пруда показался кто-то огромный, как гора, и рот широко

Слайд 10«Хоботок» Цель: развивать подвижность губ. Идет Язычок дальше, ой кто это такой с

длинным носом???Да это же слон!!!

Идет навстречу добрый слон
Длинный хобот тянет он,
Я – водичку набираю (вдох)
И ребяток поливаю! (выдох)
Подражаю я слону
Губы хоботом тяну.

Описание: губы плотно сомкнуты и
с напряжением
вытянуты вперед, как можно дальше.
Удерживать губы в таком положении
следует 10 секунд.

«Хоботок» Цель: развивать подвижность губ. Идет Язычок дальше, ой кто это такой с длинным носом???Да это же

Слайд 11«ЧАШКА»
Поел Язычок варение и решил чаю выпить. Давай покажем, какая у

него была красивая чашка.
Вкусное варение поели Выпить чаю захотели. Язычок мы к носу тянем, Чашку с чаем представляем.

Описание : улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться. Чтобы бока языка были загнутые в виде чашечки (чтобы чай не проливался). Удерживать язык в таком положении под счёт до пяти, потом до десяти. Повторить 3-4 раза.

«ЧАШКА» Поел Язычок варение и решил чаю выпить. Давай покажем, какая у него была красивая чашка. Вкусное

Слайд 12Упражнения для языка
«Чистим зубки» Язычок утром встал, Чистить зубки побежал. Вправо-влево, вправо-влево Чистим зубки мы

умело.

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние, затем верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо - влево. Нижняя челюсть при этом не двигается

Упражнения для языка«Чистим зубки» Язычок утром встал, Чистить зубки побежал. Вправо-влево, вправо-влево Чистим зубки мы умело.

Слайд 13«Парус» Цель: развивать растяжку подъязычной связки; умение расслаблять мышцы языка в приподнятом

положении.

Тут Язычок увидел лодочку с парусом. Она была очень красивая, с розовым парусом.
Давай покажем, какой был парус у лодочки.

Лодочка под парусом по реке плывет
На прогулку лодочка Язычок зовет.

Описание: улыбнуться,широко раскрыть рот,широкий кончик языка поставить за передние верхние зубы на бугорки,спинку немного прогнуть вперед, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10.

«Парус» Цель: развивать растяжку подъязычной связки; умение расслаблять мышцы языка в приподнятом положении.Тут Язычок увидел лодочку с

Слайд 14«КИСКА СЕРДИТСЯ»
У язычка была любимая кошечка. Она ждала его около дома.

Когда киска сердилась, то выгибала спинку. Давай покажем, как киска сердилась и выгибала спинку.

Выгляни в окошечко-там увидешь кошечку,
Кошка спинку выгнула, зашипела, прыгнула…
Рассердилась киска-не подходите близко!!

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, «спинку» выгнуть, а боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счёт до восьми, потом до десяти. Язык в положении «сердитая киска»; прижать его верхними зубами и «почесать» в направлении от корня языка к кончику. Повторить 5-6 раз.

«КИСКА СЕРДИТСЯ» У язычка была любимая кошечка. Она ждала его около дома. Когда киска сердилась, то выгибала

Слайд 15 Рекомендации по проведению артикуляционных упражнений

Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как ученик немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: Что делают губы? Что делает язычок? Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла. Лучше заниматься и дома два раза в день (утром и вечером) в течении 5 – 7 минут, в зависимости от усидчивости ребёнка.
Рекомендации по проведению артикуляционных упражнений

Слайд 16
Занимаясь с детьми 3 – 4 летнего возраста, следите, чтобы они

усвоили основные движения. К детям 4 – 5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний. В 6 – 7 летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.
Занимаясь с детьми 3 – 4 летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные

Слайд 17
Список использованной литературы:

Воробьева Т.А.,Крупенчук О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика: Веселые стихи,

развивающие игры, рисунки и пояснения для родителей: Для детей 4-6 лет: Пособие по логопедии для детей и родителей, 2011.

Н.В.Нищева «Веселая артикуляционная гимнастика», Детство-Пресс, 2010.

С.Коркин «Детские стихи»
(http://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/chetverostishja-pro-zhivotnyh.html)



Список использованной литературы:Воробьева Т.А.,Крупенчук О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика: Веселые стихи, развивающие игры,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть