Слайд 1ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОБРАЗА СНЕГУРОЧКИ В СТИХОТВОРЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ, Е. А. БЛАГИНИНОЙ «СНЕГУРКА»
Подготовила:
Вишневская Ксения Андреевна, учитель начальных классов
Слайд 2СНЕГУРКА
Я вылепил Снегурку,
Поставил на виду
Снегурушку-девчурку
Под яблоней в саду.
Стоит моя царевна
Под круглым
деревцом –
Царевна-королевна,
Пригожая лицом.
В парчовой душегрейке
Стоит светлей зари,
И крупные на шейке
Играют янтари.
Она мой сад оставит,
Лишь солнце припечет:
Расплещется, растает,
С ручьями утечет.
Но кликну – отзовется
Снегурушка моя –
То эхом из колодца,
То голосом ручья,
То лебедью, плывущей
В заоблачном пруду,
То яблоней, цветущей
В моём родном саду.
Слайд 3Елена Александровна Благинина (1903-1989)
«Ребята любили и её, и её стихи — прелестные стихи о том,
что близко и дорого детям: про ветер, про дождик, про радугу, про берёзки, про яблоки, про сад и огород и, конечно, про самих детей, про их радости и горести».
Е. Таратута
Слайд 4Работа с идено-тематической основой стихотворения проходила в 3 этапа:
1 - определили
ассоциативный ряд, вызванный при опросе студентов,
2 - нашли лексическое значение слова Снегурка, закрепленное в толковом словаре С. И. Ожегова
3 - обратились к фольклорным истокам образа снегурочки.
4 - проследили образ снегурки в произведениях различных видов искусств
5 - выявили отличие «благининской» снегурки от фольклорной
Слайд 5Словесные ассоциации:
молодая девушка изо льда или снега в синем одеянии, русская
красавица с кокошником и косой, боится солнца, любит зиму, уязвима как ребенок, празднование Нового года, радость
Слайд 6В словаре Ожегова, в определении слова Снегурка дается отсылочная дефиниция к
слову Снегурочка.
Снегурочка – сказочная снежная девушка, тающая под весенними лучами солнца
Слайд 7Снегурками, снегурочками, снеговиками, Снегирями звались на Руси звались различные виды птиц,
зимующих в наших лесах: жаворонки татарский и сибирский, пуночка-подорожник и другие.
Зима у славян ассоциировалась с птицами. Её и саму сравнивали с иззябшей, нахохлившейся воробьихой. «Большие крылья снежной птицы», - сказал о русской зиме Александр Блок. И снежинки её порхают как птахи.
Слайд 8«Снегурка, снежник, снеговик – складенный из снега болван, подобие человека», -
пишет В.И. Даль.
Слайд 9Родина Снегурочки город Кострома и усадьба Щелыково – бывшее имение, а
ныне Дом-музей А.Н. Островского, автора прославленной пьесы-сказки о Снегурочке, образы которых воплощали в своих музыкальных произведениях П.И. Чайковский и Н.А. Римский-Корсаков
Слайд 10В 1952 студией «Союзмультфильм» снят рисованный мультипликационный фильм по мотивам одноимённой пьесы А. Н. Островского на
музыку Н. А. Римского-Корсакова в обработке Л. А. Шварца, режиссера Ивана Иванов-Вано. Мультфильм показывали в кинотеатрах
Слайд 11В 1968 году кинокомпанией «Ленфильм» снят художественный фильм-сказка по одноимённой пьесе А. Н. Островского из
цикла «Весенние сказки», режиссера Павла Кадочникова.
Слайд 12У В.М. Васнецова платье снегурочки – это собирательный образ народного костюма
Слайд 13У М.А. Врубеля – это одежда сотканная из снега, пуха и
горностаевого меха, юной феи эпохи «модерн»
Слайд 14У Н.К. Рериха иноземка с русским именем и в шубке меховой.
Слайд 15В фольклорной сказке
На Иванов день (24 июня/7 июля) пошла Снегурочка с
девками-подружками в лес, а те «вздумали костерок разжечь и давай прыгать. И ей говорят: А ты что не прыгаешь? Прыгни и ты. Она и прыгнула, да только и была…парок только видно…спалилась.»
Слайд 16Снегурка у Благининой – воплощение эстетической категории – Красоты, имеющей исконные
русские народные корни! Стихотворение можно разделить на две логические части: первая – описывает образ Снегурки зимой, вторая – показывает трансформацию образа снежной девушки с приходом весны. Разные характеристики герой использует, чтобы показать масштаб Красоты водной стихии: желает как можно ближе к истине передать словами богатство и великолепие образа.
Слайд 24Если обратится к русской мифологии, то по одной из версий, чтобы
пришла весна, нужно принести в жертву снегурку Богу солнца – Ярилу.
Образ чудной девушки-снегурки находит свое перевоплощение с приходом солнца. Холодный снежный образ трансформируется в легкий, водный. У славян Перун – бог воды. Жилами земли называли они реки и ручейки, сравнивая течение воды, с течением крови в жилах. Они верили в то, что вода дает силу и красоту. Вода – источник жизни, дающий плоды Богине-матушке, сырой земли берегине.
Так Благинина по-новому переосмысливает традиционный фольклорный образ Снегурочки – оставляя основной её атрибут – Красоту, поэтесса наделяет её такой характеристикой водной стихии, присущей фольклорным мифологическим представлениям, как Вечная Жизнь.