Слайд 1ГБ(О)ООУ санаторная школа-интернат. Для детей, нуждающихся в длительном лечении
Учитель: Мисюрёва ТИ
Литератур
ное чтение 3 класс.
Ф.И. Тютчев «Листья».
Задачи урока:
Образовательные:
познакомить учащихся со стихотворением Ф. Тютчева «Листья»;обучать правильному чтению стихов; формировать умение анализировать поэтический текст, обрисовывать зрительные образы при чтении стихотворения, понять настроение, чувства поэта, определить способы создания образов.
Развивающие:
развивать образное мышление, речь, память.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к родному языку, родной природе. Эстетическое воздействие на детей через слово. Музыку, живопись, развивать коммуникативные качества.
Слайд 2Планируемые результаты:
Учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение
поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте; объяснять интересные выражения в лирическом тексте; наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове(ритмом), находить рифмующиеся слова.
Слайд 3Использованные ресурсы:
учебник Климановой, Горецкого, Головановой в комплекте с аудиоприложением на электронном
носителе, поурочные разработки по литературному чтению к УМК «Школа России», запись произведений ПИ Чайковского по теме «Времена года», выставка сборников стихов ФИ Тютчева, карточки (текст речевой разминки, задания), репродукции картин Левитана, Остроухова, Шишкина, интернет-ресурсы ,свеча, круги-сигналы.
:
Слайд 4Ход урока.
I.Мобилизующее начало урока.
II.Проверка задания.
1. Чтение статьи Я. Смоленского «Как научиться
читать стихи» и беседа по содержанию.
Какие советы даёт автор статьи для того, чтобы научиться читать стихи?
-Чему, по мнению автора , нужно научиться сначала? Как автор объясняет то, что человек боится при чтении стихов забыть слова?
-Что вы поняли из статьи?(Надо сначала научиться читать их для себя. Нужно представлять то, о чём читаешь. Читать нужно медленно, в два раза медленнее, чем говоришь дома или в школе).
3. Чтение стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза».
Слайд 5Стадия вызова. Работа в группах.
Поделитесь друг с другом о том:
Какое
время года вам больше нравится?
Опишите его.
Какие чувства оно у вас вызывает?
Слайд 6Е. Благинина. Улетают, улетели…
Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач
с грачихой чёрной
В огороде по гряде.
Осыпаясь, пожелтели солнца редкие лучи.
Улетают, улетели, улетели и грачи.
-Найдите красивые слова в стихотворении.
-Какие приметы осени описываются в стихотворном тексте?
-С каким чувством улетают птицы?
(Все учащиеся читают текст и показывают его в движении.)
Е. Благинина. Улетают, улетели…
Слайд 7Работа по теме урока.
Осень. Прекрасное время года. Оно было любимым у
А.С. Пушкина и у многих других поэтов. В поэзии осень, зима, весна и лето означают нечто большее, чем обычные времена года. Они обрели устойчивые образы, связанные с пробуждением жизненных сил, настроениями радости и веселья, грусти и печали. Поэтов природа привлекала своей скромной простотой, в которой нет показной простоты. Она изображалась не просто фоном, на котором проходит жизнь и деятельность человека, но частью его души, одним из самых глубоких переживаний, связывающих его с землёй, с «малым домом» - родным краем и с «большим домом» - Отчизной. Чувство родимой земли неотделимо от восприятия природы, от бережного и рачительного пользования её дарами.
Литературовед Селезнёв в послесловии к книге «Времена года» пишет: «Нельзя любить Родину, не живя одной душой с «жизнью любимой берёзки»! Нельзя любить «весь мир» не имея Родины.
Сегодня мы будем работать над стихотворением ФИ Тютчева «Листья». Стихотворение – написанное стихами произведение, преимущественно небольшого объёма, часто лирическое, выражающее душевные переживания.
Слайд 8Ф. И. Тютчев.
Тютчев (Федор Иванович) - известный поэт, один из самых
выдающихся представителей философской и политической лирики. Родился 23 ноября 1803 г. в селе Овстуг, Брянского уезда Орловской губернии, в родовитой дворянской семье, зимою жившей в Москве открыто и богато. В доме, "совершенно чуждом интересам литературы и в особенности русской литературы", исключительное господство французского языка уживалось с приверженностью ко всем особенностям русского стародворянского и православного уклада. Когда Тютчеву шел десятый год, в воспитатели к нему был приглашен С.Е. Раич пробывший в доме Тютчевых семь лет и оказавший большое влияние на умственное и нравственное развитие своего воспитанника, в котором он развил живой интерес к литературе.
Слайд 9Ф.И. Тютчев «Листья».
Работа по теме урока и анализ стихотворения.
Слайд 10.
Прослушивание стихотворения ФИ Тютчева «Листья» в г/з и беседа о первом
впечатлении:
Понравилось ли вам стихотворение?
Какие чувства вы испытывали при прослушивании?
От чьего имени написано стихотворение?
Как поэт рассказывает о листьях?
Слайд 11Образы и картины
Вечнозелёные сосны и ели - символ постоянства, безмятежности, покоя
Яркая жизнь листьев.
Слайд 12Пересказ-анализ
Первая строфа:
Стоит зима.
Зимний лес весь в снегу.
Снега очень
много.
Ели и сосны «закутавшись, спят».
Слайд 13Пересказ-анализ
Вторая строфа:
Картина весёлого лета.
Листья цветут и блестят во всей своей красе, играют с лучами, купаются в росе!..»
Слайд 14Пересказ-анализ
Третья строфа:
Картина увядания природы.
Лето прошло, «птички отпели.
Цветы
отцвели,
Луга побледнели…»
Слайд 15Пересказ-анализ
Четвёртая строфа:
Картина подвижной, беспокойной жизни листьев.
Листья просят ветер взять их
с собой, унести, чтобы жить полной радостной жизнью.
Слайд 16Настроение
Радостное, светлое настроение сменяется грустью, связанной с увяданием природы.
Чувствуется жалоба
листьев, что лето так быстро проходит.
Но в конце стихотворения настроение опять меняется. Листья просят ветер взять их с собой, чтобы жить полной радостной жизнью.
Слайд 18Физкультминутка. Профилактика зрительного переутомления и близорукости по методу Э.С. Аветисова. Памятка
для учащихся начальных классов.
Долго тянется урок-
Много мы читали. Не поможет тут звонок,
Раз глаза устали
Слайд 19Приёмы и выразительные средства языка.
Основной авторский приём – антитеза.
Вечному однообразию жизни сосен и елей противопоставлена недолговечная, но яркая жизнь листьев.
Слайд 20Зимний пейзаж. Работа в парах.
Метафора
Олицетворение
Сравнение
Эпитеты
сосны и ели, закутавшись, спят
как
иглы ежа
тощая зелень ввек не свежа
Слайд 21Весёлое лето .Работа в парах.
Авторский приём: монолог листьев.
Метафора
Олицетворение
Глаголы
Восклицательное предложение
Эпитеты
Лёгкое племя
Цветём,
блестим, гостим
Играли с лучами,
Купались в росе!
Красное лето
Слайд 22Увядание природы. Работа впарах.
Метафора
Олицетворение
Восклицательное предложение
Луга побледнели
Зефиры ушли
Даром висеть и
желтеть
И нам улететь!
Слайд 23Беспокойная жизнь листьев. Работа в парах.
Олицетворение
Эпитет
Повторы слов
Восклицательные предложения
Скорей нас сорвите
Сорвите, умчите
Буйные
ветры
Скорее, скорей
Летите, летите!
Мы с вами летим!
Слайд 24Выразительное чтение стихотворения
Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись,
спят.
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.
Мы ж, лёгкое племя,
Цветём и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Всё красное лето
Мы были в красе,
Играли с лучами,
Купались в росе!..
Слайд 25Выразительное чтение стихотворения
Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Луга побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам
даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!
О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей.
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим…
Летите, летите!
Мы с вами летим!..
Слайд 26Рефлексия.
С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?
За что бы вы похвалили
себя сегодня?
Слайд 27Итоги урока
С каким произведением познакомились на уроке? Чему научились?
Что больше понравилось?
Захотелось
ли вам познакомиться с другими произведениями поэта?
Выставление оценок.
Домашнее задание.
Нарисовать иллюстрацию к любому произведению
ФИ Тютчева, придумать стихотворение или рассказ об осенних листьях.