Слайд 1Интерактивные технологии
Технологии диалогового взаимодействия
Автор презентации
учитель начальных классов СПб ГКУЗ
« Детский санаторий «Берёзка» Панова Алевтина Петровна
Слайд 2План презентации
Метод проектов.
Педагогические мастерские.
Исследовательская деятельность.
КСО. Методика Ривина-Дьяченко
Интерактивные игры.
Вступление. Что такое интерактивные
формы и методы обучения?
Вывод.
Использованная литература.
Слайд 3 Слово « интерактив»
пришло к нам из английского от
слова interact (inter – взаимный,
act – действовать).
Слайд 4В технологиях диалогового взаимодействия учитель
создаёт атмосферу открытости, доброжелательности;
включает эмоциональную сферу ребёнка,
обращается к его чувствам, будит личную заинтересованность ученика в изучении темы;
работает вместе со всеми,
соблюдает чередование индивидуальной и коллективной работы
Слайд 5Китайская притча
Скажи мне - и я забуду;
покажи мне – и я запомню;
дай сделать- и я пойму.
Слайд 7 активные методы обучения
Ученик- не пассивный слушатель. Проблемы
формулируются в ходе совместного обсуждения. Наличие творческих заданий. Демократический стиль обучения.
Слайд 9Принципы, которым придерживается учитель:
не обучать, не воспитывать, а совместно с учащимися
погружаться в процесс самообучения и самовоспитания;
не задавать вопросов, не формулировать проблемы, а создавать ситуации, требующие самостоятельного осмысления изучаемого содержания через собственное видение проблем;
ведущей организующей силой является не взаимодействие пары «учитель- ученик», а пара «ученик- ученик».
Слайд 10Коммуникативные свойства личности:
действенное общение;
риторические умения ( построение фраз, умение убеждать и
т.п.)
вести диалог, ставить вопросы;
умение слушать, слышать, вести спор, приводить аргументацию;
умение встать на точку зрения другого;
умение работать сообща для достижения общей цели.
Слайд 11 Правила работы в группе
говори тихо и спокойно;
к
своим товарищам относись с уважением;
внимательно слушай партнёра;
старайся не перебивать товарища;
выслушай его до конца
делай замечание тактично;
хочешь возразить- задай вопрос;
в случае, когда проблему решить не удаётся, обратись к учителю.
Слайд 12Задания для работы в малых группах
подготовить ответы на вопросы;
выполнить задание по
« цепочке», например,
прочитать, решить задачи;
прочитать тексты по ролям;
приготовить выразительное чтение стихотворения;
составить загадки, кроссворды по какой-либо теме;
повторить правила;
подготовиться к словарному диктанту;
провести опыты;
подготовить доклад, реферат.
Слайд 14Проект- это «пять П»
Проблема
Проектирование(планирование)
Поиск информации
Продукт
Презентация
Слайд 15Классификация проектов:
Практико – ориентированный проект.
Исследовательский проект.
Информационный проект.
Творческий проект.
Ролевой проект.
Слайд 16Классификация проектов по продолжительности
Мини – проекты могут укладываться в один урок
или менее.
Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.
Недельные проекты.
Годичные проекты.
Слайд 17Различие проектов по характеру между участниками:
- внутриклассными;
- внутришкольными;
- региональными;
-
межрегиональными;
- международными
Слайд 18Классификация проектов по продолжительности
Мини – проекты могут укладываться в один урок
или менее.
Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.
Недельные проекты.
Годичные проекты.
Слайд 19Виды презентационных проектов
- Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).
-
Деловая игра.
- Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий.
- Диалог исторических или литературных персонажей.
- Защита на Ученом Совете.
- Игра с залом.
- Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций…
- Инсценировка реального или вымышленного исторического события.
- Научная конференция.
- Отчет исследовательской экспедиции.
- Пресс-конференция.
- Путешествие.
- Реклама.
- Ролевая игра.
- Соревнования.
- Спектакль.
- Спортивная игра.
- Телепередача.
- Экскурсия.
Слайд 20Этапы проектной деятельности
1. мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный
настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
2. планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
3. информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
4. рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
Слайд 21Схема степени активности на этапах проекта:
1-й этап
УЧИТЕЛЬ ученик
2-й и 3-й
этапы
учитель УЧЕНИК
Последний этап
УЧИТЕЛЬ ученик
Слайд 22Особенности проекта в начальной школе
Слайд 23Готовность младших школьников к проектной деятельности
Сформированность коммуникативных умений:
- умение выяснять точки
зрения других учеников;
- умение управлять голосом;
- умение выражать свою точку зрения, аргументировано её доказывать;
- умение договариваться
Слайд 25Выбор темы исследования
Что мне интересно больше всего?
Чем я хочу заниматься в
первую очередь?
Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
О чём хотелось бы узнать как можно больше?
Чем я мог бы гордиться?
Слайд 26Тема исследования может быть
фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);
экспериментальной;
изобретательской;
теоретической.
Слайд 27Приёмы исследования:
– интервью,
– опросы,
– обработка статистических и опытных данных.
Слайд 28План работы для исследования
Тема исследовательской работы;
Как будет называться мое исследование?
Введение.
Актуальность проблемы.
В
чем необходимость моей работы?
Цель. Что я хочу исследовать?
Гипотеза исследования. Для чего я хочу провести исследование?
Задачи исследования.
Дата и место проведения моего исследования.
Методика работы. Каким образом я проводил исследование?
Описание работы. Мои результаты исследования.
Выводы. Выполнил ли я то, что задумал? Что оказалось трудным в моем исследовании, чего не удалось выполнить.
Использованная литература.
Слайд 30Принципы обучения в мастерской
· Равенство всех участников, включая мастера;
· Все способны к творчеству;
· Создание
личностной мотивации;
· Отсутствие оценки, соперничества;
· Чередование индивидуальной и коллективной работы;
· Важность не только результата творческого поиска, но и самого процесса, в котором реализуются законы проблемного обучения;
· Язык – важнейший материал для работы во всех мастерских, независимо от предмета; Выбор материала, вида деятельности, способа предъявления результата;
· Нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности.
Слайд 31Этапы мастерской
«Индукция» («наведение») — создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств
каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Индуктор — слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т. д. — всё, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.
«Самоинструкция» — индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
«Социоконструкция» — построение этих элементов группой.
«Социализация» — всё, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, «подано» всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.
«Афиширование» — вывешивание «произведений» — работ учеников и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними — все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух (автор, Мастер, другой ученик).
«Разрыв» — внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником.
«Рефлексия» — отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской, это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы.
Слайд 32 Работа в парах сменного состава
Методика Ривина- Дьяченко
Слайд 33методики работы в парах сменного сосотава
Методика поабзацного изучения текстов (методика А.Г.Ривина)
Методика
создания текстов (методика, обратная методики Ривина)
Методика взаимопередачи тем
Слайд 34Методика поабзацного изучения текстов
Методика взаимообмена заданиями
Методика взаимопроверки индивидуальных заданий
Методик взаимотренажора
Методика доводящих
карточек