Слайд 1Гендерное воспитание детей дошкольного возраста.
МДОУ «Детский сад № 38 г.о Шуя»
Подготовила
: Бабинская О.В.
Слайд 2Гендерное воспитание: что это?
Гендер – это социальный пол человека,
формирующийся в процессе воспитания. Гендер представляет собой культурные, социальные и психологические различия женщин и мужчин. Гендер – это некий социальный норматив, принятый в конкретном обществе.
Гендерное воспитание – это организация условий для воспитания и развития ребёнка с учётом принадлежности к определённому полу.
Слайд 3Предметно-пространственная
развивающая среда.
Слайд 4Гендерное воспитание направлено на:
- освоение женских и мужских ролей, которые приняты
в обществе,
- освоение культуры взаимоотношений со своим и противоположным полом,
- овладение умениями и навыками, необходимыми для реализации гендера.
Это чётко видно в играх детей дошкольного возраста: девочки играют в дочки-матери, укладывают кукол спать, готовят обед, лечат. Мальчики же устраивают гонки игрушечными машинками, строят башни и гаражи, стреляют из пистолетов.
Слайд 5
В дошкольном возрасте основным видом деятельности является игра. В
процессе ее четко видны различия в поведении мальчиков и девочек. Ребенок, принимая на себя роль, действует в соответствии с этой ролью и с условиями сюжетно - ролевой игры. Тематические предпочтения девочек - семейно-бытовые игры. У мальчиков – это шумные, подвижные игры. На базе групп детского сада создаются множество условий для игр («Пожарные», «Военные», «Клиника», «Салон красоты» и т.п.) со всеми необходимыми атрибутами и аксессуарами. В ходе совместного воспитания мальчиков и девочек очень важно преодолевать разобщённость между ними, организовывать совместные игры. В рамках которых дети могли бы действовать, играть, сообща, но с учетом индивидуальных и гендерных особенностей каждого. Мальчики «примеряют» на себя мужские роли, а девочки - женские.
Слайд 6Игры мальчиков
Игры мальчиков отличает энергичность, силовая составляющая, потребность в
большом пространстве. Это обусловлено тем, что в этом процессе продолжается их физическое развитие, они учатся регулировать воздействие своей силы и просто сбрасывают накопившуюся эмоциональную «статику». Мальчики любят, в большинстве своем, изучать строение предметов, поэтому в число приобретенных игрушек входят модели-трансформеры и конструкторы.
Слайд 11Игры девочек
Большая часть игр девочек затрагивают роль мамы-хозяюшки, поэтому
необходимо достаточное количество кукол, колясок, кроваток, и пр. Не исключайте предметы-украшения (заколки, бижутерия…), т.к. они способствуют развитию мелкой моторики детей. Хорошо подойдут для этой цели и мозаики, и бисероплетение.
Слайд 16При планировании изобразительной деятельности и подборе материала для занятий стоит учитывать
различные интересы мальчиков и девочек. Это способствует максимальной возможности выражения эмоций ребенка. При этом помните о физиологических особенностях: кисть мальчика (в среднем) отстает в своем развитии от кисти девочек на 1,5 года.
Слайд 18Гендерный подход находит свое отражение и в части организации культурно-гигиенического воспитания:
использование
фартуков/косынок/полотенец разных цветов (к примеру, синие и красные);
установка в туалетной комнате табличек с обозначениями, которые позволяют определить кому можно в данный момент заходить и т.п.
Слайд 21При организации гендерного воспитания детей нужно обратить внимание на ряд особенностей
предметно-пространственной:
игровой материал и ролевая атрибутика должны отличаться привлекательностью; они должны побуждать детей отражать в игре социальные образы женского и мужского поведения;
достаточность и полноту материала для игр. Так, например, в процессе игры девочки смогли бы воспроизвести модель социальной роли женщины-матери;
наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр-путешествий. В подобного рода играх мальчикам представляется возможность проиграть мужской образ.
Слайд 25Для просвещения родителей в части гендерного воспитания дошкольников необходимо оформить в
«Родительском уголке» наглядную информацию, организовать проведение консультаций по данной тематике («Гендерное воспитание в семье», «Будущий мужчина»…). Но прежде нужно оценить уровень представлений родителей в этом направлении, проведя анкетирование по интересующим вопросам, к примеру:
Какие качества мы воспитываем у девочек и мальчиков?
Знаете ли вы своего ребенка и особенности его взаимоотношений со сверстниками?
Должны ли быть обязанности в семье у ребенка?
Слайд 27Для вовлечения родителей в общий процесс необходимо их привлекать к:
участию в
конкурсах;
участию в выставках поделок;
участию в игровых мероприятиях («Рыцарский турнир», «Калейдоскоп профессий», …);
оформлению стендов/фотоальбомов «Наша дружная семья», «Роль отца/матери в воспитании дошкольников», …
Слайд 29Девочки и мальчики – это два разнополярных мира. Поэтому семьям с
разнополыми детьми нужно знать, что существует разница в воспитании девочек и мальчиков, что имеющийся опыт может быть не только бесполезен, но и даже мешать. Обучать, воспитывать и любить мальчиков и девочек надо по-разному, но в любом случае, очень любить. Нужно понять наших детей. Будущие мужчины и женщины должны соответствовать своей сути.