Слайд 1СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Системно - деятельностный подход –
методологическая основа
концепции
государственного стандарта общего образования второго поколения
Слайд 2
Цель разработки и внедрения стандартов второго поколения – повышение качества образования,
достижение новых образовательных результатов
Слайд 3Образовательные результаты
Личностные результаты – сформировавшаяся в образовательном процессе система
ценностных отношений к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.
Метапредметные результаты – освоение обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Предметные результаты – усвоение обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, -знаний и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей.
Слайд 4
Основная педагогическая задача:
организация условий, инициирующих детское действие.
Чему учить?
Обновление содержания
Ради чего
учить?
Ценности образования
Как учить?
Обновление
средств обучения
Слайд 5
Технология деятельностного метода обучения.
Метод обучения, при котором ребенок не
получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом.
Слайд 6Традиционное обучение и ТДМ
Традиционное обучение:
ТДМ :
1) базируется на принципе 1) опирается на зону ближайшего
доступности; развития;
2) учащийся выступает в роли 2) учащийся действует как субъект
объекта ПД; собственной УД;
3) ориентировано на усвоение 3) нацелено на усвоение способов
определенной суммы знаний; познания как конечной цели учения;
4) развивает обыденное 4) развивает теоретическое
мышление, эмпирический мышление и теоретический
способ познания; способ познания;
5) решая конкретно- практические 5) на первый план выступают
задачи, учащиеся усваивают учебные задачи, решая их
частные способы; учащиеся , усваивают общие
способы умственной деятельности;
6) в результате формируется 6) формируется личность, способная
индивид – человек, способный к самостоятельной творческой
к исполнительской деятельности. деятельности.
Слайд 7
Технология деятельностного метода –
механизм реализации системно – деятельностного подхода.
Базовый уровень технологии деятельностного метода:
урок открытия нового знания (ОНЗ).
До цели четыре шага:
планируйте целенаправленно, готовьтесь молитвенно,
действуйте положительно и добивайтесь неустанно.
Уильям А. Уорд
Слайд 8
Структура урока ОНЗ и распределение времени на уроке ОНЗ
(Продолжительность этапов урока
«открытия» нового знания в минутах)
Слайд 9
Технология деятельностного метода.
Структура уроков «открытия» нового знания
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке:
создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).
Слайд 10
2. Актуализация знаний и мотивация
Данный этап предполагает:
актуализацию изученных
способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение;
тренировку соответствующих мыслительных операций;
мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;
фиксация учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.
Слайд 113. Постановка учебной задачи
Цель: выявление места и причины
затруднения, постановка цели урока.
На данном этапе:
Учащиеся соотносят свои действия с используемым способом (где?), а затем выявляют и фиксируют в речи причину затруднения (почему?)
На этой основе они ставят цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем.
Слайд 124. «Открытие» детьми нового знания.
Цель: построение детьми нового способа
действий и формирование способности
к его выполнению.
КАК?
(построить новый способ действия)
Виды «открытий»:
ФАКТ единичная информация
ПРАВИЛО алгоритм
ПОНЯТИЕ существенные признаки
ЗАКОНОМЕРНОСТЬ связь между
понятиями, свойство
Слайд 135. Первичное закрепление
Цель: усвоение нового способа действий.
Данный этап предполагает:
Решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием вслух алгоритма, понятия, свойства: сначала фронтально, затем в парах или в группах.
Рекомендации к проведению:
Коммуникативное взаимодействие с опорой на вербальную и знаковую фиксацию.
«Цепочки», соревнования, игровые ситуации и т.д.
Слайд 146. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: овладение умениями соотносить свои
действия с планом – осуществлять
самоконтроль, корректировку действий,
создание ситуации успеха.
САМОКОНТРОЛЬ
И САМООЦЕНКА
(усвоения)
+
ПЕРЕЖИВАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА
Слайд 157. Включение в систему знаний и повторение
Цель: включение «открытия» в систему
знаний, повторение и закрепление
ранее изученного.
Данный этап предполагает:
Учащимся предлагаются задания, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными.
Системно включаются задания на тренировку и доведение до уровня автоматизированного навыка ранее сформированных способностей, коррекцию ошибок, подготовку к изучению следующих тем.
Слайд 168. Рефлексия деятельности
(итог урока)
Цель: самооценка результатов деятельности,
осознание метода построения, границ
применения нового знания.
Соотнесение цели
и результатов
деятельности
+
самооценка
(результатов деятельности)
Слайд 17
Обучение на основе коммуникативно-деятельностного подхода соответствует современным требованиям к образованию:
Общая
культура и эрудиция ребенка, способность самостоятельно применять и добывать знания, готовность жить и правильно действовать в изменяющихся жизненных ситуациях.
Сформированность ведущей деятельности младшего школьника, наличие таких качеств, как самостоятельность, инициативность, деловитость, ответственность, готовность к дальнейшему образованию.