Слайд 1Формирование ключевых компетенций
учащихся начальной школы
на уроках и во внеурочной деятельности
Составила:
Шкляева Елена Николаевна
МБОУ Игринская СОШ № 5
Слайд 2Основные понятия:
« Компетенция»» - это заранее заданное социальное требование к
образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определённой сфере.
« Компетентность» - это владение, обладание учеником соответствующей компетенцией.
Слайд 3Ключевые компетенции:
Учебно-познавательная компетенция.
Информационная компетенция.
Коммуникативная компетенция.
Социально-трудовая компетенция.
Компетенция личностного самосовершенствования.
Слайд 4Учебно-познавательные:
• ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить
свою цель;
• организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
• задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме
Слайд 5Информационные:
• владеть навыками работы с различными источниками
информации: книги, учебники, справочники, Интернет;
• самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
• ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое
Слайд 6 Коммуникативные:
• уметь представить себя устно и письменно,
написать анкету, письмо, поздравление;
• уметь представлять свой класс, школу, страну, использовать для этого знание иностранного языка;
• владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог
Слайд 7Социальные компетенции:
владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей
действовать в каждодневных
ситуациях семейно-бытовой сферы;
определять своё место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе
Слайд 8Компетенции «закладываются» в образовательный процесс посредством:
технологий обучения;
содержания образования;
стиля жизни образовательного учреждения;
типа взаимодействия
между преподавателями и обучающимися и между обучающимися.
Слайд 9 Технология проектного обучения:
отвечает современным требованиям времени;
формирует у детей умение ставить
проблему и самостоятельно находить пути её решения;
развивает у учащихся интерес к научно-исследовательской работе;
приучает учащихся умело использовать ИКТ в учебном процессе
Слайд 10 Обучение в сотрудничестве:
возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и
творческая самостоятельность
сплочённость класса возрастает;
ученики приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе
Слайд 11Формируются компетентности, если:
Обучение носит деятельностный характер.
Идёт ориентация учебного процесса на
развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности (для этого необходимо увеличить долю самостоятельных работ творческого, поискового, исследовательского и экспериментального характера).
Слайд 12Формирование ключевых компетенций во внеурочной деятельности.
Выделяют следующие ключевые компетентности:
социальная компетентность ;
коммуникативная компетентность;
информационная
компетентность
Слайд 13Формы работы с детьми
Индивидуальная работа
работа с отдельными обучающимися при подготовке ими
рефератов, докладов, презентаций; руководство детским творчеством; работа с одаренными обучающимися
Групповая работа
(творческие мастерские)
систематическая работа, проводимая с небольшим постоянным коллективом учащихся и направленная на удовлетворение определенных интересов, приобретение новых знаний и практических умений
Слайд 14Формирование социальной компетентности
Основным приемом формирования социальной компетентности является игра.
Игры классифицируют
на:
- подвижные
-сюжетно-ролевые
- компьютерные
- дидактические
Слайд 15Формирование коммуникативной компетенции:
Правила:
Хочешь, чтобы тебя услышали, слушай других.
Каждый вправе иметь свое
мнение.
Право «на ошибку».
Класс – мои друзья.
Мнение большинства.
Слайд 16Формирование информационной компетенции:
Нужно научить ребенка не только пользоваться компьютером, но и
уметь искать, выбирать нужную информацию.
Слайд 26В.А.Сухомлинский
« … У каждого ребёнка в глубинах его души спрятаны серебряные
колокольчики. Надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели добрым и весёлым звоном, чтобы мир ребёнка стал радостным и светлым...»