Слайд 1Семинар-практикум для педагогов ДОУ
«Развитие речи дошкольников »
Подготовила: воспитатель Генрих И. В.,
МБДОУ ДС №4 «Росинка»
г.Шарыпово
Слайд 2Цель:
создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения
профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей.
Слайд 3Задачи:
Познакомить педагогов с основными факторами, влияющими на речевое развитие детей дошкольного
возраста.
Мотивировать педагогов на развитие и совершенствование своих коммуникативных умений.
Способствовать повышению у педагогов уровня развития коммуникативных умений посредством игровых заданий.
Слайд 4 Речь - величайшее богатство, данная человеку, и её,
как и любое богатство,
можно либо
приумножить, либо незаметно растерять.
Слайд 5«Развитие связной речи определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка»
(Л.С.
Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев)
Слайд 6 Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы
из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Слайд 7 В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития
дошкольников. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей и неблагоприятными социальными процессами. По данным доктора медицинских наук И.С.Скворцовой, в настоящее время у 70% новорожденных выявлены разного рода перинатальные поражения головного мозга- центрального органа речевой функции. Речь при этом страдает одной из первых, так как напрямую зависит от созревания головного мозга.
Слайд 8 Поэтому обогащение словаря ребёнка, развитие у него грамматически правильной
фразовой и связной речи - это задача, которую педагоги и родители могут и должны решать совместными усилиями.
Чёткое произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически правильной, хорошо развитой связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.
Слайд 9Условия успешного речевого развития.
1. В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для
развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками.
2. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи.
3. Сотрудники обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями.
4. Сотрудники обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей.
5. Сотрудники создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи.
Слайд 106. Сотрудники развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей.
7. Уделяют
специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.
8. Сотрудники создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями.
9. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.
10. Сотрудники поощряют детское словотворчество.
11. Сотрудники создают речевые центры в группе.
12. Сотрудники проводят регулярную просветительскую работу с родителями по вопросам развития речи воспитанников группы.
Слайд 11Основные направления работы по формированию речевой компетентности:
Развитие связной речи;
Обогащение и развитие
словаря;
Формирование правильного произношения;
Развитие грамматически правильной речи;
Обучение грамоте;
Ознакомление с художественной литературой.
Слайд 12 Основной принцип организации работы по развитию речи – это принцип
комплексности.
Он заключается в том, что на каждом речевом занятии или на занятии с приоритетом речевых задач должна быть организована работа по нескольким направлениям (одновременно).
Слайд 13Задачи обучения детей речи
Младший дошкольный возраст:
Звуковая культура речи – приоритет;
Словарь;
Грамматический строй;
Связная
речь.
Слайд 14Средний дошкольный возраст:
Словарь -приоритет;
Грамматический строй;
Связная речь;
Звуковая культура речи.
Слайд 15Старший дошкольный возраст:
Связная речь – приоритет;
Грамматический строй;
Словарь;
Звуковая культура.
Слайд 16Задачи обучения детей связной речи
Младший возраст
1 – Учить детей
слушать и понимать рассказы и сказки.
2 – Учить детей повторять по подражанию отдельные реплики и фразы.
3 – Учить детей в 2 – 4 фразах рассказывать по картинке или об увиденном на прогулке
Слайд 17Средняя группа
1- Подводить детей к составлению коротких (3- 4 предложения)
описаний игрушек и картинок
2 – учить составлять высказывание повествовательного типа через драматизацию знакомых сказок.
Слайд 18Старшая группа
1 – Формирование элементарных представлений о структуре описания и
повествования.
2 – Учить составлять повествовательные рассказы из 5-6 предложений, указывая место и время действия, соблюдать композицию и последовательность изложения.
3 – В рассказах по одной картине придумывать предшествующие и последующие события.
Слайд 19Подготовительная к школе группа
1 – Учить детей строить разные типы
текстов (описание, повествование, рассуждение) 6 и более развёрнутых предложений
2 – самостоятельно оценивать и анализировать рассказы с точки зрения их содержания, структуры и связности
Слайд 20Примерная структура занятия по обучению рассказыванию
Слайд 21Примерная структура занятия по обучению детей пересказыванию:
Организационный момент.
Артикуляционная гимнастика и (или)
голосовые упражнения. Формирование ЗКР
Введение в тему: чтение рассказа 1 раз (с опорой на картинку или предмет).
Словарная работа (уточнение ключевых слов, объяснение новых или малознакомых слов).
Физкультминутка.
Вспоминание сюжета по наводящим вопросам (без зрительной опоры).
Самостоятельный пересказ текста + зрительная опора (цепочкой; по частям; одним ребёнком).
Итог занятия.
Слайд 22СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Общение взрослых и детей.
Культурная языковая среда.
Обучение родной речи на
занятиях.
Художественная литература.
Различные виды искусства.
Слайд 23ОБЩЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ
Общение – это взаимодействие двух и
более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата (М. И. Лисина)
Слайд 24КУЛЬТУРНАЯ ЯЗЫКОВАЯ СРЕДА
Подражая речи окружающих, дети перенимают
не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но и ошибки, которые встречаются в их речи.
Требования к речи педагога:
содержательность,
точность,
логичность,
правильность,
выразительность,
эмоциональная насыщенность,
знание и соблюдение правил речевого этикета,
уместное использование невербальных средств общения (мимики, жестов, пантомимики).
Слайд 25ОБУЧЕНИЕ
Обучение - это целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при
котором под руководством воспитателя дети овладевают определенным кругом речевых навыков и умений.
Важнейшей формой организации обучения речи и языку являются специальные занятия, на которых целенаправленно решаются задачи речевого развития детей.
Слайд 26Значение занятий по развитию речи:
1.на занятиях решаются задачи из
всех разделов программы;
2.развиваются те навыки и умения, которые трудно сформировать в других видах деятельности;
3. занятия помогают реализовать возможности речевого развития в дошкольном детстве - самом благоприятном периоде для овладения языком;
4. на занятиях внимание ребенка фиксируется на определенных языковых явлениях, в то время как в повседневной жизни работа над каким-либо речевым дефектом не может дать желаемого результата;
5. в детском саду, по сравнению с семьей, наблюдается дефицит речевого общения с ребенком.
Методически правильно организованные занятия помогают компенсировать этот дефицит.
Слайд 27ВИДЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
- занятия по формированию словаря (осмотр помещения,
ознакомление со свойствами и качествами предметов);
- по формированию грамматического строя речи (образование сущ. мн. числа род. падежа);
- занятия по воспитанию звуковой культуры речи (обучение правильному звукопроизношению);
- занятия по обучению связной речи (беседы, рассказывание);
- занятия по ознакомлению с художественной литературой.
Слайд 28ТРЕБОВАНИЯ К ЗАНЯТИЯМ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
ТЩАТЕЛЬНАЯ
ПРЕДВАРИТЕЛЬ-
НАЯ ПОДГОТОВКА
К ЗАНЯТИЮ
СООТВЕТСТВИЕ
МАТЕРИАЛА
ЗАНЯТИЯ
ВОЗРАСТНЫМ
ВОЗМОЖНОСТЯМ
УМСТВЕННОГО
И
РЕЧЕВОГО
РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ
ВОСПИТАТЕЛЬ-
НЫЙ ХАРАКТЕР
ЗАНЯТИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ
ХАРАКТЕР
ЗАНЯТИЯ
ЧЕТКАЯ
СТРУКТУРА
ЗАНЯТИЯ
ОПТИМАЛЬНОЕ
СОЧЕТАНИЕ
КОЛЛЕКТИВНЫХ
И ИНДИВИДУАЛЬ-
НЫХ ФОРМ
РАБОТЫ
ПРАВИЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
ЗАНЯТИЯ
УЧЕТ
РЕЗУЛЬТАТОВ
ЗАНЯТИЯ
СВЯЗЬ ЗАНЯТИЯ С ПОСЛЕДУЮЩЕЙ
РАБОТОЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
Слайд 29МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
НАГЛЯДНЫЕ:
НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ
(метод наблюдения
и его
разновидности:
экскурсии, осмотры
помещения,
рассматривание
натуральных
предметов)
2. ОПОСРЕДОВАННЫЕ
(с использованием
изобразительной
наглядности:
рассматривание
игрушек, картин,
фотографий, описание
картин и игрушек,
рассказывание
по игрушкам и
картинам)
ПРАКТИЧЕСКИЕ:
дидактические
игры,
игры-
драматизации,
инсценировки,
пластические
этюды,
дидактические
упражнения,
хороводные
игры
СЛОВЕСНЫЕ:
чтение и
рассказывание
художественных
произведений,
заучивание
наизусть,
пересказ,
обобщающая
беседа,
рассказывание
без опоры
на наглядный
материал
Слайд 30 МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
РЕПРОДУКТИВНЫЕ:
воспроизведение
готового
речевого материала
(метод наблюдения
и его разновидности,
рассматривание картин,
чтение художественной
литературы, пересказ,
заучивание наизусть,
игры-драматизации
по содержанию литературных
произведений,
дидактические игры)
ПРОДУКТИВНЫЕ:
создание собственных
связных высказываний
(обобщающая беседа,
рассказывание, пересказ
с перестройкой текста,
дидактические игры
на развитие связной речи,
метод моделирования,
творческие задания)
Слайд 31ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
НАГЛЯДНЫЕ:
показ
иллюстраций,
показ положения
органов
артикуляции
при обучении
правильному
произношению
СЛОВЕСНЫЕ:
речевой образец,
повторное
проговаривание,
объяснение,
указание,
оценка детской
речи,
вопрос
ИГРОВЫЕ:
игровой
персонаж,
сюрпризный
момент, разные
виды игр
ПРЯМЫЕ (объяснение, речевой образец, указание)
КОСВЕННЫЕ (напоминание, реплика, подсказ)
В педагогической практике все приемы используются комплексно
в зависимости от задач, содержания занятия, уровня подготовленности
детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.
Слайд 32СЛОВЕСНЫЕ ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Речевой образец - правильная, предварительно продуманная речевая деятельность
педагога, предназначенная для подражания детьми (должен быть доступным, четким, громким, произноситься неторопливо).
Повторное проговаривание – преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания.
Объяснение - раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия ( н-р, для объяснения правил и действий в дидактических играх).
Указания - разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата (обучающие, организационные и дисциплинирующие.
Оценка детской речи - мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности.
Слайд 33СЛОВЕСНЫЕ ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Вопрос – словесное обращение, требующее ответа.
ОСНОВНЫЕ:
РЕПРОДУКТИВНЫЕ
(КОНСТАТИРУЮЩИЕ)
КТО? ЧТО?
КАКОЙ?
ГДЕ? КАК?
2. ПОИСКОВЫЕ
ПОЧЕМУ?
ЗАЧЕМ?
ЧЕМ ПОХОЖИ?
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ:
НАВОДЯЩИЕ
ПОДСКАЗЫВАЮЩИЕ
Вопросы должны быть четкими, целенаправленными,
соответствовать возрасту детей, выражать основную мысль.
Следует избегать неконкретных вопросов (какая корова?)
Слайд 34Развитие артикуляции и мелкой моторики руки.
Формирование правильного произношения
– сложный процесс. Ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за своей речью. Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы, язык должны быть гибкими, долго удерживать определённое положение, без труда переходить от одного движения к другому. Всему этому способствует АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. Гимнастику выполняют ежедневно в течение 7-10 минут, перед зеркалом (под зрительным контролем), постепенно темп упражнений увеличивается.
Слайд 35 «Во всех возрастных группах могут быть использованы практически
одни и те же комплексы артикул. упражнений, но требования к выполнению упражнений на каждом возрастном этапе будут различными.
С детьми младшей группы упр.-я проводят в игровой форме. Необходимо, чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которых трудно дальше развивать движения артикуляционного аппарата.
В средней группе для АГ используются игровые приёмы, совершенствуются и развиваются дальше приобретённые простейшие навыки движений.
В старшей и подготовительной группе уже следят за плавностью, лёгкостью, чёткостью выполнения движений, за умением плавно и быстро переключаться с одного движения на другое. Дети этого возраста могут выполнять упр.-я в любом темпе.
Слайд 36Развитие фонематического слуха и восприятия
Формированию правильного звукопроизношения способствует
хорошо развитый фонематический (речевой) слух. Начиная с 4-х лет детей знакомят с понятиями «слово» и «звук», с тем, что слова состоят из звуков, которые произносятся в определённой последовательности, что слова звучат по-разному и одинаково. Обращают внимание на длительность звучания слов. Формируют умение различать на слух твёрдые и мягкие согласные, определять первый звук в слове. Знакомят с делением слов на слоги.
Слайд 37Типичные ошибки педагогов в подготовке и проведении речевых занятий:
Речевое занятие должно
развивать не речь воспитателя, а речь детей (речевая активность педагога должна составлять 1/3, а не наоборот);
Плохо спланированное занятие;
В поставленных речевых задачах не хватает конкретики (например: обогащать словарь детей и всё. Нет перечисления конкретных слов);
Быстрая потеря интереса детей к занятию (было установлено, что на 5 минуте занятия у 15% детей снижается внимание, на 7-й – у 20%, через 15 минут почти 40% детей начинают зевать, потягиваться, разговаривать с соседом);
Слайд 38Воспитатель преимущественно активизирует речь тех детей, которые более умелые в пересказе,
рассказе, у них богатый словарный запас или они более уверенны, или открыто требуют к себе внимания;
Незнание педагогом методики проведения речевых занятий (методики пересказа, заучивания стихотворений, рассказа по картине и т.д.;
Нежелание педагога пополнять пробелы в знании методик.
Слайд 39 Время занятий не всегда позволяет сформировать прочные речевые
умения у каждого ребёнка, да и уровень речевого развития у детей одного возраста может значительно отличаться. Поэтому в повседневной жизни работа, начатая на занятии, должна продолжаться в специальных речевых играх и упражнениях.
Слайд 41Кроссворд: «Развитие речи»
По вертикали:
1.Изложение
прослушанного произведения ?
2.Обязательный прием на занятиях по обучению рассказыванию ?
3. Прием, который позволяет оценить детский рассказ?
4.Сообщение, в котором факты следуют один за другим ?
5. Тип связной речи ?
Слайд 426. Прием, используемый ребенком после рассказывания для уточнения?
7.Связное развернутое изложение какого
— либо факта?
8.Методичекий прием, используемый на первых этапах обучения описанию картин, игрушек?
9.Прием, используемый в старших группах при пересказе литературных произведений ?