Слайд 1Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №8
«Солнышко» Барабинского района Новосибирской области
Семинар-практикум
«Детский сад как социально-
педагогическая среда, интегрирующая интересы семьи, школы и ребенка»
Подготовил: педагог-психолог
Борисова Т.А.
Номинация «Психология для всех и каждого»
Слайд 2Актуальность данного мероприятия заключается в том, что детский сад, являясь первой
ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Цель: Формирование мотивационной готовности к школьному обучению в условиях взаимодействия детский сад – семья – школа.
Задачи:
1.Познакомить родителей с особенностями подготовки ребёнка к школе, развивать позитивное отношение к будущей школьной жизни ребенка.
2.Помочь родителям создать условия для развития организованности, ответственности дошкольника, умений взаимодействия со взрослыми и детьми, способствовать развитию социальной активности в совместной с родителями деятельности.
3.Способствовать развитию партнёрской позиции родителей в общении с ребенком, развитию положительной самооценки, уверенности в себе.
Участники: учителя начальных классов МБОУ СОШ №3,родители,детей подготовительных групп, педагоги МКДОУ №8.
Продолжительность:1час 30 минут
Слайд 3Что нового возникает в жизни ребенка с того момента, как он
вооружившись ранцем и букетом отправится в школу?
Ребенок переходит к систематической учебной деятельности.
Возникают отношения «ученик-учитель» (слушать и выполнять указания учителя)
Приобретается статус ученика.
Слайд 4 Упражнение «К школе готов»
Родителям и педагогам (учителям, воспитателям) предлагается задание:
карточки, где написаны различные показатели. На первую (верхнюю) строчку необходимо выложить тот показатель, который Вы считаете наиболее главным. На вторую выкладываете 2 наиболее главных из оставшихся показателей. На третью – три.
Подводится итог - каждая группа представляет свой вариант распределения показателей готовности (что ставят на первое, второе и т. д. место).
Далее показатели выставляются на магнитную доску и идёт их совместное обсуждение.
Слайд 6
Анкета «Готовы ли вы отдавать своего ребенка в школу?»
1. Мне кажется,
что мой ребенок будет учиться хуже других детей.
2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей.
3. На мой взгляд, четыре урока - непомерная нагрузка для маленького ребенка.
4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.
5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница - его собственная мама.
6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать.
7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.
8. Боюсь даже думать о том, как мой ребёнок будет обходиться без дневного сна.
9. Мой ребёнок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.
10. Мой ребёнок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью.
11. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка.
12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.
13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.
14. Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребенка.
15. Мой ребенок часто говорит: «Мама, мы пойдем в школу вместе!»
Слайд 7Результаты анкетирования:
до 4 баллов (20 чел.) - это означает, что у
Вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября - по крайней мере, сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка;
5-10 баллов (2 чел.) - лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;
10 баллов и больше (0 чел.) - было бы неплохо посоветоваться с детским психологом.
Слайд 9Мини-лекция «Успешный школьник – здоровый школьник»
Формирование готовности к
школьному обучению находится в прямой зависимости от состояния здоровья. Фактором, снижающим успешность овладения ребенком деятельностью, может быть плохое состояние здоровья, так как частые заболевания ослабляют организм, снижают его функциональные возможности, а значит, ребёнок будет очень быстро утомляться, работоспособность его будет снижена, и познавательная и эмоциональная нагрузка окажется не по силам. Это значит, что в первую очередь мы должны
обратить внимание на здоровье
ребёнка.
Слайд 10Мотивация – должен ли ребенок хотеть в школу?
Лучший мотив для
успешности обучения – интерес к получению новых знаний. Также благоприятным мотивом считается желание ребенка получить новый статус («в школе я буду уже большой»). Многие первоклассники начинают учиться для того, чтобы «порадовать маму».
Если ваш ребенок заявляет, что не хочет в школу, важно разобраться в причинах. В зависимости от причины и
нужно действовать. Очень важно
сформировать у ребенка позитивное
Отношение к его новой роли,
к школе, в целом.
Слайд 11
Говоря о мотивационной готовности детей к учению, следует иметь в виду
и потребность в достижении успехов, самооценку и уровень притязаний. По мере развития дети учатся понимать себя, свое Я, давать оценку собственным качествам. Этот оценочный компонент Я называется самооценкой.
Самооценка оказывает большое влияние на эмоциональное благополучие, успешность в различных видах деятельности и его поведение в целом.
Вручение памяток «Что важно знать, чтобы сформировать в ребёнке адекватную самооценку».
Слайд 12Саморегуляция – основа готовности к школе
Примерно к семи годам у
ребенка формируется совершенно новый механизм психики – он учится осознанно управлять своим поведением. Это называют произвольностью.
Для обучения в школе механизм
произвольности необходим.
Ведь ребенку придется контролировать себя.
Именно произвольности чаще всего не хватает
первоклассникам-шестилеткам.
Слайд 13Игровое упражнение «Инструкция»
Одной из трудностей школьного обучения может стать выполнение
словесных инструкций. Данное упражнение поможет вам осознать это и развить у ребёнка умение слышать инструкцию, запоминать её и правильно выполнять.
«Нарисуйте столько кружочков, сколько человек присутствует в зале. Обведите каждый 3-й кружочек. Зачеркните 10-й сначала и с конца. Закрасьте столько кружочков, сколько пальцев на руке». Усложняем задание и проговариваем инструкцию полностью и только один раз: «Нарисуйте квадратов на два меньше, чем кружочков, заштрихуйте 2-й, 5-й, 6-й и 9-й».
После выполнения упражнения родители обсуждают: точно ли ими выполнена инструкция водящего? Достаточно ли ясной была инструкция? Что помогло вам точно выполнить задание? Каковы причины неточного выполнения задания (если такое было) и совместно формулирует точную и лаконичную инструкцию.
Слайд 15Упражнение «Добрые слова, пожелания»
…. «Жил-был злой волшебник. Всю свою долгую жизнь
он ссорил людей и учил их говорить друг другу злые слова. И однажды этот волшебник решил поссорить всех людей на земле! Он взмахнул волшебной палочкой – и все люди на земле стали говорить друг о друге только плохо, а потом и вообще перестали разговаривать. Всем стало грустно и скучно. И тогда люди прогнали злого волшебника на необитаемый остров, а сами стали говорить друг другу только добрые и теплые слова, а все плохие забыли».
А давайте вспомним, какими добрыми словами пользуемся мы, когда говорим со своими близкими людьми: детьми, родными, друзьями». Но ведь помимо этого на каждом этапе развития ребёнка (дошкольное и школьное детство) присутствует общение с другими людьми – педагоги (воспитатели и учителя). Мы предлагаем Вам сказать добрые слова друг другу, свои пожелания.
Слайд 17Обратная связь
• Полезной ли была сегодняшняя встреча?
• Изменилось ли ваше представление
о проблеме готовности ребёнка к школе?
• Изменилось ли Ваше видение родительской помощи на этапе подготовки ребёнка к школе?
• Ваши пожелания участникам семинара
Слайд 19Спасибо всем
за продуктивное и
открытое общение!
Слайд 20Используемая литература:
1.Венгер Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание, -
1995, - №8, стр. 66-74.
2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Готовим ребенка к школе. 4-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 192 с.
3.Говорова Р., Дьяченко О, Цеханская Л. Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей//Дошкольное воспитание, 1988, №5, стр.17-25.
4.Архипова И. А. Подготовка ребенка к школе. Книга для родителя будущего первоклассника. - Екатеринбург, У - Фактория-2006.-224 с.
5.Белик Яна Николаевна. Влияние физического здоровья на готовность к школьному обучению// http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-fizicheskogo- zdorovya-na-gotovnost-k-shkolnomu-obucheniyu-doshkolnikov (Дата обращения: 23.10.2015)