Слайд 1Родительское собрание
«Проблема тревожности учащихся
в современной школе»
Выполнила –учитель начальных классов
Абрамова
Е. К.
Слайд 2Тревожность
распространённый психологический феномен нашего времени, который является частым симптомом неврозов и
функционального психоза, а также входит в содержание других заболеваний или является пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности.
Слайд 3По данным Всемирной организации здравоохранения
Школа сегодня признана общественно неблагоприятным
фактором
Слайд 5
К школьным стрессам относятся патогенные психофизиологические, эмоциональные состояния учащихся, обусловленные
неблагополучным психологическим
климатом в классах;
конфликтами между учащимися
негативным воздействием учителей;
неправильно организованной
системой проверки и оценки знаний учащихся.
Слайд 6Тревожность
переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности.
Доктор психологических наук,
профессор
Анна Михайловна Прихожан
Слайд 7черта личности или темперамента
эмоциональное
состояние
Тревожность
Слайд 9Поступление ребенка в школу связано с возникновением важнейшего личностного новообразования –
внутренней позиции школьника.
Слайд 10Эмоциональное неблагополучие:
ожидание постоянного неуспеха в школе;
плохого отношения к себе со стороны
педагогов и одноклассников;
боязнь школы, нежелание её посещать.
Слайд 11
Школьная тревожность – это сравнительно мягкая форма проявления эмоционального неблагополучия ребенка.
Детей
с различными формами школьной тревожности в первых классах в настоящее время до 30–35%.
Слайд 12«Школьная фобия»
обозначает крайнюю форму страха перед посещением школы.
Она может
и не сопровождаться телесными симптомами, но без медицинской помощи в таком случае обойтись трудно.
Слайд 15пути преодоления школьной тревожности
Слайд 16Учитель
для ребенка наиболее значимая и вместе с тем наиболее травмирующая
фигура.
Слайд 17
Адаптация в 1 и 5 классах – один из труднейших периодов
школьного обучения
Слайд 18Рекомендации учителям при работе с тревожными детьми
Не выделяйте детей при обсуждении
неудач класса.
При объяснении д/з или перед контрольной работой старайтесь говорить спокойным голосом, не запугивайте их предстоящей
работой.
- Напоминайте детям, что этот материал они проходили и хорошо в нем ориентируются.
- Побуждайте таких учеников к
концентрации внимания.
Слайд 19Рекомендации учителям при работе с тревожными детьми
- Предложите записать это предложение
(слово, пример) на черновике, не задумываясь и полагаясь на интуицию.
Не используйте таких словосочетаний как «не бойся», «не волнуйся».
- Если ребенок уже получил низкий балл, ему нужно в индивидуальном порядке спокойно сказать «Если ты будешь стараться, то сможешь исправить и достичь хорошего результата».
Слайд 20Рекомендации учителям при работе с тревожными детьми
При выставлении отметок, уточняйте, что
это оценка их знаний, а не личности в целом.
Не стоит критиковать за плохие отметки. Их лучше приободрить.
Если вы заметили, что ребенок боится именно Вас, то при обращении к нему спокойно улыбнитесь.
Не сравнивайте такого ученика с другими детьми.
Слайд 21Рекомендации учителям при работе с тревожными детьми
- Создавайте ситуации успеха.
- Способствуйте
повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
- Обучайте самоконтролю за своим поведением, состоянием, умению трезво относиться к возникающим проблемам, находить занятие по душе.
- Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
Слайд 22Рекомендации учителям при работе с тревожными детьми
- Чаще обращайтесь к ребенку
по имени.
- Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
- Помогите ему найти дело по душе, где он мог бы проявить свои способности и не чувствовал себя ущемленным.
Слайд 23Рекомендации для родителей тревожных детей: как помочь ребенку преодолеть тревожность
Необходимо понять
и принять тревогу ребенка – он имеет на нее полное право.
Помогайте ребенку преодолеть тревогу – создавайте условия, в которых ему будет менее страшно.
Если в школе ребенок пропустил из-за болезни много дней, попробуйте сделать его возвращение постепенным.
Слайд 24Рекомендации для родителей тревожных детей: как помочь ребенку преодолеть тревожность
- В
сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка – предложите подумать и справиться с проблемой вместе.
- Через игру покажите возможные решения той или иной проблемы.
- Заранее готовьте тревожного ребенка к жизненным переменам и важным событиям.
- Не пытайтесь повысить работоспособность такого ребенка, описывая предстоящие трудности в черных красках.
Слайд 25Рекомендации для родителей тревожных детей: как помочь ребенку преодолеть тревожность
- Делитесь
своей тревогой с ребенком лучше в прошедшем времени.
- Старайтесь в любой ситуации искать плюсы.
- Научите ребенка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их.
- Сравнивайте результаты ребенка только с его же предыдущими достижениями или неудачами.
Слайд 26Рекомендации для родителей тревожных детей: как помочь ребенку преодолеть тревожность
-
Учите ребенка расслабляться и адекватно выражать негативные эмоции.
- Помогайте ребенку преодолеть чувство тревоги можно с помощью объятий, поцелуев, поглаживания по голове.
Слайд 27У оптимистичных родителей – оптимистичные дети,
а оптимизм – защита от
тревожности.