Слайд 2Сквернословие
— это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У
этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика и др.
Слайд 3Причины сквернословия
Бездумное повторение неприличных слов без намерения оскорбить кого-либо (обычно у детей
младшего дошкольного возраста).
Повторение часто слышимых ругательств из-за их заразительной силы, способ выразить свое отношение(дошкольный и младший школьный возраст).
Стремление продемонстрировать свою взрослость и независимость (младший школьный и подростковый возраст).
Желание позлить, подразнить взрослого или отомстить ему (подростковый возраст).
Слайд 4
«Обзывания»
– частая причина детских обид и даже драк.
В то
же время – это «испытание на прочность»: общаясь, дети неизбежно обзывают и дразнят друг друга, будто бы проверяя силу характера.
Слайд 5Причины, по которым дети дразнят и обзывают друг друга:
-Сознательное желание оскорбить
или разозлить сверстника (у агрессивных детей).
-Желание привлечь внимание или начать забавную игру.
-Оскорбление-провокация (дразнящий хочет спровоцировать сверстника на ответные действия – словесную перепалку, борьбу, погоню).
-Желание повеселить окружающих.
-Самоутверждение (дразнящий унижает сверстника и утверждает свое лидерство).
-Месть.
Слайд 6Бесполезно:
ругать или запрещать, бить по губам.
Полезно:
следить за собственной речью: если вы
сами при ребенке используете бранные слова, не удивляйтесь, что он начнет их повторять;
объяснить, что люди используют ругательства в самом крайнем случае, когда от непереносимых чувств (отчаяния, гнева, разочарования) им не хватает слов;
научить ребенка справляться с отрицательными эмоциями;
научить реагировать на чужую грубость или агрессию.
Слайд 7 Рекомендации родителям
Постарайтесь, чтобы бранные слова вообще не звучали в присутствии и
ближайшем окружении ребенка с самого его рождения.
2. Если ребенок сам попросил вас объяснить значение слова, постарайтесь спокойно и доступно рассказать ему что это слово ругательное, значит то-то, и говорят его, когда хотят кого-то обидеть, поэтому говорить его нельзя.
Слайд 8Рекомендации родителям
3. Если ребенок кричит , злится и проявляет агрессию, родители
должны показать ребенку что они понимают и принимают его чувства.Нельзя просто запретить выражать свой гнев. Необходимо научить ребенка , как реагировать на раздражители, как проявлять негативные эмоции без мата и грубых слов.
4. Если бранные слова уже закрепились в речи ребенка,
то можно дать ему почитать словарь ненормативной лексики или что-то подобное. Ведь если чего-то много , оно доступно и не наказуемо, то быстро надоедает.
Слайд 9Рекомендации родителям
5. Если ребенка приобщили к мату более просвещенные сверстники, воздержитесь
от брани и оскорблений как в адрес ребенка так и его друзей. Это только усугубит противостояние. Лучше тактично и убедительно объяснить ребенку что мат - это не только неприлично, и как показатель его развития недостойно его как человека.
Слайд 10Рекомендации родителям
6. Если ребенок мотивирует свою брань тем,
что "все остальные
тоже ругаются", попробуйте объяснить ребенку что нецензурная лексика - это такая же зависимость как курение и алкоголь, и как никотин разрушает легкие, так и мат обедняет словарный запас и восстановление будет сложным и мучительным.
Что мат это вовсе не показатель взрослости, а обычная пагубная привычка.
Слайд 11Рекомендации родителям
7. Наконец, если же ребенок но принимает объяснений, продолжает ругаться
матом и делает это непроизвольно, то лучше обратиться к специалисту
(например нейропсихологу).