Слайд 1Кризисы младшего школьника
Учитель начальных классов
Бакланова Наталья Юрьевна
ГБОУ СОШ № 471
г. Санкт-Петербург
Слайд 2Анкета для родителей
Что вы понимаете под словами «трудный ребенок»?
Как вы думаете,
почему ребенок становится трудным?
Какие проявления кризиса возраста вы наблюдали у своего ребенка?
Если у вас в общении с ребенком появляются трудности, как вы их решаете?
Вы являетесь сторонником «карательных» мер в коррекции поведения ребенка?
Какие меры воспитательного воздействия вы могли бы предложить родителям, у которых есть проблемы в воспитании ребенка?
Слайд 3Кризисы в период развития ребенка
Кризис 1 года.
Кризис 3 лет (его называют
«Я сам!»).
Кризис 6-7 лет (ребенок идет в школу).
Кризис 12 лет (переход в подростковый возраст).
Кризис 15 лет (переход в юношеский возраст).
Кризис 17 лет.
Слайд 4Противоречия
...между ощущением себя взрослым и реальным положением ребенка. Отсюда желание казаться
старше
…в отношениях со взрослыми. Родители и учителя часто обращаются к подростку как к ребенку, когда речь идет о его правах, но взывают к его чувству взрослости, когда напоминают о его обязанностях, в то время как он сам предпочел бы обратную картину
...между «нужно» и «опасно». Многие родители и педагоги постоянно ставят задачи развития самостоятельности школьников, но одновременно не могут преодолеть в себе стремление ограничить эту самостоятельность.
Слайд 5Одна из самых главных, основополагающих потребностей раннего подросткового возраста - потребность
самоутвердиться, занять достойное место в коллективе.
Для самоутверждения подросток может выбрать одну из следующих «ролей»:
«Умные» - дети, претендующие на признание своих интеллектуальных способностей. На эту роль претендуют не только отличники или хорошисты. Высоко котируется теперь не столько успеваемость, сколько сообразительность, начитанность, эрудиция.
«Сильные, смелые, волевые» - ребята, утвердившие себя спортивными достижениями. Они отличаются от сверстников хорошим физическим развитием, превосходят их силой, волей.
Слайд 6«Активисты» -учащиеся, нашедшие себя в общественной деятельности. Это, как правило, хорошие
ученики, уважаемые члены коллектива.
«Талантливые» - подростки, самоутверждение которых идет по пути развития каких-то творческих способностей. Это- мастера-«золотые руки», активные участники художественной самодеятельности, члены технических кружков, школьных ансамблей, хоров, танцевальных групп. Их уважают в коллективе, к ним доброжелательны педагоги.
«Увлеченные» -дети, которым свойственна тяга к хобби типа «коллекционирования (монет, марок, этикеток и т. д.), меломании «коллекционирование дисков, тяготение к современным модным течениям и ритмам и т. п.).
Слайд 7«Надежный друг, верный товарищ» - сверстники, главное достоинство которых заключается в
умении дружить, быть верными товарищеским обязательствам, неписаному «кодексу чести». Эта группа школьников может не иметь заметных успехов в учебе, в других видах деятельности. Но они пользуются симпатиями не только сверстников, но и педагогов, так как доброжелательны, уступчивы, дисциплинированны.
Слайд 8Вывод
Какие важные изменения происходят в личности ребенка в этом возрасте?
все более
возрастает ценность общения со сверстниками;
ребенок ищет свое место, роль в детском коллективе;
он стремится к самостоятельности, но не может пока в полной мере распорядиться ею;
развиваются навыки самоорганизации, саморегуляции, но адекватная самооценка еще не сформировалась.