Презентация, доклад к проектной работе История падежей русского языка

Содержание

Цель исследования Выяснить, как появились падежи? Может ли человек без знания падежей быть грамотным, правильно употреблять и писать слова в предложениях?

Слайд 1История падежей
ВЫПОЛНИЛА УЧЕНИЦА МБОУ ГИМНАЗИИ № 11
ОВСЯННИКОВА ОЛЬГА
РУКОВОДИТЕЛЬ: ПЕРСИАНОВА Е.А.

История падежей ВЫПОЛНИЛА УЧЕНИЦА МБОУ ГИМНАЗИИ № 11ОВСЯННИКОВА ОЛЬГАРУКОВОДИТЕЛЬ: ПЕРСИАНОВА Е.А.

Слайд 2Цель исследования
Выяснить, как появились падежи?
Может ли человек без знания падежей

быть грамотным, правильно употреблять и писать слова в предложениях?
Цель исследования Выяснить, как появились падежи? Может ли человек без знания падежей быть грамотным, правильно употреблять и

Слайд 3Задачи исследования:
1. выяснить, что такое падеж;
2. определить, действительно ли в русском

языке всего шесть падежей;
3. выяснить, всегда ли падежи так назывались;
4. как запомнить падежи;
5. узнать, есть ли падежи в иностранных языках

Задачи исследования:1. выяснить, что такое падеж;2. определить, действительно ли в русском языке всего шесть падежей;3. выяснить, всегда

Слайд 4Методы исследования
изучение литературы;
просмотр научно-популярных фильмов;
опрос, анкетирование;
анализ различных источников

Методы исследованияизучение литературы;просмотр научно-популярных фильмов;опрос, анкетирование;анализ различных источников

Слайд 5Чтобы быть грамотным человеком нужно обязательно знать падежи.

Гипотеза:

Чтобы быть грамотным человеком нужно обязательно знать падежи. Гипотеза:

Слайд 6Что такое падеж?
После принятия христианства

на Руси возникла потребность в обучении людей грамоте. Чтобы это сделать, нужно было нормировать или систематизировать язык. Грамматик в то время ещё не существовало.
Термин « падеж» пришёл в славянскую грамматику из старославянского языка, где падежь был дословным переводом греческого слова ptosis, производного от глагола pipto – « падать». Предполагается, что это слово взято из практики игроков в кости и обозначало падение брошенной кости той или иной стороной вверх.
Таким образом слово "падеж" обозначает изменение окончания, благодаря которому слово становится в определённые отношения к другим словам.

Падеж -
это

Что такое падеж?      После принятия христианства на Руси возникла потребность в обучении

Слайд 7Сейчас в русском языке 6 падежей

Сейчас в русском языке 6 падежей

Слайд 8А всегда ли падежи носили эти имена?
Родительный падеж назывался «родный».

Получил своё название в русской грамматике только в XIV веке. Это перевод греческого слова genike - означает « полученный с рождения» Его главная функция – обозначать род, принадлежность, происхождение. Он указывает на родителя, владельца ( сын Петра, книга сестры, житель города) .
Слова в этом падеже отвечают на вопросы кого? чего?


Именительный падеж носил имя «Прямой»
Существительное в этом падеже – это прямая форма слова. Назвать прямой падеж «именительным впервые предложил в своей грамматике Метелий Смотрицкий, буквально переведя его название с древнегреческого , где onomastike означало « именующий, называющий имя». Поэтому, Именительный – тот , который называет по имени, именует. Отвечает на вопросы кто? что?

А всегда ли падежи носили эти имена? Родительный падеж назывался «родный».

Слайд 9Винительный падеж – «виновный».
Название

ввел один из первых русских грамматиков Лавренитий Зизаний в XVI веке на базе прилагательного «виновный». Это перевод с греческого слова aitiatike что означало «причинный». Название падежа дано по слову «вина», в семантике которого в древнерусском и старославянском языках было значение - « причина».
Основное значение винительного « причинного» падежа – называть объект действия, который является причиной , называющей само действие ( любить маму, писать письмо).
Вопросы этого падежа кого? что?

Дательный падеж был «дательный».

Название заимствовано из старославянского языка, куда оно попало как дословный перевод с греческого dotike - «дательный». Достаточно ясно прослеживается связь с глаголом « дать, давать».
Основное значение дательного падежа – название адресата, имени того, кому дают ( подарок брату, звонок другу).
Существительные в этом падеже отвечают на вопросы кому? чему?

Винительный падеж – «виновный».       Название ввел один из первых русских грамматиков

Слайд 10Творительный падеж
Название также ввёл Лаврентий Зизаний

в 1596 году. Этот падеж связан по семантике с глаголом «творить» - делать что-то при помощи какого-то орудия, средства. Отсюда и основное знание творительного падежа – орудийное, инструментальное (писать пером, рисовать красками) .
Его вопросы - кем? чем?

Предложный падеж – «сказительный»
В предложном падеже объединились два падежа местный и сказительный. М.В. Ломоносов переименовал всё в предложный падеж, отразив тем самым его формальный признак – обязательное употребление предлога ( учиться в школе, побывать в городе).
Вопросы этого падежа о ком? о чём? Хотя вместо предлога о может подставляться либо в, либо на.

Творительный падеж     Название также ввёл Лаврентий Зизаний в 1596 году. Этот падеж связан

Слайд 11Чтобы запомнить названия падежей существует много весёлых акростихов:

«Имя Родители Дали Вам Такое Прекрасное»
«Иван Рубил Дрова, Велел Тащить Пилу».
«И Родила Дарья Ваньку Толстого, Пузатого».
«Иван Романов Дал Вите Тетрадь Подержат».
«Иван, Родимый, Дай Ванюше Табака Понюхать»
«Иван Рубил Дрова , Велел Тащить Полено».
«Иванушка, Родненький, Дай Водицы Тепленькой Попить».
«Иван Родил Детёнка, Велел Тащить [в]

 Пелёнки».

Чтобы запомнить названия падежей существует много весёлых акростихов:«Имя Родители Дали Вам Такое Прекрасное»«Иван Рубил Дрова, Велел Тащить Пилу».«И Родила Дарья Ваньку Толстого, Пузатого».«Иван Романов Дал Вите Тетрадь Подержат».«Иван, Родимый, Дай Ванюше Табака Понюхать» «Иван Рубил Дрова , Велел Тащить Полено».«Иванушка, Родненький, Дай Водицы Тепленькой Попить».«Иван Родил Детёнка, Велел Тащить [в]  Пелёнки».

Слайд 12ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ  ЛЕГЧЕ ЗАПОМНИТЬ СЛОВА-ПОМОЩНИКИ, МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЗАБАВНЫЕ ЖЕСТЫ:


Именительный,  есть ( кивните

головой ) кто? что?
Родительный, нет (помотайте головой вправо-влево) кого? чего?
Дательный, подошёл ( пройдите несколько "шагов" по столу двумя пальцами, как маленький человечек) (к) кому? чему?
Винительный, вижу (изобразите жест капитана, смотрящего из-под руки вдаль) кого? что?
Творительный, доволен (погладьте свой живот, как после сытного обеда) кем? чем?
Предложный, думаю (изобразите мыслителя,
прикоснувшись указательным пальцем ко лбу)
 о ком? о чём?

ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ  ЛЕГЧЕ ЗАПОМНИТЬ СЛОВА-ПОМОЩНИКИ, МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЗАБАВНЫЕ ЖЕСТЫ:Именительный,  есть ( кивните головой ) кто? что?Родительный, нет (помотайте головой вправо-влево) кого?

Слайд 13ВЕСЁЛАЯ СВИНКА ТОЖЕ ПОМОГАЕТ НАМ ЗАПОМНИТЬ ПАДЕЖИ:
Не кричи и не

визжи , изучаем падежи:
Шла весной по льду свинья
Ей попалась полынья И.п.
Плюх!.. торчит из полыньи
Только хвостик от свиньи Р.п.
Мы скорее к полынье,
Мы помочь хотим свинье. Д. п.
Сами – чуть не в полынью,
Но спасли- таки свинью!.. В.п.
Недовольны мы свиньёй:
Разве шутят с полыньёй? Т.п.
Вспоминайте о свинье,
Чтоб не плавать в полынье! П.п.
ВЕСЁЛАЯ СВИНКА ТОЖЕ ПОМОГАЕТ НАМ ЗАПОМНИТЬ ПАДЕЖИ: Не кричи и не визжи , изучаем падежи:

Слайд 14ЕСТЬ ЛИ ПАДЕЖИ В ДРУГИХ ЯЗЫКАХ?
ОКАЗЫВАЕТСЯ НЕ ТОЛЬКО РУССКИМ ШКОЛЬНИКАМ


ПРИХОДИТСЯ УЧИТЬ ПАДЕЖИ.

В английском языке 2 падежа,
В немецком уже 4.
Эстонские ученики должны запомнить 14 падежей.
Школьники в Финляндии – 15 падежей.
Дети в Венгрии – 22 падежа.
В некоторых языках народов Дагестана – 48 падежей.
У китайцев существительные совсем не склоняются и падежей в грамматике нет.

ЕСТЬ ЛИ ПАДЕЖИ В ДРУГИХ ЯЗЫКАХ? ОКАЗЫВАЕТСЯ НЕ ТОЛЬКО РУССКИМ ШКОЛЬНИКАМ ПРИХОДИТСЯ УЧИТЬ ПАДЕЖИ. В английском языке

Слайд 15П Р А К Т И Ч Е С К А

Я Ч А С Т Ь

В этой части я решила выяснить насколько хорошо знают падежи ребята моего класса, умеют ли их определять.

Задание1.
Просклоняйте имена существительные по падежам:
Мама, небо, дым, мышь.

С заданием справились 78,5% , допустили ошибки 18%, не справились с заданием 3,5%.

П Р А К Т И Ч Е С К А Я  Ч А С Т

Слайд 16Задание 2
Составьте словосочетания , употребляя имена существительные в нужном падеже.
В, роща,

гулять______________
Выставка, посетить_____________________
Поездка, о, мечтать __________________
Из, окно, смотреть_______________________
С, хлеб, джем__________________
Тишина, наслаждаться____________________

С данным заданием справились 79 % ребят, допустили 1 ошибку 14%, 2-3 ошибки – 3,5% , не справились с заданием 3,5 %.


С данным заданием справились 79 % ребят, допустили 1 ошибку 14%, 2-3 ошибки – 3,5% , не справились с заданием 3,5 %.

Задание 2Составьте словосочетания , употребляя имена существительные в нужном падеже.В, роща, гулять______________Выставка, посетить_____________________Поездка, о, мечтать __________________Из, окно,

Слайд 17Задание 3
Вставьте подходящие по смыслу имена существительные. Укажите падеж.
Не

подливай масла в _______________.
Нет ____________ без огня.
Новая ____________ хорошо метет.
_________________ по зёрнышку клюёт и сыта бывает.
Слухом______________ полнится.

С заданием справились 40,5%, допустили 1-2 ошибки 35%, допустили 3 ошибки 17,5%, не справились с заданием 7%

Задание 3 Вставьте  подходящие по смыслу имена существительные. Укажите падеж.Не подливай масла в _______________. Нет ____________

Слайд 18Я провела анкетирование среди ребят своего класса. Были заданы следующие вопросы:
1.

нужно ли в жизни знание падежей
2. легко ли ты запомнил (а) падежи?
3. Часто ли ты делаешь ошибки в падежных окончаниях?


Все ребята моего класса считают, что знание падежей в жизни нужно. Легко запомнили падежи 72 %, сложности с запоминанием возникли у 28 %. А вот ошибки в падежных окончаниях делают 89 %, и только 11% считаю , что они не делают ошибок в падежных окончаниях.


Я провела анкетирование среди ребят своего класса. Были заданы следующие вопросы:1. нужно ли в жизни знание падежей2.

Слайд 19Выводы.
Таким образом моя гипотеза подтвердилась. Чтобы быть грамотным человеком нужно обязательно

знать падежи. Именно потребность в обучении грамоте привело к появлению падежей. Грамотности без знания падежей существовать не может.
Устно мы как правило употребляем падежи не задумываясь, изменяя слова в предложениях интуитивно. Но при письме многие из нас делают ошибки в падежных окончаниях. Поэтому, если мы хотим быть грамотными, образованными и всесторонне развитыми людьми, то умение грамотно писать и говорить, должно быть для нас обязательным. Следовательно знание падежей необходимо каждому человеку.
У нас впереди ещё много нового и неизведанного. Мы учимся грамоте, чтобы постигать новые чудеса науки, а потом получить интересную профессию, чтобы делать добро людям, своей стране.
Выводы.		Таким образом моя гипотеза подтвердилась. Чтобы быть грамотным человеком нужно обязательно знать падежи. Именно потребность в обучении

Слайд 20Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Слайд 21Список использованной литературы
1) Григорян  Л. Т.Язык мой – друг мой.-  2

–е издание, исправленное и дополненное. Москва "Просвещение" 1988
2) Волина И. Учимся играя.
3) Войнова Т.М. Изучение лексики на материале пословиц и поговорок //РЯШ. 2002. № 3. С. 44 – 47.
4) Козырева Л. М. Путешествие в страну падежей. // Академия Развития. 2004. С. 77
5) Аркадьев П. Падежи в языках мира. ПостНаука (26.11.2015).
6) Иванова В. А.,  Потиха З. А.,  Розенталь Д. Э.  Занимательно о русском языке. - Ленинград. "Просвещение" 1990
7) История про падежи (с дискуссией) Секреты Архивариуса http://ab2905.blogspot.ru/
8) http://volna.org/russkij_jazyk/istoriia_pro_padiezhi.html#hcq=hITndEp
9) http://studopedia.ru/15_129226_istoriya-vozniknoveniya-padezhey-v-russkomyazike.html
Список использованной литературы1) Григорян  Л. Т.Язык мой – друг мой.-  2 –е издание, исправленное и дополненное. Москва

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть