Слайд 1
ПЕДСОВЕТ
«ФЭМП в интеграции с другими видами детской деятельности в соответствии с
Слайд 2
«Ведь от того, как заложены элементарные
математические представления
в значительной мере
зависит
дальнейший путь
математического развития,
успешность продвижения ребенка
в этой области знаний»
Л.А. Венгер
Слайд 4
«Ведь от того, как заложены элементарные
математические представления
в значительной мере
зависит
дальнейший путь
математического развития,
успешность продвижения ребенка
в этой области знаний»
Л.А. Венгер
Слайд 5Математическое развитие дошкольников – позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые
происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций.
Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.
Математическое образование дошкольника – это целенаправленный процесс обучения элементарным математическим представлениям и способам познания математической действительности в дошкольных учреждениях и семье, целью которого является воспитание культуры мышления и математическое развитие ребенка.
Слайд 6Концепция развития математического образования в РФ
Согласно Концепции развития математического образования в
Российской Федерации, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.12.2013 №2506-р, качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе.
Цель концепции – вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире. Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний – осознанным и внутренне мотивированным процессом.
Основным направлением реализации Концепции на уровне дошкольного образования является создание условий (прежде всего предметно-пространственной и информационной среды, образовательных ситуаций, средств педагогической поддержки ребенка) для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни.
Слайд 7
«Научные понятия не усваиваются
и не заучиваются ребенком,
не берутся памятью,
а возникают и складываются с помощью напряжения активности его собственной мысли»
Л.С. Выготский
Слайд 8
Летит выше звёзд математика наша.
Уходит в моря, строит здания, пашет,
Сажает деревья,
турбины куёт.
До самого неба рукой достаёт.
Ю. Яковлев
Слайд 9
«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит»
М.В. Ломоносов
Слайд 10
«Учиться можно только весело…
Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с
аппетитом»
А. Франс
Слайд 11Цели математического развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО:
Слайд 12Цели математического развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО:
Слайд 14 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Определить проблему ФЭМП в дошкольном воспитании, назвать её, и
оформить выступление в виде стенгазеты
Слайд 15ИНТЕГРАЦИЯ
Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности,
взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса.
«МАТЕМАТИКА
ВПРИПРЫЖКУ»
А.В. Яцевич, воспитатель
Слайд 17 Что делаем?
сравниваем предметы по величине и форме;
определяем левую и правую
строну;
ведем работу по ориентировке в пространстве относительно своего тела;
используем плоские и объемные геометрические фигуры, цифры, числовые карточки;
используем карточки с изображением времен года и частей суток;
используем считалочки (количественный и порядковый счет);
рассчитываемся по порядку (первый, второй и т.д.);
отсчитываем количество пойманных игроков (в подвижных играх), принесенных предметов (в эстафетах);
играем в подвижные игры математического содержания «Попади в круг», «Найди себе пару», «Классы», «Сделай фигуру», «эстафеты парами», «Чья команда забросит больше мячей в корзину»;
физкультурно-математические досуги;
Дети, не осознавая нагрузки, считают, размышляют, думают.
Слайд 18Выступление
«Театрализованная деятельность в процессе изучения математики»
Л.И. Проняева, воспитатель
Слайд 19Образовательная область «Речевое развитие»
Что делаем?
широко используем такие малые фольклорные формы,
как пословицы, поговорки, потешки, прибаутки, считалки, загадки;
используем стихотворные формы художественной литературы;
читаем сказки и рассказы, способствующие формированию представлений о количественных отношениях частях суток, днях недели, временах года, величине и ориентировке в пространстве.
В любой из сказок, будь она народная или авторская, присутствует целый ряд математических понятий. «Колобок» познакомит с порядковым счетом, «Теремок» и «Репка» помогут запомнить количественный и порядковый счет, да еще и основы арифметических действий.
Слайд 20Образовательная область
«Художественно-эстетическое развитие»
Вид деятельности:
«Изобразительная», «Конструирование из разнообразного материала», «Музыкальная»
Слайд 21Экспериментальная деятельность
по формированию элементарных математических представлений
Воспитатель:
Булей Наталья Викторовна
Слайд 22Познавательная деятельность связана с изменениями, происходящими в жизни современного общества. Малыш
– природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»
Лев Семёнович Выготский
Слайд 23• Формировать активное отношение к собственной математическо - познавательной деятельности.
• Развивать
умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения.
• Создавать условия для проявления детской активности в математических проблемно – поисковых ситуациях.
• Развивать потребность в интеллектуальном общении.
• Создавать условия для активной и самостоятельной познавательно-исследовательской детской деятельности.
• Побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.
• Развивать индивидуальность каждого ребенка, инициативность, стремление использовать имеющиеся знания и умения в новых условиях.
Слайд 24Измерение массы,
не зависимо от размера
Измерение величины
с помощью условной мерки
Измерение
Слайд 25Измерение массы,
не зависимо от размера
Слайд 28Измерение величины
с помощью условной мерки
Слайд 30Рекомендации по организации и проведению
экспериментов по ФЭМП
Эксперимент должен быть безопасным,
интересным, не долгим и ярким по возможности;
Эксперимент должен сопровождаться умозаключением ребенка.
Материал должен быть подготовлен заранее, перед тем как предложить ребенку экспериментировать. Важно давать возможность ребенку задавать вопросы.
Если ребенок уже достиг старшего дошкольного возраста (5-7 лет), то нужно направить его на достижение самостоятельно ответа.
После проведения эксперимента, следует поговорить с ребенком: спросить о его впечатлениях, понравилось ли ему …
Слайд 31Нетрадиционные формы работы с детьми:
Игровые проблемные ситуации
Математические сказки
Проектная деятельность
Элементарные опыты
Моделирование и
др.
Какие вы знаете
приемы активизации мыслительной деятельности детей
в процессе занятий математикой?
Как сформировать познавательный интерес к математике
у дошкольников?
Слайд 34Математические игры – эффективное средство развития познавательного интереса дошкольников к математике
Слайд 35Тема:
«Геоборд -
как средство развития познавательной
активности дошкольников»
Подготовила: воспитатель Чубарь Юлия
Сергеевна
Слайд 36Задачи:
1. Развивать умение ориентироваться на плоскости и решать задачи в системе
координат.
2. Развивать умение работать по схеме, видеть связь между предметами и явлением окружающего мира и его абстрактными изображениями.
3. Развивать мелкую моторику и координацию движений руки и счетные навыки.
4. Развивать сенсорные способности, смекалку, воображение.
5. Способствовать развитию интереса, любознательности, внимания, наблюдательности и самостоятельности.
6. Познакомить детей со свойствами резинки.
Слайд 37Что такое геоборд?
Эта классическая дидактическая игра известна еще с 50-х годов
XX века. Это приспособление стало известно благодаря египетскому математику Калебу Гаттегно, создавшему первое «поле для рисования резиночками» с 25 штырьками.
По сути, это доска со штырьками, к которой прилагаются резиночки. С помощью резинок на доске создаются разные фигуры и рисунки. Но это далеко не все возможности геоборда, игры с которым становятся все популярнее.
Слайд 38Как играть с геобордом?
Геоборд незаменим на уроках занимательной математикой и грамматикой!
Спектр его возможностей позволяет придумать очень много различных игр. Начинать можно с 1,5-2-х лет. Растягивая разноцветные резиночки между «гвоздиками» в разных направлениях, ребенок может «нарисовать» самые разные изображения.
Слайд 39Игры
«Угадай, что это?»
Рисуйте на планшете схематичные изображения разных предметов, а
ребенку предлагайте угадывать, что вы изобразили. Со временем вы сможете «загадывать» изображения по очереди.
«Нарисуй мне…»
Давайте ребенку задание, что именно нужно изобразить. Начинайте с самых простых заданий - кубик, домик и усложняйте их по мере развития навыков конструирования у ребёнка. Можно усложнить игру, если не давать задание прямо, а загадывая ребенку загадку, ответ на которую он и должен «нарисовать» с помощью резиночек.
Слайд 40 «Продолжи узор»
Нарисуйте несложный узор
из нескольких фигур
и предложите ребёнку продолжить последовательность
«Большой - маленький»
Вы рисуете маленький домик, елочку, и предлагаете ребенку рядом изобразить большой домик, елочку и т.д.
Слайд 41 «Угадай и проверь»
Пример задания: сколько домиков и какого цвета можно
разместить на геоборде? Ребенок может попытаться ответить, просто глядя на планшет, а затем решить задачу практически.
Слайд 42«Часть и целое»
Выложите на геоборде большую фигуру например трапецию, прямоугольник, треугольник.
Теперь предложите ребенку поделить ее на равные части, проводя линии резиночками или разделить на максимальное количество частей (какое, посчитайте вместе) и назвать эти кусочки - геометрические фигуры.
Слайд 43 «Геометрические фигуры»
Цель игры: сложить из резинок геометрические фигуры.
Слайд 44 «Буквы и цифры»
Цель игры: закрепить знания
о буквах и цифрах; упражнять детей в счете использованных резинок для одной цифры, буквы, сравнивать количество использованных резинок.
Слайд 45 «Выложи узор по схеме»
Цель: развивать мышление, восприятие, внимание.
Слайд 46
Иллюстрирование и разучивание стихотворения
«Букет для мамы»
Цель: развитие умения работать по схеме,
развитие речи.
Ход игры: дети по схеме на планшете «рисуют» резинками и геометрическими фигурами свою часть стихотворения. Затем планшеты объединяются в ряд и можно рассказать стихотворение.
Колокольчик
– Дон-дин-дон! –
Пел колокольчик. –
Я бы ветерку помог.
Но мой синенький платочек
От росы совсем промок.
А звенеть мне,
между прочим,
Помогает ветерок.
Я пою намного громче,
Если солнечный денёк!
Слайд 47Научите детей с помощью линий, передавать простейшие сюжеты. Например капает дождик
или плывёт кораблик.
Слайд 48«Моделирование сказок, стихов и загадок»
Зарисовки сказок, детских стихов и загадок -
известный среди педагогов прием.
Слайд 49«Лабиринты и симметричные рисунки»
— Подберите загадки, сделайте схемы-отгадки, которую ребенок будет
рисовать на планшете.
Планшет можно использовать не только для занятий, но и для игры! Нарисуйте с помощью резиночек лабиринт-дорожку и пару домиков-гаражей. Возьмите машинки, фигурки зверей, человечков и, повторяя правила дорожного движения,
Как вне занятий
можно использовать занимательный математический материал?
Слайд 56Картотека игр
«Фигурки из счетных палочек»
«Картотека упражнений со счетными палочками»
И.Н. Волошина,
воспитатель
Слайд 57Картотека
«Карточки на воссоздание из геометрических фигур образных изображений»
Ю.С. Чубарь, воспитатель
Слайд 58Смотр-конкурс
«Лучший центр
занимательной математики»
Слайд 59Математический уголок «Весёлая математика»
в группе оздоровительной направленности
Слайд 60Центр сенсорного развития «В гостях у предметов»
в первой младшей группе
Слайд 61Математический центр «Мишуткина математика»
во второй младшей группе
Слайд 62Центр математики «Весёлая математика»
в средней группе
Слайд 63Математический центр «Заниматика»
в подготовительной к школе группе
Слайд 64Математический уголок «Посчитай-ка»
в старшей группе
Слайд 65«Наш математический уголок»
Выполнила воспитатель: Левшонкова С.В.
МБДОУ г. Фокино «Детский сад «Тополёк»
Слайд 66Уголок занимательной математики
Это специально отведенное, тематически оснащенное играми, материалами, пособиями место,
художественно оформленное определенным образом .
Организовать его можно, используя обычные предметы детской мебели, обеспечив свободный доступ к находящимся там материалам, этим самым детям предоставляется возможность выбрать интересующую их игру или пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми.
Слайд 67Воспитание у детей потребности занимать свое свободное время, не только развлекательными,
но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми. Занимательный математический материал в дошкольные и последующие годы должен стать средством организации полезного досуга, способствовать развитию творчества
Слайд 68Цель уголка занимательной математики
Стимулировать познавательную активность детей и побуждать их к
разнообразной деятельности в области овладения математическими представлениями, умениями, навыками согласно возрастным психофизиологическим особенностям.
Слайд 69Задачи уголка занимательной математики
1.Обогатить развивающую среду группы материалами и оборудованием, направленными
на формирование математических представлений.
2.Упорядочить работу по формированию математических представлений детей.
3.Повышать интерес детей к занятиям разнообразной деятельностью, связанной с математикой.
4.Способствовать развитию одарённых детей, удовлетворять их повышенную потребность в познании нового.
5.Формировать умение организовывать своё свободное время, выбирать занятие по интересам, заниматься любимой деятельностью вместе с товарищами, помогать им в овладении умениями.
6.Развивать мыслительные процессы, сообразительность, находчивость, воспитывать самостоятельность, организованность и даже смелость.
Слайд 70Уголок занимательной математики в моей группе
Слайд 71Уголок занимательной математики в моей группе
Слайд 72Демонстрационный и раздаточный материал
Слайд 73Дидактические и настольно- печатные
Слайд 77Основные виды деятельности в математическом уголке
Совместная
деятельность
педагога и воспитанников.
Слайд 78Основные виды деятельности в математическом уголке
Обучающая деятельность воспитателя, восприятие информации детьми.
Слайд 79Основные виды деятельности в математическом уголке
Самостоятельная деятельность дошкольников
Слайд 80Основные виды деятельности в математическом уголке
Самостоятельная деятельность дошкольников
Слайд 81Указания к руководству самостоятельной деятельностью детей в уголке занимательной математики
1. Объяснение правил
игры, ознакомление с общими способами действий, исключая сообщение детям готовых решений
2. Совместная игра воспитателя с ребёнком, с подгруппой детей
3. Создание элементарной проблемно – поисковой ситуации в совместной с ребёнком игровой деятельности
4. Объединение в совместной игре детей, в разной степени освоивших её, с тем чтобы имело место взаимное обучение одних детей другими.
Слайд 82Указания к руководству самостоятельной деятельностью детей в уголке занимательной математики
5. Организация разнообразных
форм деятельности в уголке: соревнований, конкурсов (на лучшую логическую задачу, лабиринт, фигуру-силуэт), вечеров досуга, математических развлечений.
6. Обеспечение единства воспитательно–образовательных задач во всех видах деятельности.
7. Пропаганда среди родителей занимательного математического материала для занятий с детьми в домашних условиях.
Какие задачи поможет решить уголок занимательной математики?
сформировать у детей интерес к элементарной математической деятельности;
развить качества и свойства личности, необходимые для успешного овладения математикой в дальнейшем: целенаправленность и целесообразность действий, стремление к достижению положительного результата, настойчивость и находчивость, самостоятельность;
воспитать потребность заниматься в свободное время интересными и полезными играми;
развить речь, воображение, мышление, расширить кругозор
Учитываете ли Вы индивидуальные возможности детей по математике?
Каким образом?
Слайд 86Коллективные просмотры открытых НОД по математике
Открытая интегрированная НОД по математике с
элементами познавательно-исследовательской деятельности и ИКТ-технологий в подготовительной группе (воспитатель Ю.С. Чубарь)
Слайд 87Коллективные просмотры открытых НОД по математике
Открытая интегрированная НОД по ФЭМП с
элементами экспериментирования и ИКТ в средней группе (воспитатель Н.В. Булей)
Слайд 88Коллективные просмотры открытых НОД по математике
Открытый показ НОД по ФЭМП в
старшей группе "Математический КВН "Умники и умницы" (воспитатель С.В. Левшонкова)
Слайд 89Коллективные просмотры открытых НОД по математике
Открытый показ НОД по ФЭМП в
группе оздоровительной направленности «Путешествие по стране математики» с элементами театрализованной деятельности " (воспитатель Л.И. Проняева)
Слайд 90Модель успешного занятия по ФЭМП
Слайд 91К образовательной деятельности
необходимо тщательно готовиться:
продумать программное содержание и соотнести с
уровнем развития детей, с уровнем их знаний,
подобрать разнообразный дидактический и наглядный материал,
продумать целесообразные формы организации деятельности детей (парная, индивидуальная, коллективная, подгрупповая)
Слайд 92Программные задачи по математике:
образовательные - чему ребёнка будем учить (учить, закреплять,
упражнять, обобщать, формировать, расширить, познакомить)
развивающие – что развивать, закреплять:
- развивать умение слушать, анализировать, умение видеть самое главное, существенное, развитие осознанности,
- продолжить формирование приёмов логического мышления (сравнение, анализ, синтез)
воспитательные - что воспитывать у детей (математическую смекалку, сообразительность, умение слушать товарища, аккуратность, самостоятельность, трудолюбие, чувство успеха, потребность добиваться наилучших результатов)
речевые - работа над активным и пассивным словарём именно в математическом плане
Слайд 93Модель успешного занятия по ФЭМП
Компетентность педагога по данной проблеме
Готовность воспитателя к
занятию
Слайд 94Игровые – все занятия строятся в игровой форме, с использованием различных
дидактических игр и упражнений.
Словесный метод в элементарной математике занимает не очень большое место и в основном заключается в вопросах к детям. Характер постановки вопроса зависит от возраста и от содержания конкретной задачи.
- в младшем возрасте – прямые, конкретные вопросы: Сколько? Как?
- в старшем – в основном поисковые: Как можно сделать? Почему ты так думаешь? Почему? Для чего? Зачем?
Так же используются:
- разъяснения (как выполнить данную задачу),
- указания воспитателя (в основном с детьми),
- план действий старшего дошкольного возраста.
Методы обучения на занятиях математики:
Слайд 95Практическим методам – упражнениям, игровым задачам, дидактическим играм, дидактическим упражнениям –
отводится большое место.
Ребёнок должен не только слушать, воспринимать, но и сам должен участвовать в выполнении той или иной задачи. И чем больше он будет играть в дидактические игры, выполнять задания, тем лучше усвоит материал по ФЭМП.
Наглядные методы:
- демонстрационный материал - он крупного размера, яркий, красочный, разнообразный.
- раздаточный, мелкий материал, который раздаётся каждому ребёнку.
Методы обучения на занятиях математики:
Слайд 96Модель успешного занятия по ФЭМП
Компетентность педагога по данной проблеме
Готовность воспитателя к
занятию
Выбор оптимальных методов и приёмов
Слайд 97художественно оформлен, отвечать эстетическим требованиям: привлекательность имеет огромное значение в обучении
– с красивыми пособиями детям заниматься интереснее.
Материала должно быть в достаточном количестве на каждого ребёнка + запасной материал.
Материал должен быть различным на каждом занятии.
Материал должен быть понятен детям (заяц должен быть зайцем, шишка – шишкой, морковка – морковкой)
Пособия нужно подбирать соответственно друг другу (белки - шишки, зайцы - морковки, цветочки – бабочки и т.д.)
Наглядный материал должен::
Слайд 98Модель успешного занятия по ФЭМП
Компетентность педагога по данной проблеме
Готовность воспитателя
к
занятию
Выбор оптимальных методов и приёмов
Правильный подбор демонстрационного и раздаточного материала
Слайд 99 (548 и 387)
Упражнение
«Просклоняй числительное»
И. П. (сколько)
Р. П. (скольких)
Д. П. (скольким)
В. П. (сколько)
Т. П. (сколькими)
П. П. (о скольких)
Слайд 100 Речь воспитателя и детей:
Воспитатель должен прекрасно владеть математическим словарём (точность
фраз, выражений, формулировок)
Речь должна быть грамотной и в отношении грамматики, и в отношении математики.
Речь и воспитателя, и ребёнка должна быть точной, краткой, чёткой, ясной
Воспитатель учит детей ДЕЙСТВОВАТЬ, но необходимо при этом ПРОГОВАРИВАТЬ действия.
Дети должны говорить,
ЧТО и КАК они делают.
Слайд 101Модель успешного занятия по ФЭМП
Компетентность педагога по данной проблеме
Грамотная речь воспитателя
Выбор
оптимальных методов и приёмов
Правильный подбор демонстрационного
и раздаточного материала
Готовность воспитателя
к занятию
Слайд 104ЧЁРНЫЙ ЯЩИК
количество различных положений
равно 43 252 003 274 489 865 000
Слайд 105ЧЁРНЫЙ ЯЩИК
Э́рнё Ру́бик (Эрно Рубик; венг. Rubik Ernő, 13 июля 1944,
Будапешт, Венгрия) — венгерский изобретатель, скульптор и профессор архитектуры. Всемирно известен благодаря своим объёмным головоломкам и игрушкам, к числу которых принадлежит кубик Рубика (1974).
Слайд 106Назовите поговорки и пословицы с цифрой 7
Слайд 110Создай рисунок
в пределах 7 элементов