Слайд 1Особенности организации групповой работы
в начальной школе
Презентация подготовлена
учителем начальных классов
МБОУ
СОШ №1
Города Красновишерска
Пермского края
Р.Н.Собяниной
Слайд 2
Группа - это собрание людей, включённых
в познавательно-координированную деятельность, сознательно или
бессознательно подчинённую общей цели.
Цель групповой работы:
Активное включение каждого ученика в работу.
Слайд 3Задачи групповой работы:
Активизация познавательной деятельности.
Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности:
определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его.
Развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д.).
Совершенствование межличностных отношений в классе.
Слайд 4
Варианты комплектования групп.
Разделение класса на группы – это важный момент в
организации работы.
Способов разделения существует множество:
По желанию
Случайным образом
. По определенному признаку
По выбору «лидера».
По выбору педагога.
Слайд 5
Правила работы в группе.
Говори спокойно, ясно и только по делу.
Говори по очереди.
Слушай своих собеседников.
Убедись, что в разговоре участвует каждый.
Обращайся к товарищу по имени.
Уважай мнение каждого участника группы.
Слайд 6Принципы выбора заданий для групповой работы.
Задания, которые требуют выполнения большого
объема работы;
Задания, которые требуют разнообразных знаний и умений, всей совокупностью которых не владеет ни один из детей индивидуально, но владеет группа в целом;
Задания на развитие творческого мышления, где требуется генерировать максимальное количество оригинальных идей;
Содержание работы должно быть интересно детям.
Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.
Задания должны быть проблемными, создавать определенное познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний.
Слайд 7Этапы групповой работы
постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
раздача дидактического материала;
планирование работы в группе;
индивидуальное выполнение задания, обсуждение результатов;
обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения);
сообщение о результатах работы группы;
общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи
Слайд 8Алгоритм работы в группе.
1.Повторение задания для осознанного понимания.
2. Анализ условий (разграничение
границ знаний для нахождения способа решения задачи).
3. Выдвижение версий всеми членами группы.
4.Обоснование версий, их проверка, исключение неподходящих.
5.Совместное принятие решения.
6.Анализ решения. Оформление.
7.Проговаривание в группе выступления.
8.Представление решения.
Слайд 9
Деятельность учителя во время проведения групповой работы.
Учитель, работающий на занятиях с
малыми группами, может вести себя по-
разному:
1. Он может контролировать.
2. Организовывать.
3. Оценивать работу учеников.
4. Участвовать в работе группы.
5. Предлагать участникам разные варианты решений.
6. Выступать в роли наставника, исследователя или источника
Слайд 10Советы учителю.
В заключение несколько советов учителю по организации групповой работы:
нельзя
принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;
следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;
групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах;
нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);
нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.
Слайд 11Плюсы групповой работы.
Повышается учебная и познавательная мотивация.
Снижается уровень тревожности
учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.
В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
Улучшается психологический климат в классе
Слайд 12Минусы групповой работы
Групповой работе надо сначала научить
Некоторые ученики могут
пользоваться результатами более сильных одноклассников.
Для некоторых детей разделение на группы процесс болезненный.
Организация групповой работы требует от учителя особых умений и усилий.
Слайд 13Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
они будут открывать это
новое сами.
Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи».
И.Г.Песталоцци