Презентация, доклад к мастер-классу по теме Приемы рефлексии учащихся на уроке в начальной школе

Содержание

Стандарт общего образования: требования к результатам освоения

Слайд 1МАСТЕР-КЛАСС «Приёмы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе»
Подготовили: Алексеева У. А.,

учитель начальных классов.
Костенко Е.И., учитель начальных классов
МАСТЕР-КЛАСС «Приёмы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе»Подготовили: Алексеева У. А., учитель начальных классов.

Слайд 2

Стандарт общего образования: требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ:… «поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимание границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва»; «способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии» «
Стандарт общего образования:

Слайд 3Рефлексия
- от латинского reflexio – обращение назад; т.е. обращение внимания человека

на самого себя, на продукты собственной активности, какое-то переосмысление своей деятельности деятельности.

словарь иностранных слов: размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание;

толковый словарь русского языка: самоанализ;

- в педагогике: самоанализ деятельности и её результатов.

Рефлексия - от латинского reflexio – обращение назад; т.е. обращение внимания человека на самого себя, на продукты

Слайд 5Классификация рефлексии:
1) По содержанию: устная и письменная.
2) По форме деятельности: индивидуальная,

групповая, коллективная.
3) По способам проведения: анкетирование, опрос, рисунок и т. д.
4) По функциям: физическая (успел - не успел, легко - тяжело), сенсорная (интересно-скучно, комфортно-дискомфортно), интеллектуальная (что понял - не понял, какие затруднения испытывал).

Классификация рефлексии: 1) По содержанию: устная и письменная.2) По форме деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.3) По способам проведения:

Слайд 6Организация рефлексии на различных этапах учебной деятельности

Организация рефлексии на различных этапах учебной деятельности

Слайд 7Рефлексия
НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬ
НОГО СОСТОЯНИЯ

СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА


ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рефлексия НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯСОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛАДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слайд 8Критерии сформированности рефлексии

Критерии сформированности рефлексии

Слайд 9Этап становления коллективной рефлексии (1 класс)
Цель - формирование учебной деятельности

класса
Субъект рефлексии – класс
Задача учителя – создать детскую общность, способную к образованию позиции
«МЫ – способные действовать».
Этап становления  коллективной рефлексии  (1 класс)  Цель - формирование учебной деятельности классаСубъект рефлексии –

Слайд 11Этап становления групповой рефлексии

(2-3 класс) Цель - формирование учебной деятельности у группы учащихся Субъект рефлексии – группа учеников Задача педагога – создать детскую общность, способную к образованию позиции «Мы – учащиеся»
Этап становления групповой рефлексии

Слайд 12Виды заданий на 2 этапе
Оценочные линеечки становятся критериями для оценки освоения

способа действия. Теперь уже каждая «линеечка» будет оценивать отдельную операцию (отдельный «шаг»).
Задания – «ловушки»
Задания, направленные на выявление личностной позиции учащихся при его выполнении


Виды заданий на 2 этапеОценочные линеечки становятся критериями для оценки освоения способа действия. Теперь уже каждая «линеечка»

Слайд 13Организация рефлексивной деятельности в группе.
Как общение в ходе работы влияло на

выполнение задания?
- делало её более эффективной
- тормозило выполнение задания
- не позволило точно выполнить задание, испортило отношения в группе
На каком уровне осуществлялось общение в группе?
обмен информацией
взаимодействие
взаимопонимание
Какие трудности испытывали при выполнении задания?
недостаток информации
недостаток средств коммуникации
трудности в общении
Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?
сохранились единство и партнерские отношения
единство было нарушено
Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?
лидер, выдвинувшийся в ходе работы
нежелание наладить контакт большинства участников
непонимание задачи, поставленной для совместной работы
сама задача была трудной и неинтересной


Организация рефлексивной деятельности в группе.Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания? - делало её более

Слайд 14Рефлексия настроения и эмоционального состояния
«Огонек общения»
В конце урока дети дарят

цветы разного цвета, кому посчитают нужным. Например,
Синий – самому умному (продуктивному) на уроке;
Розовый – самому вежливому в общении;
Оранжевый – лучшему консультанту.
«Комплимент»
Комплимент-похвала;
Комплимент в деловых качествах;
Комплимент в чувствах.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния «Огонек общения» В конце урока дети дарят цветы разного цвета, кому посчитают

Слайд 15Рефлексия содержания
«Поезд».
Вагоны поезда – этапы урока.

Дети прикрепляют цветные фишки к вагончику, оценивая свою активность на каждом этапе урока.
Рефлексия содержания«Поезд».   Вагоны поезда – этапы урока.   Дети прикрепляют цветные фишки к вагончику,

Слайд 17Стадия становления индивидуальной рефлексии

( 4 класс)

Цель - формирование индивидуальной
учебной деятельности
Субъект рефлексии – ученик
Задача педагога – становление рефлексии как индивидуальной способности учащегося, становление позиции
«Я - учащийся»

Стадия становления индивидуальной рефлексии

Слайд 18Рефлексия деятельности
Дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом;



Дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.

Рефлексия деятельностиДает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом; Дает возможность оценить активность каждого на

Слайд 19«Плюс-минус-интересно».
«П»записывается всё, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые

вызвали положительные эмоции
«М» записывается всё, что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным.
«И»учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что хотелось бы узнать по этой проблеме и вопросы
«Плюс-минус-интересно». «П»записывается всё, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции «М» записывается

Слайд 20«Рефлексивный экран»
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задание…
Я понял, что…
Меня удивило…
Мне

захотелось…
Я попробую…
Урок дал мне для жизни…
Я смог…

«Рефлексивный экран» Сегодня я узнал…Было интересно…Было трудно…Я выполнял задание…Я понял, что…Меня удивило…Мне захотелось…Я попробую…Урок дал мне для

Слайд 21«Лестница успеха»
нуждаюсь в помощи


нужно ещё повторить

в основном уверен

Ученик помещает человечка (себя) на соответствующую ступеньку:
уверен в своих

«Лестница успеха» нуждаюсь в помощи         нужно ещё повторитьв основном

Слайд 22«Оцени себя»
-»-ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный
«=»-ответил по просьбе

учителя, ответ правильный
«!»-ответил по своей инициативе, но ответ не правильный
«+»- ответил по своей инициативе, ответ правильный
«0»- не отвечал

«Оцени себя»-»-ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный«=»-ответил по просьбе учителя, ответ правильный«!»-ответил по своей инициативе,

Слайд 23«Анкетирование»
На уроке я работал
Своей работой на уроке я
Урок

для меня показался

За урок я
Моё настроение
Материал урока мне был
Домашнее задание мне кажется

Активно/пассивно
Доволен/не доволен
Коротким/длинным
Устал/не устал
Стало лучше/хуже
Понятен/не понятен
Лёгким/трудным

«Анкетирование»  На уроке я работал Своей работой на уроке я Урок для меня показалсяЗа урок яМоё

Слайд 24«Утверждение» Выбери верное утверждение:
Я выдвигал идеи
Я только слушал предложения других
У меня не

было затруднений
Я сам не смог справиться с затруднениями
«Утверждение» Выбери верное утверждение:Я выдвигал идеиЯ только слушал предложения другихУ меня не было затрудненийЯ сам не смог

Слайд 25Пометки на полях (инсерт, маркировка)
обозначение с помощью знаков на полях

возле текста или в самом тексте:
«+» - знал,
«!» - новый материал (узнал),
«?» - хочу узнать

Пометки на полях  (инсерт, маркировка) обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом

Слайд 26Кластер (гроздь) – фиксация системного понятия с взаимосвязями

Кластер (гроздь) – фиксация системного понятия с взаимосвязями

Слайд 27«Шпаргалка»
информация, формулировка, правило и т. д. в сжатом виде. Составление

памяток, схем или текстов для справочников.
«Шпаргалка» информация, формулировка, правило и т. д. в сжатом виде. Составление памяток, схем или текстов для справочников.

Слайд 28«Синквейн»
помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и новое,

не требует специального оборудования. В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.
1-я строка – 1 – 2 ключевых слова, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – свойство этого объекта или 2 прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, или действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное) или резюме.

«Синквейн»помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и новое, не требует специального оборудования. В конце

Слайд 291. Синквейн «Творчество Пушкина»: Пушкин. (Заголовок) Великий, талантливый. (2 прилагательных) Думает, страдает, любит.

(3 глагола) Чувства добрые пробуждает. (Суть темы) Гений. (Синоним ключевого слова)

Синквейн Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».
Дедушка Мазай и зайцы.
Добрый, бедные.
Плыл, спас, чуть не утонули.
Дед Мазай спас зайцев. Молодец!
Друг животных

1. Синквейн «Творчество Пушкина»:  Пушкин. (Заголовок) Великий, талантливый. (2 прилагательных) Думает, страдает, любит. (3 глагола) Чувства

Слайд 30 Разработка учителем рефлексивной методики.
возрастные особенности учащихся и состав класса;
особенности

предмета, тему и тип урока;
необходимость и целесообразность проведения данного типа рефлексии.
Разработка учителем рефлексивной методики.  возрастные особенности учащихся и состав класса;особенности предмета, тему и тип урока;необходимость

Слайд 31Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, необходимых в современном мире
Самостоятельность.

Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, необходимых в современном миреСамостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а

Слайд 32Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть