Слайд 1
Подготовила:
старший воспитатель
Петухова Л.П.
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад
№ 16 с.Дуван
консультация
«Использование воспитателем
в образовательном процессе
по ФЭМП современных образовательных технологий и методик».
Слайд 4 Сколько волков на картинке?
Слайд 5Из десяти монет составлен треугольник, указывающий вверх. Переложив только три монеты,
добейтесь, чтобы треугольник указывал вниз
Слайд 7 Сколько спичек изображено на фотографии?
Слайд 9
1. Какие общедидактические принципы лежат в основе методики обучения ФЭМП?
Принцип наглядности
Я.А. Коменский называл "золотым правилом" дидактики
Принципы обучения математике
Сознательность и активность.
Наглядность.
Деятельностный подход.
Систематичность и последовательность.
Прочность.
Постоянная повторяемость.
Научность.
Доступность.
Связь с жизнью.
Развивающее обучение.
Индивидуальный и дифференцированный подход.
Коррекционная направленность и др.
Слайд 10.
Из скольких разделов по ФЭМП состоит программа каждой возрастной группы?
«Количество и счет»: представления о множестве, числе, счете, арифметических действиях, текстовых задачах.
«Величина»: представления о различных величинах, их сравнения и измерения (длине, ширине, высоте, толщине, площади, объеме, массе, времени).
«Форма»: представления о форме предметов, о геометрических фигурах (плоских и объемных), их свойствах и отношениях.
«Ориентировка в пространстве»: ориентировка на своем теле, относительно себя, относительно предметов, относительно другого лица, ориентировка на плоскости и в пространстве, на листе бумаги (чистом и в клетку), ориентировка в движении.
«Ориентировка во времени»: представление о частях суток, днях недели, месяцах и временах года; развитие «чувства времени».
Слайд 11Перечислите методы, используемые на занятиях по ФЭМП
Словесный
Требования к речи воспитателя:
Требования к
речи детей:
Требования к вопросам воспитателя:
Требования к ответам детей:
Характер постановки вопроса зависит от возраста и от содержания конкретной задачи.
- в младшем возрасте – прямые, конкретные вопросы: Сколько? Как?
- в старшем – в основном, поисковые: Как можно сделать? Почему ты так думаешь? Для чего?
Практические игровые методы
Древняя пословица гласит: «Я слышу — и я забываю, я вижу — и я запоминаю, я делаю — и я понимаю».
Слайд 12Какие приемы применяются на занятиях по ФЭМП?
Демонстрация (обычно используется при сообщении
новых знаний).
Инструкция (используется при подготовке к самостоятельной работе).
Пояснение, указание, разъяснение (используются для предотвращения, выявления и устранения ошибок).
Вопросы к детям.
Словесные отчеты детей.
Предметно-практические и умственные действия.
Контроль и оценка.
Слайд 13Всѐ занятие по ФЭМП строится на наглядности
Демонстрационный
Наглядный материал должен соответствовать определенным
требованиям – каким?
- Быть разнообразным на одном занятии, динамичным, удобным,
- Быть в достаточном количестве.
- Предметы для счета и их изображения должны быть известны детям.
- И демонстрационный, и раздаточный материал должен отвечать эстетическим требованиям: привлекательность имеет огромное значение в обучении – с красивыми пособиями детям заниматься интереснее. А чем ярче и глубже детские эмоции, тем полнее взаимодействие чувственного и логического мышления, тем более интенсивно проходит занятие, и более успешно усваиваются детьми знания.
Раздаточный
Слайд 14Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве
Педагогическая
технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).
Слайд 151. Технологии развивающего обучения
На первый план выдвигается становление ребенка как субъекта разнообразных
видов деятельности.
Ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой.
Развивающее обучение включает в себя использование развивающих игр.
Решение разного рода нестандартных задач.
Дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.
Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению.
Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.
Слайд 16
2.Игровые технологии.
Игры на объемное моделирование
Игры на плоскостное моделирование.
Игры на составление целого
из частей.
Игры-забавы: перевертыши, лабиринты (объемные, на замену мест и др.)
Слайд 173.Технологии проблемного обучения.
Существуют четыре уровня проблемности в обучении:
1. Воспитатель сам ставит
проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.
2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод).
Слайд 184.Информационные компьютерные технологии.
Компьютерные программы приучают к самостоятельности, развивают навык самоконтроля;
автоматизированный контроль правильности освобождает время воспитателя для параллельной работы с другими детьми.
Слайд 195 .Технологии ТРИЗ – теория решения изобретательных задач.
Слайд 206. Технологии проектной деятельности
Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является
развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса.
Слайд 217.Технологии исследовательской деятельности
Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников
основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Слайд 228.Здоровьесберегающие технологии
Физминутки .
Динамические паузы.
Подвижные игры.
Игры малой
подвижности и др.
Слайд 239.Технология использования художественной литературы
Вживаясь в события сказки, ребёнок становится её действующим лицом.
Повышается познавательная активность: ребёнок стремится вмешаться в ситуацию и повлиять на неё
Слайд 24Компетентность воспитателя
Модель успешного ФЭМП
Речь воспитателя
Правильный подбор демонстрационного и раздаточного
материала
Выбор оптимальных
методов и приёмов
Готовность воспитателя к НОД по ФЭМП