Слайд 1
Исследовательская работа
«Волшебная соль»
Выполнила: Давыдова Алёна ,
ученица 4класса
Руководитель: Низамиева А.М.
Слайд 2
Актуальность
Эту тему я выбрала потому, что предположила, что соль применяется
не только на кухне для приготовления пищи, но и является интересным материалом для опытов, наблюдений и изучения устного народного творчества.
Слайд 3
Цель: изучить особенности соли, её свойства, качества и применение.
:
Слайд 4
Задачи.
Найти информацию о соли.
2. Провести опыты с солью.
3. Изготовить поделку из цветной соли.
Слайд 5
Гипотеза исследования:
Предположим, что соль – это не только вещество, необходимое человеку
для жизнедеятельности, но и интересный материал для опытов, наблюдений и творчества.
Слайд 6Происхождение слова «соль»
по мнению некоторых современных учёных, связано с Солнцем: старинное
славянское название Солнца — Солонь.
Слайд 7Соль в народных приметах
С солью связано множество суеверий и
примет, одна
из самых известных:
просыпать соль – дурная примета.
Много-много лет назад водилась соль не
в каждом доме. Выставляли её на стол
только для самых дорогих гостей.
Если же гость ее случайно или, хуже того, специально просыпал — это считалось
неуважением к хозяевам.
Вот отсюда и пошла примета:
если рассыпать соль, то это приведет к ссоре.
Слайд 8Соль в народном творчестве
ПОСЛОВИЦЫ
«Соль всему голова, без соли и жито -
трава»,
«Соли нет и слова нет»,
«Без соли стол кривой»
ЗАГАДКИ
Белый камень из горы всегда стоит на столе.
Кто его не ест, тот вкуса не знает.
Меня одну не едят, а без меня мало едят.
Слайд 9СОЛЬ В СКАЗКЕ
В русской народной сказке «Соль» говорится о том, как
Иван продал заморскому королю корабль простой соли за полный корабль золота и серебра.
Русская народная сказка «Лиса и журавль» заканчивается такими словами: «Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла - не солоно хлебала». Не солоно хлебавши - значит, не получила удовольствия, ничего не добилась, осталась голодная. Выражение появилось в те времена, когда соль была дорогим продуктом. Случалось, что в богатом доме важные гости «хлебали солоно», а незнатным гостям доставалась несолёная пища.
Слайд 10Практическая часть.
Опыты с солью.
1. «Наживка для льда».
Я налила в
две чашки воды. В одну из них добавила и размешала соль. Потом обе чашки поставила в морозильную камеру.
На следующий день я обнаружила, что несоленая вода превратилась в лед, а соленая – стала очень холодной, но не замерзла
Вывод: температура замерзания соляного раствора ниже, чем температура замерзания воды.
Слайд 11 Плавающее яйцо
Я поставила 2 стакана: с чистой водопроводной водой
и раствором соли.
2. В каждый из стаканов положила по одному сырому яйцу.
3. В стакане с солёной водой - яйцо осталось плавать на поверхности воды, а в стакане с чистой водопроводной водой яйцо опустилось на дно.
Вывод: соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.
Слайд 12 Нетающий иней.
Дальше опыт проводила мама, а я наблюдала. Мама
вскипятила соль в кастрюле, опустила в нее ветки примерно на 5 - 6 часов. Когда время прошло, я посмотрела на ветки и немного разочаровалась. На ветках ничего не было, они просто намокли. Я их осторожно вытащила и положила сушиться. После полного высыхания ветки заблестели и покрылись белым «инеем», как бывает в сильные морозы. Но мой иней не растает.
Слайд 15
Заключение
Что может быть удивительного в обычной соли? Всем известно, что
соль хорошо растворяется в воде, что она используется при приготовлении пищи. Но, при более внимательном изучении соли, я поняла, что знаю о ней мало. В ходе исследовательской работы я научилась работать с книгами, узнавать из них то, что до нас уже знали другие люди. Я поняла, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными.
Цель моего исследования была достигнута, гипотеза подтвердилась: соль – это не только вещество, необходимое человеку для жизнедеятельности, но и интересный материал для опытов, наблюдений и творчества
Слайд 17
Литература:
1.Энциклопедия «Всё обо всём». Т. 2,6,8,11 М.: «Пресса», 2011
2. Энциклопедия «Что
такое? Кто такой?» Издательство «Педагогика», М., 2009.
3. Энциклопедия «Я познаю мир», М.:АСТ «Астрель», 2009
Интернет-ресурсы:
1. «Занимательные опыты на кухне» - http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10m.shtm
2. «Страна Мастеров. Соль» - http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1706