Слайд 1Исследовательская работа
по русскому языку
«Мы в зеркале пословиц»
Выполнила: Тарабукина Екатерина
ученица
4 «а» класса
МОУ «Основная общеобразовательная
школа №34» г. Сыктывкара
Руководитель: Фёдорова Наталья Алексеевна.
Слайд 2Объект исследования: пословицы русского народа.
Предмет исследования: менталитет русского человека, отражённый в
пословицах; изменения в употреблении пословиц за последние десятилетия.
Новизна исследования заключается в том, что я постаралась соединить языковой и социальный аспекты в изучении пословиц.
Актуальность исследования определяется важностью оправданного и грамотного использования пословиц в речи.
Слайд 3
Цель:
-показать, как мироощущение русского человека отразилось в его пословицах;
-выявить
отношение современных людей к пословицам и проследить, как эти изменения отразились в речи за последние десятилетия.
Задачи:
-составить портрет пословицы, сопоставив её с поговоркой;
-представить источники и пути появления пословиц в языке;
- выявить смысловую мотивированность пословиц;
-рассказать о значимости труда В.И.Даля «Пословицы русского народа»;
-представить результаты социологического опроса «Пословица в моей жизни»;
-изучить современные «словесные игры» с пословицами и представить результаты лингвистического эксперимента;
-сделать выводы по теме исследования.
Слайд 4
Часть первая «Загляните в зеркало».
Портрет пословицы.
Давайте разберёмся,
чем отличается пословица от поговорки. Это интересно и важно, ведь наше исследование называется «Мы в зеркале пословиц». Для этого сопоставим пословицы и поговорки и составим портрет пословицы.
Слайд 6
Итак, вот как выглядит портрет пословицы:
Краткость и законченность (легко запоминается
и выражает законченную мысль)
Общеизвестность (это всем известное народное выражение, которое приходит на память к случаю)
Мудрость (общепризнанность выражаемой истины: пословицу признают все, с ней не спорят)
Образность (может употребляться в различных жизненных ситуациях, пословица - средство изобразительности и выразительности).
Слайд 7
Игра – задание № 1
Найдите пословицы среди следующих образных
выражений. Помните, что пословицы, употребляясь с поучающей целью, предполагают переосмысление хотя бы части входящих в них слов, а в поговорках каждое слово выступает в прямом значении.
Всяк сверчок знай свой шесток.
Всякой вещи время.
Снявши голову, по волосам не плачут.
После дождичка в четверг.
Семь пятниц на неделе.
Пустив козла в огород, страхом яблонь не огородишь.
Гром не грянет - мужик не перекрестится.
Вали кулём, потом разберём.
Нашла коса на камень.
Семь вёрст до небес и всё лесом.
Слайд 8
2. Откуда берутся пословицы.
А знаете ли вы,
откуда берутся пословицы? Вопрос о происхождении пословиц напрямую связан с материальной и духовной культурой народа. Они представляют собой результат обобщения различных жизненных ситуаций.
Слайд 9
А такие ситуации возникали:
- В ходе исторических событий:
Незваный гость хуже татарина.
- В повседневном быту: Не красна изба углами - красна пирогами.
- В профессиональной деятельности: Без закваски хлеба не месят.
- В свободное времяпрепровождение: Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Слайд 10
Пословицы также могли быть итогом
- Наблюдения за явлениями природы: Яблочко
от яблоньки недалеко падает.
- Осмысления своего социального положения: На брюхе шёлк, а в брюхе щёлк.
- Религиозных представлений: Бог даст день, даст и пищу.
Слайд 11
3. Рождение пословиц в речи.
Итак, источник возникновения
пословиц - сама жизнь. Ученые говорят о нескольких путях появления пословиц в языке.
Слайд 12
Известный филолог и этнограф прошлого столетия А.А. Потебня сравнивал пословицу
с математической формулой. Он указывал два возможных варианта рождения пословиц:
В краткой форме передана суть наблюдаемых событий.
Например, пословица «Сухая ложка рот дерёт»
«Сгущение» мысли, т.е. в краткой форме передаётся содержание какого-либо
художественного произведения (сказки, басни и т.д.).
Пословица «Счастье лучше богатырства» возникла на основе народной сказки
«Фома Бренников».
Слайд 13
Можно выделить три группы пословиц:
1группа. Эти пословицы в настоящее время
не употребляются в прямом смысле: Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
2группа. Эти пословицы имеют два плана: буквальный (прямой) и иносказательный (переносный): Кашу маслом не испортишь.
3группа. Эти пословицы употребляются в буквальном (прямом) смысле: Лучше поздно, чем никогда.
Слайд 14
Игра - задание №2
Объясните смысл следующих пословиц и
распределите их по группам
Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало
Своя рубашка ближе к телу.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Век живи, век учись.
Молчание – знак согласия.
Перемелется, мука будет.
Лес рубят – щепки летят.
Старый друг лучше новых двух.
Нашла коса на камень.
Слайд 15
Часть вторая «Собирал человек слова».
Жизнь и деятельность В.И.Даля.
Слайд 16
Даль был многогранным человеком: он сделал столько, сколько, кажется, одному
человеку сделать не под силу. В историю нашей культуры Даль вошёл прежде всего как создатель «Толкового словаря живого великорусского языка». Можно сказать, что Даль совершил подвиг в науке, создав за 50 лет словарь. А ведь В.И.Даль был по образованию военным медиком, а по призванию - писателем, этнографом и географом.
Слайд 17
2. Труд В.И.Даля «Пословицы русского народа».
Слайд 18
Часть третья «Пословица недаром молвится».
1.Результаты социологического опроса
«Пословица в моей жизни».
Слайд 19
Второй вопрос для учащихся был такой: «Какую пословицу или поговорку,
обращённую в ваш адрес, вы слышите чаще других?»
Для родителей этот вопрос звучал иначе: «Какие пословицы и поговорки вы употребляете, когда общаетесь с детьми?»
Чаще всего родители, воспитывая детей, используют пословицы о труде – 7.
Часто встречаются пословицы:
Делу время – потехе час.
Сделал дело – гуляй смело.
Кто рано встаёт, тому Бог подаёт.
Встречаются и такие наставления:
Кашу маслом не испортишь.
Не суди, да не судимым будешь.
Слайд 20
От учителей мои одноклассники чаще всего слышат:
Поспешишь – людей
насмешишь.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
«Главное - старание!» - вот к чему призывают нас учителя. А ещё мы должны помнить : ученье – свет, а неученье- тьма.
Слайд 21
Заключительное слово.
Подлинную историю народа нельзя знать, не зная устного
народного творчества. В пословицах и поговорках отражён внутренний мир русского человека, его жизнь, быт, традиции. «Что не болит, то не плачет», - говорит пословица. То есть в пословицах отражено всё, что волновало ум и сердце народное.
Слайд 22
Литература:
1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.Зинин С.И. Владимир
Иванович Даль.//Русский язык в школе, - 2001, № 5.
2. Молодцова В. Казенная проза становится народной песней, если она попадает в руки великого В. Даля.// Российская газета, - 23 ноября, 2001.
3. Порудоминский В. Собирал человек слова. – М.: Изд-во. Детская литература; 1966.
4. Русские народные загадки, пословицы, поговорки; Ю.Г. Круглов. М.; Просвещение, 1990.
5.Интернет ресурсы:
- http://vseposlovici.ru/
- http://www.english-easy.info/proverbs/#axzz3SJ3Gwzvq
- http://www.english-easy.info/proverbs/#ixzz3SJ3az8lC
- http://Subscribe.ru
- http://bebi.lv/poslovici/angliyskie-pogovorki-i-perevod-angliyskih-poslovits-i- pogovorok.html