Слайд 1Устный счёт
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ №20»
Работу выполнили:
СёмМатвей и
Павлова
Евгения,
ученики 3 «А» класса
Работу выполнили:
Пискунова Полина и
Хондожко Елизавета,
ученицы 4 «А» класса
Слайд 2Гипотеза:
В старину говорили: « Умножение – мое мученье». Значит, раньше было
сложно и трудно умножать. Просты ли наши современные способы различных вычислений, а не только умножения?
Овладение приёмами устного счёта
позволит повысить качество
и скорость вычислений
моих одноклассников.
Слайд 4Цель: изучить приёмы устного счёта, найти нестандартные способы вычислений, попробовать их
использование на практике и выбрать те, что подойдут при обучении математике современных школьников.
Задачи:
Изучить литературу по истории возникновения счета;
Познакомиться со способами быстрого счёта;
Исследовать, применяют ли школьники приемы быстрого счета;
Познакомить учащихся начальных классов с некоторыми приемами вычислений. На практике показать преимущества их использования.
Разработать памятку по применению приемов быстрого счета
Слайд 5История возникновения чисел
У древних людей, кроме каменного топора и
шкуры вместо одежды, ничего не было, поэтому считать им было нечего. Постепенно они стали приручать скот, возделывать поля; появилась торговля, и тут уж без счета никак не обойтись.
Сначала считали на пальцах. Когда пальцы на одной руке кончались, переходили на другую, а если на двух руках не хватало, переходили на ноги.
Слайд 6Компьютер каменного века
Для того, чтобы узнать сохранность своего стада,
пастухи, выпуская животное, клали в пустую тыкву камешек. Вечером, после возвращения стада, камешки доставали после каждого входившего в загон животного. Если в тыкве оставались камешки, то шли искать пропажу.
Слайд 7Древний народ майя.
Древний народ майя вместо самих цифр рисовал страшные
головы,
как у пришельцев,
и отличить одну голову – цифру от другой было очень сложно.
Слайд 8История возникновения чисел
Индейцы и народы Древней Азии при счете завязывали
узелки на шнурках разной длины и цвета.
У некоторых богатеев скапливалось по несколько метров этой веревочной «счетной книги», попробуй, вспомни через год, что означают четыре узелочка на красном шнурке
Слайд 9Древние шумеры.
Первыми придумали запись чисел древние шумеры. Они пользовались всего
двумя цифрами.
Вертикальная черточка обозначала одну единицу, а угол из двух лежачих черточек – десять.
Эти черточки у них получались в виде клиньев, потому что они писали острой палочкой на сырых глиняных дощечках, которые потом сушили и обжигали. Вот так выглядели эти дощечки.
Слайд 10Системы счета
Десятичную систему счисления ввели римляне. Римские цифры до сих
пор используют в часах и для оглавления книг, но такая система цифр тоже была слишком сложной для счета.
Предки русского народа – славяне - для обозначения чисел употребляли буквы.
Этот способ обозначения цифр называется цифирью.
Слайд 11Большие числа
Для обозначения больших чисел славяне придумали свой оригинальный способ:
Десять тысяч
– тьма,
десять тем – легион,
десять легионов – леодр,
десять леодров – ворон,
десять воронов – колода.
Такой способ обозначения чисел был очень неудобен.
Поэтому Петр I ввел в России привычные для нас десять цифр, которыми мы пользуемся до сих пор.
Слайд 13Система Трахтенберга
Яков Трахтенберг еврейско-русский математик, который, находясь в заключении в фашистском
концлагере во время Второй мировой войны, разработал систему быстрого счета. Занимался он этим, чтобы сохранить рассудок. Система Трахтенберга позволяет умножать большие числа на небольшие.
Слайд 15Русский крестьянский способ умножения
Пример:
умножим 47 на 35
запишем числа на одной
строчке, проведём между ними вертикальную черту;
левое число будем делить на 2, правое – умножать на 2 (если при делении возникает остаток, то остаток отбрасываем);
деление заканчивается, когда слева появится единица;
вычёркиваем те строчки, в которых стоят слева чётные числа;
далее оставшиеся справа числа складываем – это результат;
Старинные способы быстрого счета
35 + 70 + 140 + + 280 + 1120 = 1645.
Слайд 16Метод «решетки»
(Абу Абдалах Мухаммед Бен Мусса
аль – Хорезми)
Метод
решетки:
Найдем произведение чисел 25 и 63.
Горизонтально запишем числа 25,
вертикально 63.
Чертим решетку, проводим диагонали.
На пересечениях находим
произведения чисел.
Складываем
числа по диагоналям.
Получили результат: 1575
Слайд 17Метод умножения двухзначных чисел «крест на крест»
Пример: 94 ∙ 97
Слайд 19Способы быстрого сложения
«Чтобы прибавить к числу 9, прибавь к нему 10
и отними 1; чтобы прибавить 8, прибавь 10 и отними 2; чтобы прибавить 7, прибавь10 и отними 3 и т.д.
Например:
75 + 9=75 + 10 - 1=84;
46 + 8=46 + 10 - 2=54;
68 + 7=68 + 10 - 3=75.
Слайд 20Способы быстрого сложения
Сложение в уме двузначных чисел
Можно округлить второе число и
вычесть погрешность
54 + 48=54+50 - 2=102;
37 + 21=37 + 20 +1=58.
Слайд 21Способы быстрого сложения
Поразрядное сложение чисел
Можно складывать поразрядно
26+38+27+86=(20+30+20+80)+(6+8+7+6)=150+27=177;
86 + 47=(86 + 40)
+ 7=126 + 7=133.
Сложение с использованием свойств действий сложения с числами
Слагаемые группируем так, чтобы в сумме получились круглые числа:
32+63+28=(32+28)+63=60+63=123.
Слайд 22Способы быстрого вычитания
Поразрядное вычитание
374 - 243=(300 - 200) + (70 -
40)+(4 - 3)=100 + 30 + 1=131.
Вычитание с использованием свойств действий с числами
(973+747)-673=(973 - 673) + 747=300 + 747=1047;
1093-(1594-907)=(1093+907)-1594=2000–1594= =406.
Слайд 23Способы быстрого вычитания
Вычитание путем округления уменьшаемого, вычитаемого или одновременно обоих
Можно использовать
приём округления
924 - 396=924 – (400 - 4)=(924 - 400) + 4=524 + +4= 528;
495 – 98= (500 – 5) – (100 – 2)= 500 – 100 – 5 + +2= 397.
Слайд 24Способы быстрого вычитания
Вычитание двузначного числа из числа, которое больше 100, но
меньше 200
Если вычитаемое меньше 100, а уменьшаемое больше 100, но меньше 200, есть простой способ вычислить разность в уме.
134-76=58
34 24
76 на 24 меньше 100. 134 на 34 больше 100. Прибавим 24 к 34 и получим ответ: 58.
Слайд 25Способы быстрого вычитания
Вычитание из 1000
Отнимите от числа 9 все
цифры, кроме последней, а последнюю цифру отнимите от 10:
1000-648
от 9 отнимите 6 = 3
от 9 отнимите 4 = 5
от 10 отнимите 8 = 2
Ответ: 352
Слайд 26Способы быстрого умножения
Умножение на 4,
8, 16 и т.д.
Чтобы число умножить на 4, 8, 16 его последовательно удваивают:
215 ∙ 8=(215 ∙ 2) ∙ 4=(430 ∙ 2) ∙ 2=860 ∙ 2=1720.
Умножение на 5, 50
На 5, нужно умножить его на 10 и разделить на 2:
139 ∙ 5=(139 ∙ 10) : 2=1390 : 2=695.
На 50, нужно умножить его на 100 и разделить на 2:
83 ∙ 50=(83 ∙ 100) : 2=4150.
Слайд 27Способы быстрого умножения
Умножение на 25
На 25, нужно умножить его на 100 и разделить на 4:
349 ∙ 25=349 ∙ 100 : 4=8725.
Умножение на 125
Чтобы умножить число на 125, нужно разделить его на
8 и умножить на 1000:
32 ∙ 125=32 : 8 ∙ 1000=4000.
Слайд 28Способы быстрого умножения
Умножение
двузначного числа на 101
Самое простое правило: «припишите ваше число к самому себе».
67 ∙ 101=6767.
Умножение на 9, 99 и 999
К первому множителю нужно приписать столько нулей, сколько девяток во втором множителе, и из результата вычесть первый множитель:
186 ∙ 9=1860–186=1674,
24 ∙ 99=2400–24=2376,
17 ∙ 999=17000–17=16983.
Слайд 29Способы быстрого умножения
Применение распределительного закона умножения
Можно применить распределительный закон умножения
8
∙ 318=8 ∙ (300 + 10 + 8)=2400 + 80 + 64=2544,
7 ∙ 196=7 ∙ (200-4)=1400–28=1372.
Слайд 31Способы быстрого деления
Деление на 4 и на 8
Чтобы
разделить число на 4, его дважды делят пополам.
72 : 4 =72 : 2 : 2=18
232 : 4=232 : 2 : 2=58
Чтобы разделить число на 8, его трижды делят пополам.
448: 8=448 : 2 : 2 : 2 =112 : 2=56
Слайд 32Способы быстрого деления
Деление на 5, 50 и 500
Чтобы число разделить на 5; 50 или 500, надо его разделить на 1; 10; 100 или 1000 соответственно, и результат умножить на 2:
42400 : 5=42400 : 10 ∙ 2=8480,
21600 : 50=21600 : 100 ∙ 2=432,
214000 : 500=214000 : 1000 ∙ 2=428.
Деление на 25
Чтобы число разделить на 25, надо это число разделить на 100 и умножить на 4:
12100 : 25=12100 : 100 ∙ 4=484.
Слайд 33Заключение
Мы провели эксперимент:
Предложили учащимся нашего класса
решить примеры устно и записать ответ, затем познакомили их с некоторыми приёмами устного счёта и повторили задание.
Результаты были следующими:
На первое задание ребята потратили
4мин 30сек и 4мин 53сек.
На второе задание – 2мин и 3мин 07сек
Сравним правильность решения:
1.Решение знакомыми приёмами:
2. Решение новыми способами.
Слайд 34Вывод:
Наша гипотеза
подтвердилась: Устный счет может быть легким и интересным! Эксперименты, проведённые на уроках математики, помогли нам лучше разобраться в новых способах быстрого счета и очень заинтересовали одноклассников. Благодаря новым способам, сократилось время вычислений и повысилось их качество
Слайд 35Использованные ресурсы:
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел: Книга
учащихся,- М. Просвещение, 1986г.
Билл Хэндли «Считайте в уме как компьютер», Минск, Попурри, 2009г.
Минских Е. М. «От игры к знаниям», М., «Просвещение» 1982г.
Катлер Э., Макшейн Р. Система быстрого счета по Трахтенбергу, - М. Просвещение, 1967.
Зимовец К.А., Пащенко В.А. Интересные приемы устных вычислений. //Начальная школа. – 1990, №6.
Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел: Книга учащихся,- М. Просвещение, 1986г.
Перельман Я.И. Живая математика. - Екатеринбург, Тезис, 1994.
Перельман Я. И. Быстрый счет. Тридцать простых приемов устного счета.– Ленинград: Дом занимательной науки, 1941.
Интернет-источники
http://matsievsky.newmail.ru/sys-schi/file15.htm
http://sch69.narod.ru/mod/1/6506/hystory.html
www.school.edu.ru
www.ik.net/~stepanov/
http://www.junior.ru/students/chukhua/shestoe%20chyvstvo.htm