Презентация, доклад к граждановедению. Дальний Восток. Народности Приамурья.

Содержание

Красив Дальний Восток своей природой:

Слайд 1Народности Приамурья
Подготовила
Учитель
Ткач Наталья Викторовна Хабаровского края г.Вяземского

Народности Приамурья Подготовила Учитель Ткач Наталья Викторовна Хабаровского края г.Вяземского

Слайд 3Красив Дальний Восток своей природой:

Красив Дальний Восток своей природой:

Слайд 4лесами,

лесами,

Слайд 5горами,

горами,

Слайд 6реками..

реками..

Слайд 7 На Дальнем Востоке проживают представители многих народностей Верхнего и Нижнего

Амура: нанайцы, ульчи, орочи, удэгейцы, нивхи, негидальцы, эвены, эвенки и др.

Богат своей историей. И одно из мест в истории занимают народности Приамурья

На Дальнем Востоке проживают представители многих народностей Верхнего и Нижнего Амура: нанайцы, ульчи, орочи, удэгейцы, нивхи,

Слайд 8Эвены расселены в основном по побережью Охотского моря от реки Ульи

до Гижиги. Старое название эвенов «ламуты» значит приморские жители. Поселения эвенов имеются в пределах Охотско-Колымского округа в районах Ольском, Северо-Эвенском, Среднеканском и в Охотском районе Нижне-Амурской области. Часть эвенов живёт на Камчатке, небольшие группы эвенов живут в Чукотском национальном округе. Кроме того, эвены живут во многих районах Якутской АССР.

В хозяйственной деятельности эвенов сочетались кочевое оленеводство, охота на мясного и пушного зверя, рыболовство.

В религиозных представлениях эвенов существовал культ «хозяев» природы и стихий: тайги, огня, воды и т. д. Особое место занимало поклонение солнцу, которому приносили в жертву оленей. Были развиты промысловые культы, духов-хозяев природы, шаманизм.

Эвены расселены в основном по побережью Охотского моря от реки Ульи до Гижиги. Старое название эвенов «ламуты»

Слайд 9Прибрежные эвены ловили проходную рыбу лососёвых пород, в среднем течении и

верховьях рек — гольца, хариуса. Основным орудием лова рыбы была крючковая снасть, сети и невода стали доступны эвенам лишь в 20-х гг. ХХ в. Рыбу заготавливали впрок вялением юколы, квашением, сушили. Ели также сырую и мороженую рыбу. По воде передвигались на лодках-долблёнках, которые покупали у соседних народов.
Прибрежные эвены ловили проходную рыбу лососёвых пород, в среднем течении и верховьях рек — гольца, хариуса. Основным орудием

Слайд 10Эвенский мужской костюм
В качестве материала для изготовления одежды использовались шкуры морских

животных. Головным убором был плотно облегающий голову ка-нор, расшитый бисером. Зимой поверх него носили большую меховую шапку. Женщины иногда надевали платок.
Эвенский мужской костюм	В качестве материала для изготовления одежды использовались шкуры морских животных. Головным убором был плотно облегающий

Слайд 11 Жилище эвенов – тунгусский чум с берестяным или ровдужным покрытием.

Жилище эвенов – тунгусский чум с берестяным или ровдужным покрытием.

Слайд 12Восприятие эвенами зимы и лета календарно было такое же как и

у других народов. Весной эвены называли период, который не сразу наступал после окончания зимы, а только через некоторое время. Такое же несовпадение во времени относится и к осени. Осень у эвенов называется болани, а время до осени – монтэлсэ.
    Август – сентябрь МОНТЭЛСЭ (осень)     Октябрь – ноябрь БОЛАНИ (поздняя осень)     Декабрь – январь ТУГЭНИ (зима)     Февраль – март НЭЛКЫСНЭН (ранняя весна)     Апрель – май НЭЛКЫ (весна)     Июнь НЭГНИ (раннее лето)     Июль ДЮГАНИ (лето)
Восприятие эвенами зимы и лета календарно было такое же как и у других народов. Весной эвены называли

Слайд 13 Народные приметы, связанные с охотой.     Суровые условия жизни заставляли эвенов больше

прислушиваться к самому себе, присматриваться к окружающей среде, примечать в ней необычное.
    Охотник собрался на охоту. Огонь громко треснул (хин кэн) – быть беде, несчастью. Опытный, мудреный жизнью охотник, услышав это – задумывался: как быть, ехать или не ехать?     Обращали внимание на поведение оленя. Если олень зевает в правую сторону, то ожидается удачный день, а если в левую – неудачный. Если олень резвится в лютый мороз, значит назавтра будет теплая погода. Чтобы узнать о своем будущем, гадали на оленьей лопатке. Горячий уголь клали на середину лопатки, от нагревания появлялись трещины, которые подсказывали, что ожидает человека в будущем.     Если маленький ребенок периодически икает – жди удачной охоты. Ребенок, наклонившись смотрит назад через ноги – ждите гостя издалека, и если собака крутится вокруг себя в надежде поймать свой хвост, то также ждите гостя.     Об охоте, о завтрашних планах нельзя говорить вслух, чтобы не сглазить не навлечь на себя беду. Без необходимости торопиться, спешить не следует – можешь быстро прожить свою жизнь. Быть слишком удачным, счастливым считается плохим признаком, так как природа знает, что жизнь твоя коротка, поэтому тебя одаривает в меру. Нельзя смеяться над больным и слабым человеком, иначе все обернется к тебе. Нельзя насильно брать у человека какую-нибудь вещь, иначе сам можешь остаться без ничего.
 Народные приметы, связанные с охотой.      Суровые условия жизни заставляли эвенов больше прислушиваться к самому себе, присматриваться

Слайд 14По реке Амгуни, впадающей в реку Амур, живёт небольшая народность —

негидальцы. В переводе на русский язык это название значит «жители побережья, осёдлые». Сами себя негидальцы называют элкан бэйэнин (587 чел).

Чум (жилище).

Основным занятием низовских негидальцев было рыболовство, второстепенным — охота. Жили оседло. Зимним жилищем служили бревенчатые дома с отапливаемыми нарами, летним четырёхстенные домики из коры. У верховских негидальцев основным занятием была охота, второстепенным рыболовство. Жилище переносной конический чум.
Транспортным животным у низовских была собака, у верховских — олень. В старину одежду и обувь шили из рыбьих кож и шкур животных, позднее из тканей маньчжурского, китайского и русского происхождения.

По реке Амгуни, впадающей в реку Амур, живёт небольшая народность — негидальцы. В переводе на русский язык

Слайд 15Нанайцы (гольды) (10 993 чел., из них в Нанайском районе –

4 469 чел ) в пределах РФ живут по нижнему течению реки Амура от г. Хабаровска до села Нижне-Тамбовского, а также по его притокам: Куру, Урми, Анюю, Гарину, Хунгари. Недавно большая группа нанайцев переселилась на остров Сахалин и образовала там рыболовецкий колхоз.
Нанайцы (гольды) (10 993 чел., из них в Нанайском районе – 4 469 чел ) в пределах

Слайд 16Зимнее нанайское жилище

Зимнее нанайское жилище

Слайд 17Летнее нанайское жилище из бересты и ивовых прутьев. На заднем плане

- вешала для юколы, спереди - деревянный якорь.

Ю́кола — сушёно-вяленое мясо рыб

Летнее нанайское жилище из бересты и ивовых прутьев. На заднем плане - вешала для юколы, спереди -

Слайд 18Нанайские оморочки (лодка) и удэгейский бат

Нанайские оморочки (лодка) и удэгейский бат

Слайд 19Никола́й Ива́нович Бельды́ (2 мая 1929, село Муха, Нанайский район, Дальневосточный

край — 21 декабря 1993, Хабаровск), больше известный как Кола́ Бельды́ — советский, российский певец, популярный артист эстрады 1950—1980-х годов, Заслуженный артист РСФСР (1985),[1] Заслуженный артист Республики Саха, Заслуженный артист Бурятской АССР. Нанаец по национальности.
Никола́й Ива́нович Бельды́ (2 мая 1929, село Муха, Нанайский район, Дальневосточный край — 21 декабря 1993, Хабаровск), больше

Слайд 20Ульчи, так же как и нанайцы, живут по Амуру. Их поселения

начинаются непосредственно за поселениями нанайцев вниз по Амуру и располагаются до села Богородского. Соседями ульчей выше по течению Амура являются нанайцы, а ниже их живут нивхи. Язык ульчей близок к языку нанайцев.
Ульчи, так же как и нанайцы, живут по Амуру. Их поселения начинаются непосредственно за поселениями нанайцев вниз

Слайд 21Нивхи — прямые потомки древнейшего населения Сахалина и низовьев Амура. Существует точка

зрения, что предки современных нивхов, северо-восточных палеоазиатов, эскимосов и индейцев — звенья одной этнической цепи, охватывавшей в далёком прошлом северо-западные берега Тихого океана.
В научной литературе имеется два наименования этого народа – гиляки и нивхи. Наименование «гиляки» стало известно еще в 17 веке от первых русских землепроходцев.
Нивхи — прямые потомки древнейшего населения Сахалина и низовьев Амура. Существует точка зрения, что предки современных нивхов, северо-восточных

Слайд 22Группа танцующих нивхов. Сахалин, начало XX века

Группа танцующих нивхов. Сахалин, начало XX века

Слайд 23Инородцы о. Сахалина. Дети гиляков
Среди хозяйственных областей на первом месте по

значимости у нивхов всегда стояла рыбная ловля. Сырая и вяленая (реже — варёная и жареная) рыба составляет основу традиционной кухни. Важную роль в нивхском хозяйстве играли охота, собирательство и собаководство.
Инородцы о. Сахалина. Дети гиляковСреди хозяйственных областей на первом месте по значимости у нивхов всегда стояла рыбная

Слайд 24Религиозные верования нивхов основывались на анимизме и промысловом культе, вере в

обитавших повсюду духов — на небе, на земле, в воде, тайге. Каждый медведь считался сыном хозяина тайги, поэтому охота на него сопровождалась обрядами промыслового культа. Медвежий праздник отмечался в январе или феврале, в зависимости от клана. Медведя ловили, выращивали и выкармливали на протяжении нескольких лет в загоне. Во время празднования медведя наряжали в специальный костюм, водили по домам, угощали из резной деревянной посуды. После чего зверя приносили в жертву, стреляя из лука. У головы убитого медведя ставили кушанье, «угощая» его. Затем медведя свежевали, соблюдая множество правил.

Охотники в промысловых костюмах. Нивхи. Сахалин.

Религиозные верования нивхов основывались на анимизме и промысловом культе, вере в обитавших повсюду духов — на небе, на

Слайд 26 Удэхэ живут по верховьям правых притоков реки Уссури: по Иману, Бикину

и Хору, по притокам Амура — Анюю и Хунгари, по реке Куру и некоторым другим рекам, впадающим в Татарский пролив.
Очень близка по языку к удэхэйцам небольшая народность орочи. Орочи живут по рекам Тумнину и Хади, впадающим в Татарский пролив в районе Советской гавани.
Удэхэ живут по верховьям правых притоков реки Уссури: по Иману, Бикину и Хору, по притокам Амура —

Слайд 27 У народностей Верхнего и Нижнего Амура орнамент на одежде не только

вышивался для красоты, но и играл роль оберега. Роль талисмана выполняли пришитые к головным уборам, одежде различные подвески из медных бляшек, клыков, шкурок, лапок, хвостов животных.
У народностей Верхнего и Нижнего Амура орнамент на одежде не только вышивался для красоты, но и играл

Слайд 29Спасибо
за
внимание.

Спасибо завнимание.

Слайд 30 Д/з.

Прочитать и рассказать любую сказку народов Приамурья.

Д/з. Прочитать и рассказать любую сказку народов Приамурья.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть