Презентация, доклад к докладу на научно-практической конференции по теме: Развитие универсальных учебных действий младших школьников средствами проектно-исследовательской деятельности (из опыта работы)

Содержание

АКТУАЛЬНОСТЬ:Все начинается с детства... Эта гениальная в своей простоте истина известна каждому педагогу. Однако, как показывает практика, очень часто стремление узнать новое и объяснить непонятное постепенно становится всё менее и менее заметным.

Слайд 1Доклад

Тема:
Развитие универсальных учебных действий младших школьников средствами
проектно-исследовательской деятельности
(из опыта работы)
Выполнила:
Рыбкина

Ольга Васильевна
учитель начальных классов
МОУ ССОШ

п.Северный
Талдомский район
Московская область
ДокладТема:Развитие универсальных учебных действий младших школьников средствами проектно-исследовательской деятельности(из опыта работы)Выполнила:Рыбкина Ольга Васильевнаучитель начальных классовМОУ ССОШп.СеверныйТалдомский районМосковская

Слайд 2АКТУАЛЬНОСТЬ:

Все начинается с детства...

Эта гениальная в своей простоте истина известна

каждому педагогу.

Однако, как показывает практика, очень часто стремление узнать новое и объяснить непонятное постепенно становится всё менее и менее заметным.
АКТУАЛЬНОСТЬ:Все начинается с детства... Эта гениальная в своей простоте истина известна каждому педагогу. Однако, как показывает практика,

Слайд 3ЗАДАЧА
Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию

и самосовершенствованию.

ВОПРОС
Как можно и нужно развивать универсальные учебные действия?

ОТВЕТ
Проектно-исследовательская деятельность
способствует формированию у младших школьников универсальных учебных действий.

ЗАДАЧАФормирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.ВОПРОСКак можно и нужно развивать

Слайд 4 Формирует умения:
регулятивные,
познавательные,
личностные
коммуникативные.
Позволяет:
обрести ученикам ощущение успешности, с одной стороны, независящее

от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения,

научиться применять полученные знания.
Формирует умения:регулятивные,познавательные,личностныекоммуникативные.Позволяет: обрести ученикам ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны,

Слайд 5Проблема:
низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;

неспособность детей внимательно прочитать

текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;

разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями;

низкая учебная и познавательная мотивация.

Важно:
Проектно-исследовательский метод совместим
с существующими системами обучения
и программами в начальном звене.

2. Вести целенаправленную работу по подготовке учащихся к исследовательской деятельности.

Проблема: низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;неспособность детей внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а

Слайд 61 КЛАСС
Подготовительный этап
1. Формирование коммуникативных умений:
слушать,

получать информацию;
обмениваться информацией;
управлять голосом;
адресовывать свое высказывание;
выражать свою точку зрения;
договариваться, находить компромисс.

2. Формирование специальных проектных умений.
представлять конечный продукт;
анализировать имеющиеся возможности для выполнения деятельности;
составлять план своей работы и следовать ему;
искать необходимую информацию в различных источниках.

1 КЛАСС  Подготовительный этап 1. Формирование коммуникативных умений: слушать, получать информацию; обмениваться информацией; управлять голосом;адресовывать свое

Слайд 7
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ:

Задание «Посмотрите на мир чужими глазами»;

Экскурсии в природу

и тематические прогулки;

Игры: «Следопыт», «Третий глаз», «С какой ветки эти детки?», «Загадочная картина»;

Загадки с ошибками;

Экспресс-исследования;

Задания на сравнение, классификацию и обобщение.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ:Задание «Посмотрите на мир чужими глазами»;Экскурсии в природу и тематические прогулки;Игры: «Следопыт», «Третий глаз»,

Слайд 8
2 КЛАСС
Второй этап ориентирован на :
приобретение новых представлений об особенностях деятельности

исследователя;
развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы,
оформлять результаты исследования;
поддержание самостоятельности школьников.

2 КЛАССВторой этап ориентирован на :приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;развитие умений определять тему исследования, анализировать,

Слайд 9Методы и способы деятельности:
Урочная деятельность:
учебная дискуссия,
наблюдения по плану,
рассказы

детей и учителя,
мини-исследования;

Внеурочная деятельность:
экскурсии,
составление моделей и схем,
мини-доклады,
ролевые игры,
эксперименты.

Цель:
учить детей поэтапной организации коллективного исследования с элементами проектной деятельности.

Методы и способы деятельности:Урочная деятельность: учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, мини-исследования;Внеурочная деятельность:экскурсии, составление

Слайд 10Исследовательская работа по «Окружающему миру»
2 класс
Тема:"Живая и неживая природа".


Цель: экспериментально доказать свойства объектов живой природы (рождение, развитие, питание, дыхание, размножение и гибель) на примере горошины и свойств объектов неживой природы на примере камушка.
Исследовательская работа по «Окружающему миру» 2 класс Тема:

Слайд 11
3 и 4 КЛАССЫ
Третий этап - обогащение исследовательского опыта школьников через:

дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности,
ее средствах и способах,
осознание логики исследования и развитие исследовательских умений.

Отличие:
увеличение сложности учебно-исследовательских задач,
переориентация процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач,
Развернутость и осознанность рассуждений, обобщений и выводов.
3 и 4 КЛАССЫТретий этап - обогащение исследовательского опыта школьников через: дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности,

Слайд 12Методы и способы деятельности школьников:
мини-исследования,

уроки-исследования,

коллективное выполнение и защита

исследовательских работ,
наблюдение,

анкетирование, эксперимент.

Важно:
обогащение исследовательского опыта школьников на основе
индивидуальных достижений

Методы и способы деятельности школьников: мини-исследования, уроки-исследования, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование, эксперимент.Важно:обогащение исследовательского

Слайд 13Исследовательская работа 3 класса по теме: "Кашу есть - здоровым быть!"
Цель:

определить важность и полезность каши в рационе питания учащихся начальных классов.
Гипотеза: мы предположили, что польза зерновой каши – в богатом содержании в ней витаминов и минералов, необходимых растущему детскому организму.
Исследовательская работа 3 класса по теме:

Слайд 14Вывод: действительно все исследуемые каши богаты витаминами и минералами, необходимые полноценному

росту и развитию школьников. Самыми полезными кашами являются – гречневая, овсяная и пшённая.
Вывод: действительно все исследуемые каши богаты витаминами и минералами, необходимые полноценному росту и развитию школьников. Самыми полезными

Слайд 152 место
в Третьей открытой региональной научно-практической конференции «Исследователь 21 века»

в 2012 году.
2 место в Третьей открытой региональной научно-практической конференции «Исследователь 21 века» в 2012 году.

Слайд 161 место
в рамках 9-го всероссийского дистанционного конкурса "Таланты России" в

2014 году.
1 место в рамках 9-го всероссийского дистанционного конкурса

Слайд 17Исследовательский проект уч-ся 4 класса
по теме: "Как сохранить жизнь срезанным

цветам?«

Цель : определить, какие факторы влияют на продолжительность жизни срезанных роз.

Гипотеза: продолжительность жизни срезанных роз зависит от соблюдения правил по уходу за цветами и добавления в воду эффективных добавок.
Исследовательский проект уч-ся 4 класса по теме:

Слайд 18Мы установили, что долговечность и свежесть роз обеспечивают добавки,

дезинфицирующие воду. Лучшим оказался активированный уголь.
Мы установили, что долговечность и свежесть роз обеспечивают добавки,   дезинфицирующие воду. Лучшим оказался активированный уголь.

Слайд 191 место
в Четвёртой открытой региональной научно-практической конференции «Исследователь 21 века»

в 2014 году
1 место в Четвёртой открытой региональной научно-практической конференции «Исследователь 21 века» в 2014 году

Слайд 201 место
в рамках 9-го всероссийского дистанционного конкурса "Таланты России" в

2014 году.
1 место в рамках 9-го всероссийского дистанционного конкурса

Слайд 21используются в урочное время,
по продолжительности они кратковременны,
по форме -

коллективные и групповые,
носят предметный характер,
направлены, на освоение программного материала и на более глубокое его изучение.

Рассмотренные методы и формы организации исследовательской деятельности:

используются в урочное время, по продолжительности они кратковременны, по форме - коллективные и групповые,носят предметный характер, направлены,

Слайд 22
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ:
Использование на внеклассных занятиях по предметам;

Домашние индивидуальные исследования школьников.

ВАЖНО:
Работа

сплачивает не только детский коллектив, но и родителей.

Участники переносят своё положительное общение за рамки проекта в обыденную реальность.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ:Использование на внеклассных занятиях по предметам;Домашние индивидуальные исследования школьников.ВАЖНО:Работа сплачивает не только детский коллектив, но

Слайд 23Исследовательский проект уч-ся 4 класса
"Письмо в Вечную Память...«

Цель: узнать о

погибшем прадедушке и написать ему "Письмо в вечную Память".

Исследовательский проект уч-ся 4 класса

Слайд 24Была проведена большая работа:
Во-первых, мы исследовали и оформили альбом "Боевой

путь 158 стрелковой дивизии";
Была проведена большая работа: Во-первых, мы исследовали и оформили альбом

Слайд 25 Ваня с бабушкой и родителями посетил Братскую могилу в с.Холмец

Оленинского района.
Ваня с бабушкой и родителями посетил Братскую могилу в с.Холмец Оленинского района.

Слайд 26С ребятами из школьного музея "Боевой славы« этого села вёл переписку

и обменивался материалами.
С ребятами из школьного музея

Слайд 27В ходе исследования мы:
1. обнаружили ошибку в "Книге Памяти Кимрского района"

о прадедушке учащегося, где он до сих пор числится пропавшим без вести.
2. Мы связались с начальником Военного комиссариата по г.Кимры Базаровым Михаилом Сергеевичем.
3. Он письменно уведомил нас о том, что изменения будут внесены до конца 2016 года.
В ходе исследования мы:1. обнаружили ошибку в

Слайд 28Реализация программы внеурочной деятельности
кружка «Юный исследователь» (2ч.в нед.)

Девиз:
«Спорьте,

заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
Реализация программы внеурочной деятельности кружка «Юный исследователь»  (2ч.в нед.)Девиз:«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и

Слайд 29Применение целиком зависит от творчества и желания учителя.

Значит, выбор за

нами, дорогие коллеги!

Форм и методов
организации исследовательской деятельности
достаточно много.

Применение целиком зависит от творчества и желания учителя. Значит, выбор за нами, дорогие коллеги!Форм и методов организации

Слайд 30Доклад окончен.

Спасибо
за внимание!

Доклад окончен.Спасибо за внимание!

Слайд 31ЛИТЕРАТУРА

1. Гафитулин М.С. Проект "Исследователь". Методика организации исследовательской деятельности учащихся [Текст]

/ М.С.Гафитулин // Педагогическая техника. 2005. - №3. - С.21-26.
2. Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников [Текст] /Н.Долгушина//Начальная школа (Первое сентября). - 2006. - №10. - С.8
3. Разагатова Н.А. Исследовательский метод обучения и его применение в начальной школе [Текст] /Н.А.Разагатова//Аспирантский вестник ОГПУ, 2007.- № 6. – С. 116-123.
4. Разагатова Н.А. Методика организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников [Текст] /Н.А.Разагатова// Компетентностно-ориентированное образование: от идеи к школьной практике. Материалы региональных научно-практических семинаров. Авторский коллектив. Под общей редакцией к.п.н. Полушкиной Л.И. – Самара: ООО Абрис, 2006. – 158 с.
5. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников[Текст] /А.И.Савенков. – М.: «Сентябрь», 2003. – С.204
6. Семенова Н.А. Учебно-исследовательская деятельность учащихся [Текст] / Н.А.Семенова//Международная конференция «Проблемы формирования и развития философской и педагогической культуры специалиста», посвящ. 40-летию каф. Фил. ТГПУ/Под ред. В.А.Дмитриенко, А.А. Степанова: -Томск: Изд-во ТГПУ.-2004. – С. 275-278.
ЛИТЕРАТУРА1. Гафитулин М.С. Проект

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть