Слайд 1Доклад
Тема:
Развитие универсальных учебных действий младших школьников средствами
проектно-исследовательской деятельности
(из опыта работы)
Выполнила:
Рыбкина
Ольга Васильевна
учитель начальных классов
МОУ ССОШ
п.Северный
Талдомский район
Московская область
Слайд 2АКТУАЛЬНОСТЬ:
Все начинается с детства...
Эта гениальная в своей простоте истина известна
каждому педагогу.
Однако, как показывает практика, очень часто стремление узнать новое и объяснить непонятное постепенно становится всё менее и менее заметным.
Слайд 3ЗАДАЧА
Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию
и самосовершенствованию.
ВОПРОС
Как можно и нужно развивать универсальные учебные действия?
ОТВЕТ
Проектно-исследовательская деятельность
способствует формированию у младших школьников универсальных учебных действий.
Слайд 4 Формирует умения:
регулятивные,
познавательные,
личностные
коммуникативные.
Позволяет:
обрести ученикам ощущение успешности, с одной стороны, независящее
от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения,
научиться применять полученные знания.
Слайд 5Проблема:
низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
неспособность детей внимательно прочитать
текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями;
низкая учебная и познавательная мотивация.
Важно:
Проектно-исследовательский метод совместим
с существующими системами обучения
и программами в начальном звене.
2. Вести целенаправленную работу по подготовке учащихся к исследовательской деятельности.
Слайд 61 КЛАСС
Подготовительный этап
1. Формирование коммуникативных умений:
слушать,
получать информацию;
обмениваться информацией;
управлять голосом;
адресовывать свое высказывание;
выражать свою точку зрения;
договариваться, находить компромисс.
2. Формирование специальных проектных умений.
представлять конечный продукт;
анализировать имеющиеся возможности для выполнения деятельности;
составлять план своей работы и следовать ему;
искать необходимую информацию в различных источниках.
Слайд 7
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ:
Задание «Посмотрите на мир чужими глазами»;
Экскурсии в природу
и тематические прогулки;
Игры: «Следопыт», «Третий глаз», «С какой ветки эти детки?», «Загадочная картина»;
Загадки с ошибками;
Экспресс-исследования;
Задания на сравнение, классификацию и обобщение.
Слайд 8
2 КЛАСС
Второй этап ориентирован на :
приобретение новых представлений об особенностях деятельности
исследователя;
развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы,
оформлять результаты исследования;
поддержание самостоятельности школьников.
Слайд 9Методы и способы деятельности:
Урочная деятельность:
учебная дискуссия,
наблюдения по плану,
рассказы
детей и учителя,
мини-исследования;
Внеурочная деятельность:
экскурсии,
составление моделей и схем,
мини-доклады,
ролевые игры,
эксперименты.
Цель:
учить детей поэтапной организации коллективного исследования с элементами проектной деятельности.
Слайд 10Исследовательская работа по «Окружающему миру»
2 класс
Тема:"Живая и неживая природа".
Цель: экспериментально доказать свойства объектов живой природы (рождение, развитие, питание, дыхание, размножение и гибель) на примере горошины и свойств объектов неживой природы на примере камушка.
Слайд 11
3 и 4 КЛАССЫ
Третий этап - обогащение исследовательского опыта школьников через:
дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности,
ее средствах и способах,
осознание логики исследования и развитие исследовательских умений.
Отличие:
увеличение сложности учебно-исследовательских задач,
переориентация процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач,
Развернутость и осознанность рассуждений, обобщений и выводов.
Слайд 12Методы и способы деятельности школьников:
мини-исследования,
уроки-исследования,
коллективное выполнение и защита
исследовательских работ,
наблюдение,
анкетирование, эксперимент.
Важно:
обогащение исследовательского опыта школьников на основе
индивидуальных достижений
Слайд 13Исследовательская работа 3 класса по теме: "Кашу есть - здоровым быть!"
Цель:
определить важность и полезность каши в рационе питания учащихся начальных классов.
Гипотеза: мы предположили, что польза зерновой каши – в богатом содержании в ней витаминов и минералов, необходимых растущему детскому организму.
Слайд 14Вывод: действительно все исследуемые каши богаты витаминами и минералами, необходимые полноценному
росту и развитию школьников. Самыми полезными кашами являются – гречневая, овсяная и пшённая.
Слайд 152 место
в Третьей открытой региональной научно-практической конференции «Исследователь 21 века»
в 2012 году.
Слайд 161 место
в рамках 9-го всероссийского дистанционного конкурса "Таланты России" в
2014 году.
Слайд 17Исследовательский проект уч-ся 4 класса
по теме: "Как сохранить жизнь срезанным
цветам?«
Цель : определить, какие факторы влияют на продолжительность жизни срезанных роз.
Гипотеза: продолжительность жизни срезанных роз зависит от соблюдения правил по уходу за цветами и добавления в воду эффективных добавок.
Слайд 18Мы установили, что долговечность и свежесть роз обеспечивают добавки,
дезинфицирующие воду. Лучшим оказался активированный уголь.
Слайд 191 место
в Четвёртой открытой региональной научно-практической конференции «Исследователь 21 века»
в 2014 году
Слайд 201 место
в рамках 9-го всероссийского дистанционного конкурса "Таланты России" в
2014 году.
Слайд 21используются в урочное время,
по продолжительности они кратковременны,
по форме -
коллективные и групповые,
носят предметный характер,
направлены, на освоение программного материала и на более глубокое его изучение.
Рассмотренные методы и формы организации исследовательской деятельности:
Слайд 22
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ:
Использование на внеклассных занятиях по предметам;
Домашние индивидуальные исследования школьников.
ВАЖНО:
Работа
сплачивает не только детский коллектив, но и родителей.
Участники переносят своё положительное общение за рамки проекта в обыденную реальность.
Слайд 23Исследовательский проект уч-ся 4 класса
"Письмо в Вечную Память...«
Цель: узнать о
погибшем прадедушке и написать ему "Письмо в вечную Память".
Слайд 24Была проведена большая работа:
Во-первых, мы исследовали и оформили альбом "Боевой
путь 158 стрелковой дивизии";
Слайд 25 Ваня с бабушкой и родителями посетил Братскую могилу в с.Холмец
Оленинского района.
Слайд 26С ребятами из школьного музея "Боевой славы« этого села вёл переписку
и обменивался материалами.
Слайд 27В ходе исследования мы:
1. обнаружили ошибку в "Книге Памяти Кимрского района"
о прадедушке учащегося, где он до сих пор числится пропавшим без вести.
2. Мы связались с начальником Военного комиссариата по г.Кимры Базаровым Михаилом Сергеевичем.
3. Он письменно уведомил нас о том, что изменения будут внесены до конца 2016 года.
Слайд 28Реализация программы внеурочной деятельности
кружка «Юный исследователь» (2ч.в нед.)
Девиз:
«Спорьте,
заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
Слайд 29Применение целиком зависит от творчества и желания учителя.
Значит, выбор за
нами, дорогие коллеги!
Форм и методов
организации исследовательской деятельности
достаточно много.
Слайд 30Доклад окончен.
Спасибо
за внимание!
Слайд 31ЛИТЕРАТУРА
1. Гафитулин М.С. Проект "Исследователь". Методика организации исследовательской деятельности учащихся [Текст]
/ М.С.Гафитулин // Педагогическая техника. 2005. - №3. - С.21-26.
2. Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников [Текст] /Н.Долгушина//Начальная школа (Первое сентября). - 2006. - №10. - С.8
3. Разагатова Н.А. Исследовательский метод обучения и его применение в начальной школе [Текст] /Н.А.Разагатова//Аспирантский вестник ОГПУ, 2007.- № 6. – С. 116-123.
4. Разагатова Н.А. Методика организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников [Текст] /Н.А.Разагатова// Компетентностно-ориентированное образование: от идеи к школьной практике. Материалы региональных научно-практических семинаров. Авторский коллектив. Под общей редакцией к.п.н. Полушкиной Л.И. – Самара: ООО Абрис, 2006. – 158 с.
5. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников[Текст] /А.И.Савенков. – М.: «Сентябрь», 2003. – С.204
6. Семенова Н.А. Учебно-исследовательская деятельность учащихся [Текст] / Н.А.Семенова//Международная конференция «Проблемы формирования и развития философской и педагогической культуры специалиста», посвящ. 40-летию каф. Фил. ТГПУ/Под ред. В.А.Дмитриенко, А.А. Степанова: -Томск: Изд-во ТГПУ.-2004. – С. 275-278.