Слайд 1Материал из опыта работы
Кочетковой Натальи Николаевны
учителя начальных классов
средней общеобразовательной школы №1
г. Льгова, им В.Б. Бессонова
2014г.
Слайд 2Тема:«Развитие обучающихся в процессе формирования универсальных учебных действий».
Слайд 3В данном опыте освещены следующие проблемы:
1.Создание оптимальных условий для развития способностей
детей на уроках русского языка.
2 Системность и структурность педагогического процесса.
3. Значение работы учителя в развитии личности ребенка.
Слайд 4Цель: Воспитание личности ребенка.
Слайд 5Актуальность опыта
Реализация основного принципа развивающего образования – воспитание самостоятельности и ответственности
в обучении
Слайд 6
принципы развития способностей младших школьников:
принцип управления развитием (организация обучения детей
особым образом)
принцип «восхождения от абстрактного к конкретному» (введение детей в учебный предмет начинается с общего принципа построения предмета)
принцип исследования и поиска (знания не даются в готовом виде, свойства изучаемого дети обнаруживают в процессе решения учебных задач)
принцип моделирования ( через модель получают общие способы решения различных задач)
принцип соответствия содержания и формы (использование форм организации коллективно- распределительной деятельности соответствует освоению учебниками способов действия)
Слайд 7Для реализации системы развития младших школьников меняется методика проведения каждого этапа
урока.
Чистописание - универсальная,
структурная часть урока.
В процессе проведения, которой выделяются две фазы: подготовительная и исполнительная.
2 класс
На доске запись: т п к е н
- Какую букву будем писать на чистописании? (е)
-Почему? ( в этом ряду она лишняя)
-Какое объяснение вы можете этому дать?
-Рассмотрите цепочку букв.
ееи ееии ее….
-Определите порядок написания букв.
3 класс
На доске слова: отбойный, фонтан, привезти, тема, лето.
-Прочтите слова. Определите букву, которую будем писать.
Она обозначает парный глухой твердый согласный звук,
встречающийся в данных словах один раз. (Ф)
-Согласную ф будем писать с двумя гласными.
-Первую гласную вы найдете в приставке имени прилагательного.
-Какая это буква? (Это буква о. Она находится в приставке от- прилагательного отбойный).
-Вторая буква является безударной гласной в корне глагола.
-Какая это буква? (Это буква е. Она является безударной гласной в корне -вез- глагола привезли.
-Определите порядок следования букв в этом ряду.
фое фоое фооее фоооеее фоооо…….
Слайд 10Словарно –орфографическая работа
1. Сопоставление двух изученных слов, не связанных между
собой по смыслу, с целью нахождения как можно большего количества общих признаков.
2.Поиск противоположных предметов путем сопоставления их существенных и несущественных признаков.
3.Поиск слова, которое соединяло бы между собой изученные , но не связанные между собой по смыслу слова.
Слайд 11Пример:
-Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом.
-Вы найдете его сами выделив
первую букву в словах называ-ющих предметы изображенные на рисунках. ( ученик)
-Кого можно назвать учеником?
-Найдите слово в словаре. Напишите его.
-Что еще можно рассказать об этом слове? (Дети называют количество слогов, выделяют гласную стоящую в сильной позиции, гласные стоящие в слабой позиции, находят ошибкоопасное место).с
Слайд 124.Исключение лишнего слова.
5. Поиск промежуточных звеньев, по смыслу соединяющих два знакомых
школьникам слова и два слова изученных на данном уроке.
6. Нахождение вариантов реального и фантастического использования предмета, развитие речи и творческого мышления.
Слайд 13Пример:
На доске записаны буквы - п, о, а, г, л, ш
,ь, и, т, у, о
-Попробуйте прочитать словарное слово.
-Какую закономерность использовали?
-Что такое пальто? (одежда)
- Но брюки, рубашка, платье тоже одежда. Какая между ними разница? ( Пальто - это верхняя одежда).
-Прочтите в толковом словаре сведения о слове пальто.
-В каком словаре можно узнать происхождение слова пальто?
-Что еще можно рассказать о слове пальто? (Дети называют количество слогов, выделяют гласную стоящую в сильной позиции, гласные стоящие в слабой позиции, находят ошибкоопасное место)
-Как можно использовать пальто в жизни?
-Придумайте примеры фантастического использования пальто.(как ковер- самолет, пальто-электрогрелка, пальто-невидимка).
Слайд 147.Сопоставление фразеологических оборотов, поговорок, пословиц, в состав которых входят изучаемые слова.
Пример:
На доске следующая запись ( яблоку негде упасть; яблоко от яблони недалеко падает; конь в яблоках; яблоко раздора; как румяное яблоко;)
-Прочитайте написанное на доске в такой последовательности:
-фразеологические обороты
-пословицы.
-Определите их смысл.
Слайд 15Изучение любой новой темы с вопросов обучающихся
Слайд 16-
-Что мы можем сказать о словах записанных на доске?
Слайд 17-Запишите существительные в два столбика.
Слайд 18
-
-Сравните написание существительных первого и второго столбика
-
Слайд 20На этапе постановки учебной задачи необходимы следующие условия
1.Создать ситуацию для проявления
собственного суждения ребенка об обсуждаемом предмете. Столкновение точек зрения.
2.Обеспечить обучающихся инструментом, позволяющим удержать суть проблемы. (схемы, модели, рисунки и т. д.)
3.Обеспечить переход к «отношению «спрашивающий ученик – учитель, помогающий ребенку сформулировать свой вопрос и найти на него ответ»
Слайд 21Необходимость овладения новым знанием порождает поиск общего способа решения данной
учебной задачи
- Создание условий для свободного высказывания детьми своих версий;
-Желание услышать детей, внимание ко всем содержательным версиям как к имеющим право на существование;
-Фиксация всех гипотез, опробывание всех версий предложенных учениками, сравнение и координация; несовпадающих точек зрения
Слайд 22Роль учителя – научить детей действовать в ситуации неопределенности, научить не
отступать в решении каких либо задач, а искать свой способ действия, научить оценивать результат найденного самостоятельно способа.
Слайд 23
В развивающем образовании урок - это урок жизни в ситуации неопределенности,
поиск средств интеллекта и личности, которые помогут ребенку в будущем решать неизвестные задачи и проблемы.
Слайд 24Результативность опыта
- Высокий уровень интереса к изучаемым предметам
- Способность к фантазированию,
моделированию
-Открытие новых для себя знаний, способо действий,
поиск ответов на вопросы.
-Способность переживать ситуацию успеха, наслажда - ться процессом творчества.
- Проявление самостоятельности в работе.
-Умение преодолевать трудности.
Слайд 25Список литературы использованный в данном опыте
1. Г.А.Бакулина. Интеллектуальное развитие младших школьников.
Москва 1999.
2. В.В. Лайло. Повышение грамотности и развитие мышления. Москва. 2000
3. А.К.Дусовицкий. Урок в начальной школе.
Москва 2011