Слайд 1МКДОУ «Золотухинский детский сад комбинированного вида, второй категории»
Презентация из опыта работы
на тему: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с лекарственными растениями»
Воспитатель:
Золотарёва Н.В.
2016-2017 г.
Слайд 2Актуальность.
На занятии по познанию проходили тему «Лекарственные растения». Я обратила внимание
на то, что эта тема заинтересовала детей. Они с интересом рассматривали лекарственные растения, задавали интересующие их вопросы, а также детям было интересно КАК ЭТИ РАСТЕНИЯ МОГУТ ВЛИЯТЬ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА, ДЛЯ ЧЕГО ОНИ НУЖНЫ И ГДЕ ПРИМЕНЯЮТСЯ. Я провела диагностику диагностику (Что такое лекарственные растения и где они растут?, Какие лекарственные растения ты знаешь?, Для чего нужны человеку лекарственные растения и что они лечат?) и выявила, что у детей нет достаточных знаний о лекарственных растениях и их применении, значении для человека. Именно это и послужило тому, чтобы начать работу по ознакомлению детей с лекарственными растениями. .Поэтому детям предложила организовать на участке детского сада «Уголок лекарственных трав»
Цель: формирование представлений о лекарственных растениях и их роли в мире природы и жизни человека.
Задачи:
Образовательные:
Знакомить с лекарственными травами и их значимостью для всего живого на планете.
Обогащать словарный запас детей и их знания о лекарственных травах.
Познакомить со строением и жизнедеятельностью растений.
Вовлекать в природоохранную деятельность.
Формировать навыки исследовательской деятельности.
Развивающие:
Развивать умение сравнивать и анализировать.
Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе, природному наследию нашего края.
Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
Слайд 3Предполагаемый результат:
дети будут знать больше лекарственных растений и их
целебные свойства;
будут узнавать их по запаху
более ответственно будут подходить к своему здоровью;
бережно относиться к растениям в природе, не срывать их без надобности, не топтать их;
обогатится словарный запас детей по теме «Лекарственные растения;
уголок природы пополнится новыми пособиями и дидактическими материалами;
знания по теме «лекарственные растения» дети смогут применять в разных видах деятельности (в рисовании, аппликации, лепке, развитии речи);
закрепят навыки трудовой и исследовательской деятельности.
Слайд 4 Для выполнения поставленных задач, для становления экологической воспитанности детей потребовалась специальная
работа. При ее организации учитывалось, что в дошкольном детстве ребенок накапливает собственный, своеобразный опыт отношения к природе, а это невозможно без близкого общения с живыми объектами. Поэтому началом нашей работы стало организация «Уголка лекарственных растений» в детском саду.
В своей деятельности я использовала следующие методы:
• Исследовательские: опыты, вопросы проблемно-поискового характера( «На участке ищем полезные растения», «Где лучше посадить растения?»), наблюдения;
• наглядные: картинки, иллюстрации, плакаты.
• словесные: беседы, чтение литературы, объяснения, указания, словесные инструкции;
• слушание музыки, ИКТ.
Слайд 5Затем на участке детского сада было выбрано место для организации «Уголка
лекарственных растений».
Главная особенность центра природы – непосредственная близость его к детям, что позволяет организовать различную их деятельность на протяжении всего учебного года. Это, прежде всего, длительные наблюдения за лекарственными растениями, уход и выращивание.
Приступая к работе, мы составили перечень растений, которые мы будем высаживать. Первое ,что мы посадили в «Уголке лекарственных растений» была мать-и-мачеха. Детей переполняли эмоции, потому что они прикоснулись к миру природы, заложили жизнь. Каждую неделю «Уголок лекарственных растений» пополнялся новыми травами, которые дети самостоятельно садили и ежедневно, во время прогулок, ухаживали за ними (поливали, рыхлили землю). Мы посадили ещё мяту, ромашку. ландыш, подорожник.
Слайд 6 Для расширения, обобщения и закрепления знаний детей читали художественные произведения о
лекарственных растениях (рассказ Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет», В. Бианки “О травах”, отрывки из рассказа «Огород на опушке» А. Стрижева); отгадывание загадок и чтение стихов о лекарственных растениях. Рассматривали иллюстрации с изображением лекарственных растений. Дети совместно с родителями изготовили книжки-малышки о понравившемся лекарственном растении.
Слайд 7На занятии «В гостях у Доктора Айболита», «Аптека под ногами», «Путешествие
в зеленую аптеку»: расширяли знания о пользе лекарственных растений, закрепляли умения узнавать и правильно называть лекарственные травы, формировалось представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни.
Слушали произведения В. Моцарт «Цветы», П.И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов» с целью формирования основ экологической культуры, эмоциональную отзывчивость. детей через восприятие музыки
Слайд 8Проводились дидактические игры: «Что лечит это растение?», «Четвертый лишний». «Узнай по
описанию», «Вершки – корешки», «Определи по запаху», (в игре знакомили детей с тем, какие части лекарственных растений используются для лечения. Одуванчик – листья, корень. Календула – цветы, семена. Ромашка – цветы. Лопух – листья, корни. Шиповник – плоды. Мята – листья. Подорожник – листья
Слайд 9Для д/и «Определи по запаху» мы изготовили мешочки и наполнили их
травами.
Слайд 13Совместно с детьми заваривали чай.
Слайд 17Велись наблюдения “Наблюдаем, как растет лук” и рисование этапов прорастания лука.
Собирали пазлы «От какого растения часть?».Составляли рассказы детей от имени растений (перевоплощение): «Я-подорожник…», «Я-ромашка…», «Я-крапива…».Была создана коллективная работа (лепка) «Лекарственных трав хоровод». Побеседовали на тему “Кто любит цветы, тот не может быть злым». Читали отрывок из рассказа «Огород на опушке» А. Стрижева. Делали упражнение на дыхание «Аромат цветов».Проводилась викторина .
Слайд 18На отношение ребенка к природе самое существенное влияние оказывает поведение взрослых,
ребенок подражает им. Поэтому, нами были организованы различные беседы, родительское собрание, консультации с родителями, папки-передвижки, с целью совершенствования экологической культуры родителей. Родители совместно с детьми подбирали информацию о лекарственных растениям (стихи, загадки, рассказы, сказки… .) ,создали фотоальбом: «Мы и наши зеленые друзья» Также советовали родителям чаще бывать вместе с детьми на природе, соприкасаться с ней, объяснять ребенку причинно-следственные связи природы. Ведь у ребенка в дошкольном возрасте преобладают вопросы: Как? Почему? И нам, взрослым, необходимо правильно, экологически грамотно отвечать на них. Не допускать грубости к природе.
Слайд 19Таким образом, в группе были созданы и продолжают создаваться условия для ознакомления
детей с лекарственными растениями, организован непрерывный систематический педагогический процесс, который включает в себя ежедневное поддержание условий, необходимых для полноценной жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность приучает думать и систематически получать знания не только по лекарственным растениям, но и формирует экологические представления в целом.
Слайд 20Дети научились и продолжают учиться ухаживать за лекарственными растениями, способствуем их
росту и развитию на территории ДОУ в «Уголке лекарственных растений» Мы собираем бесценный материал о лекарственных растениях .
В период работы дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы дети знали 3-4 названия лекарственных растений, то позже– более 10. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Научились работать с некоторыми видами природного материала. Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.
В дошкольном детстве на основе развития интереса к миру природы начинает формироваться экологическая направленность личности. В этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. Понимание специфики разных живых организмов, их ценности и неповторимости, неразрывной связи со средой обитания - содержательный элемент экологического воспитания дошкольников. Именно по этой причине в нашем детском саду возникло желание создать «Уголок лекарственных растений»
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала -
Не наукой, а частью души!
Однако работа еще не завершена. Она продолжается. По заранее составленному плану будет вестись работа по ознакомлению с лекарственными растениями в течении всего года.