Презентация, доклад исследовательской работы на тему Пермский звериный стиль: о чём молчит бронза?

Содержание

ВведениеГуляя возле Центрального универмага Перми, я заметила необычные рисунки на окнах. Меня заинтересовало, что это? Родители объяснили мне, что это изображения по мотивам Пермского звериного стиля. Мне захотелось побольше узнать о том, что такое Пермский звериный

Слайд 1Пермский звериный стиль: о чем молчит бронза…
Работу выполнила:
Рукавицына Анна
3 «В» класс
Руководитель:

Полежаева Оксана Геннадьевна учитель начальных классов
МАОУ «СОШ №12 с углубленным изучением немецкого языка» город Пермь.
Пермский звериный стиль:  о чем молчит бронза…Работу выполнила:Рукавицына Анна3 «В» классРуководитель: Полежаева Оксана Геннадьевна учитель начальных

Слайд 2Введение
Гуляя возле Центрального универмага Перми, я заметила необычные рисунки на окнах.

Меня заинтересовало, что это? Родители объяснили мне, что это изображения по мотивам Пермского звериного стиля. Мне захотелось побольше узнать о том, что такое Пермский звериный стиль, а после применить полученные знания в своей творческой работе.

ВведениеГуляя возле Центрального универмага Перми, я заметила необычные рисунки на окнах. Меня заинтересовало, что это? Родители объяснили

Слайд 3 Создание творческой работы по мотивам Пермского звериного стиля.
Цель исследования

Создание творческой работы по мотивам Пермского  звериного стиля. Цель исследования

Слайд 4Задачи исследования
Изучить, что такое «Пермский звериный стиль»: происхождение, классификации и особенности
«Расшифровать»

увиденные мною изображения на фасаде универмага
Разработать проект творческой работы для воплощения в жизнь
Задачи исследованияИзучить, что такое «Пермский звериный стиль»: происхождение, классификации и особенности«Расшифровать» увиденные мною изображения на фасаде универмагаРазработать

Слайд 5Гипотеза
Я предполагаю, что Пермский звериный стиль – это очень древнее искусство,

которое дошло до наших дней. Я полагаю,
что на основе полученных знаний
смогу создать оригинальную
творческую работу по мотивам
Пермского звериного стиля у себя дома.

ГипотезаЯ предполагаю, что Пермский звериный стиль – это очень древнее искусство, которое дошло до наших дней. Я

Слайд 6Глава 1. Что такое Пермский звериный стиль?
Пермский звериный стиль – яркое

и уникальное явление в истории Прикамья. Под этим понятием скрывается большое количество найденных в ходе археологических раскопок древних вещей, сделанных из бронзы.

Это различные предметы, отлитые из бронзы: украшения, пряжки, бляхи, плоские фигуры, медальоны и другое.

Глава 1. Что такое Пермский звериный стиль? Пермский звериный стиль – яркое и уникальное явление в истории

Слайд 7«Расшифруем» термин «Пермский звериный стиль».
Пермский – потому что подавляющее большинство

находок было сделано на территории Прикамья.
«Расшифруем» термин «Пермский звериный стиль». Пермский – потому что подавляющее большинство находок было сделано на территории Прикамья.

Слайд 8Звериный – потому что находки изображали зверей, птиц, человека в окружении

животных, а также фантастических существ, соединявших в себе человека и животного. Древние жители Прикамья поклонялись животным, считали их своими предками, поэтому изображали их в своем творчестве.
Звериный – потому что находки изображали зверей, птиц, человека в окружении животных, а также фантастических существ, соединявших

Слайд 9Характеристика изделий:
Размер: 3-5 сантиметров (до 16-27 см)
Материал: бронза
Дата создания: самые древние

8-3 век до нашей эры (более 2500 лет назад!); расцвет – 7-9 век нашей эры
(1500 лет назад)
Способ создания: одностороннее
или двустороннее литье
в жестких формах

Характеристика изделий:Размер: 3-5 сантиметров (до 16-27 см)Материал: бронзаДата создания: самые древние 8-3 век до нашей эры (более

Слайд 10Классификация Пермского звериного стиля
Кто изображен?
Зооморфные предметы (изображены животные и птицы)
Антропоморфные
(изображен

человек)

Антропозооморфные (изображены и человек, и звери)

Классификация Пермского звериного стиляКто изображен?Зооморфные предметы (изображены животные и птицы)Антропоморфные (изображен человек)Антропозооморфные (изображены и человек, и звери)

Слайд 11Назначение предметов
Обыденные предметы, используемые человеком в повседневной жизни. Это различные украшения,

шумящие подвески, пряжки, пронизки, украшения для оружия, орудия труда. Эти вещи служили людям в качестве талисманов и оберегов.

Культовые предметы, которыми мог распоряжаться только шаман или вождь племени. Они использовались для священных обрядов, для жертвоприношения, для связи с духами.

Назначение предметовОбыденные предметы, используемые человеком в повседневной жизни. Это различные украшения, шумящие подвески, пряжки, пронизки, украшения для

Слайд 12Особенности Пермского звериного стиля.
1. Сложность образов, их глубокая смысловая нагрузка
Деление мира

на 3 составляющие: верхний мир, средний и нижний. Верхний мир – это мир богов и духов, средний – мир человека и животных, нижний – мир мертвых. У каждого мира были свои животные, которые олицетворяли этот мир: Верхний мир – птицы, лоси; средний мир - человек; нижний мир – ящеры.

2. Свой герой –
человеколось. Звериный стиль был характерен для многих древних народов, но такой образ встречается только в Прикамье.

Особенности Пермского звериного стиля.1. Сложность образов, их глубокая смысловая нагрузкаДеление мира на 3 составляющие: верхний мир, средний

Слайд 13Основные сюжеты Пермского звериного стиля
Птицы (гуси, утки, лебеди, хищные птицы)


Птицы играли огромную роль в жизни создателей Пермского звериного стиля. Боги могли превращаться в птиц. Земля была создана с помощью водоплавающей птицы, которая нырнула по приказу бога и достала со дна горсть первой суши — землю.

Шумящая подвеска Утка. Утки и лебеди считались священными птицами, на них не охотились

Филины: почитаемая птица наравне с утками.

Трехголовая птица-первопредок людей-лосей. У манси носила имя Калм. Вестник бога, дочь бога.

Основные сюжеты Пермского звериного стиля Птицы (гуси, утки, лебеди, хищные птицы) Птицы играли огромную роль в жизни создателей

Слайд 14Медведи
Культ медведя был широко распространен на Урале. Бляхи с изображением медведя

служили мощными оберегами, защищали владельца. Существовала священная клятва: на лапе медведя. Считалось, что медведь покарает нарушителя клятвы и найдет виновных

Бляха в виде крупной выпуклой головы медведя в жертвенной позе. На оборотной стороне по углам-петли для пришивания к одежде

Человек с головой медведя

Полая пронизка медведь

МедведиКульт медведя был широко распространен на Урале. Бляхи с изображением медведя служили мощными оберегами, защищали владельца. Существовала

Слайд 15Образ коня был одним из самых распространенных у древних народов Прикамья.

Большинство конских фигурок, отлитых в бронзе, служило амулетами-оберегами или украшениями одежды - шумящими подвесками и полыми пронизками

Кони

Подвеска конь

Шумящая коньковая подвеска с утиными лапами

Фигурка конь

Образ коня был одним из самых распространенных у древних народов Прикамья. Большинство конских фигурок, отлитых в бронзе,

Слайд 16Ящеры
Другое название - гибриды. Обычно представляют собой комбинацию водных и наземных существ.

Например, щуку с лапами выдры, собаку с хвостом бобра, загадочного мамонта с рогами. Эти гибриды охраняли вход в подземный мир

Бляха, на которой представлены два ископаемых ящера друг над другом. Ящер-собака стоит на ящере-рыбе, а та плывет в мировой воде - ребристая линия снизу. Через отверстия пришивалась к одежде.

Ящер-собака, пришивалась к одежде

ЯщерыДругое название - гибриды. Обычно представляют собой комбинацию водных и наземных существ. Например, щуку с лапами выдры, собаку с хвостом

Слайд 17Всадники
Это фигурки человека на каком-либо животном: на коне, на волке и другие. В эпоху

расцвета Пермского звериного стиля сюжет усложняется: появляются всадники на гибридах-ящерах, богини на коне и на лосе. На лосе — небесном звере — божество движется по небосводу и наблюдает за порядком в мире. Божество на ящере следит за порядком в Нижнем мире.

Богиня на коне-лосе. Вверху семь лосиных голов, зверь и птица – символы животного мира, которым правит богиня. Ребристая линия, знак воды окружающей землю, замыкает композицию.

Божество на двух ящерах. Космограмма показывает устройство мира: в мировой воде, которую изображает ребристая линия, плывет рыба-ящер, на рыбе стоит собака-ящер. На ящерах находится герой, сын бога, покровитель людей.

ВсадникиЭто фигурки человека на каком-либо животном: на коне, на волке и другие. В эпоху расцвета Пермского звериного стиля сюжет усложняется:

Слайд 18Божество («светлый мальчик» у народа ханты, Альви у народа манси) в

окружении небесных лосей.

Обычно изображается в позе хозяина «руки в боки». Нередко в амулетах есть указание на его возраст — ребенок. Всегда окружен небесными лосями. Часто изображается с родителями, в распространенном сюжете «святое семейство»

Божество в окружении лосиных голов. Особенность изображения - руки с четырьмя пальцами - знак оборотничества. Альви мог превращаться в зверей (горностая) и птиц (гуся).

Божество, посредник между людьми и высшими богами. Повелитель зверей и птиц. Одно из основных божеств.

Родители с ребенком стоят на ящере под небосводом из лосиных голов

Божество («светлый мальчик» у народа ханты, Альви у народа манси) в окружении небесных лосей.Обычно изображается в позе хозяина

Слайд 19Богини
Сложные композиции, показывают веру создателей Пермского звериного стиля в существование

трех миров и культ богинь-матерей. Композиция всегда состоит из трех частей: элемент Верхнего небесного мира — например, орел; далее средний уровень — сама земная богиня с людьми, человеколосями и животными; затем граница невидимого подземного мира — конь, медвежата, лоси или гибрид-ящер

Богиня на лошади с орлом на плечах.

Богини Сложные композиции, показывают веру создателей Пермского звериного стиля в существование трех миров и культ богинь-матерей. Композиция

Слайд 20Человеколоси
Самый загадочный и распространенный сюжет Пермского звериного стиля. Герой занимает промежуточное положение

между небом и землей, это покровитель людей, посредник между людьми и небесными богами. Как правило, человеколоси расположены на ящерах, охраняющих вход в подземный мир

Бляха с двумя человеколосями - семейной парой - на ящере

Композиция состоит из двухголового ящера и человеколосей, сидящих на нем.

ЧеловеколосиСамый загадочный и распространенный сюжет Пермского звериного стиля. Герой занимает промежуточное положение между небом и землей, это покровитель людей,

Слайд 21«Расшифровка» изображений, уведенных мною на фасада универмага.
Человек на ящере: Фигура на ящере

обозначает существо нашего человеческого Среднего мира. Ящер охраняет вход в Нижний мир, а человек находится сверху, в Среднем мире.

Медведь в жертвенной позе. Медведь – одно из самых почитаемых животных, часто изображается в предметах Пермского звериного стиля. Бляхи служили оберегами для своих хозяев.

«Расшифровка» изображений, уведенных мною на фасада универмага.Человек на ящере: Фигура на ящере обозначает существо нашего человеческого Среднего мира.

Слайд 22Птицевидный идол. Мог обозначать первопредка рода. Птицы, как уже говорилось ранее,

очень частый образ Пермского звериного стиля. Духи могли превращаться в птиц.

Птица с тремя головами: У хантов и манси птица называлась Калм. Дочь Верхнего бога, вестница бога. Три головы - пропуск в три мира.

Проанализировав образы, я могу сделать вывод, что художники, которые оформляли универмаг, не совсем точно отобразили именно Пермский звериный стиль. Самый основной и главный герой – человеколось – отсутствует. Возможно, вместо одной из птиц необходимо было изобразить человеколося.

Птицевидный идол. Мог обозначать первопредка рода. Птицы, как уже говорилось ранее, очень частый образ Пермского звериного стиля.

Слайд 23Глава 2. Создание практической (творческой) работы по мотивам Пермского звериного стиля
Предметы

Пермского звериного стиля красивы и самобытны. Несмотря на их лаконичность и простоту, они завораживают и удивляют. В ходе работы над проектом я выполнила не одну, как планировалось изначально, а две практические (творческие) работы. В качестве сюжета я выбрала медведя – символа Пермского края.
Глава 2. Создание практической (творческой) работы по мотивам Пермского звериного стиляПредметы Пермского звериного стиля красивы и самобытны.

Слайд 24Первая работа – поделка в мозаичной технике с использованием пластилина и

мозаики.

Материалы для работы:
Пластилин
Материал для мозаики
Стеки для лепки
Бумага, карандаш

Этапы работы:
Создание фона из пластилина
Рисунок схемы изображения
Перенос схемы на фон
Создание изображения в технике филигрань – ажурное нанесение тонких раскатанных пластилиновых элементов на фон согласно схеме
Заполнение рисунка мозаикой

Первая работа – поделка в мозаичной технике с использованием пластилина и мозаики.Материалы для работы:ПластилинМатериал для мозаикиСтеки для

Слайд 25Э т а п ы р а б о т ы

Э т а п ы   р а б о т ы

Слайд 27Вторая работа – поделка в технике одностороннего литья из гипса в

жесткой форме.

После завершения своей первой работы у меня возникла идея сделать не просто поделку по мотивам Пермского звериного стиля, а как можно ближе приблизиться к технологиям изготовления изделий древних прикамских мастеров. Я решила воплотить в жизнь технику одностороннего литья в жестких формах
в домашних условиях.
Конечно, плавить металл я не смогла,
но я использовала доступные мне
материалы – гипс и пластилин.

Вторая работа – поделка в технике одностороннего литья из гипса в жесткой форме.После завершения своей первой работы

Слайд 28Материалы для работы:

Пластилин

Гипс Вода
Стеки для лепки Бумага, карандаш

Этапы работы:
1. Создание жесткой формы для отливки
Для этого был взят объемный кусок пластилина с ровной поверхностью и толщиной 2 см.
2. Рисунок схемы изображения на бумаге
3. Перенос схемы на заготовку для отливки
4. Вырубка изображения в форме для отливки
5. Создание окантовки для формы отливки
Для того, чтобы гипс не вылился, необходимо было сделать кант. Для этого я использовала пластилин.
6. Приготовление гипсового раствора
Был взят порошок гипса и вода в пропорции 2:1 (две части гипса, одна часть воды)
7. Заполнение гипсовым раствором формы для отливки
8. Извлечение готового изображения из формы
9. Финишная отделка творческой работы (покрытие краской и лаком)
Материалы для работы: Пластилин            Гипс

Слайд 29Этапы работы

Этапы  работы

Слайд 31Вывод
Пермский звериный стиль – яркое наследие прошлых времен. Изображение сюжетов Пермского

звериного стиля на улицах Перми в настоящее время говорит о памяти и интересе современных людей к искусству прошлого.
В своем проекте я прикоснулась к этому искусству, почувствовала себя настоящим творцом и мастером! Мною были выполнены две творческие работы по мотивам Пермского звериного стиля. Одна из работ выполнена в технике, максимально приближенной к технике древнего литья, но с использованием современных и доступных мне материалов.
Я считаю, что поставленная мною цель исследования достигнута, а задачи выполнены. Выдвинутая мною гипотеза подтверждена творческими работами.
ВыводПермский звериный стиль – яркое наследие прошлых времен. Изображение сюжетов Пермского звериного стиля на улицах Перми в

Слайд 32Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть