Слайд 1
«Использование современных технологий в развитии связной речи детей дошкольного возраста»
(из
опыта работы)
Подготовила: воспитатель
Авдеева Анна Михайловна
Воронеж 2016 г.
Слайд 2Актуальность проблемы речевого развития
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний
день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей.
Речь – это инструмент развития высших отделов психики.
С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов.
Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе.
Главной задачей развития связной речи ребёнка в дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи.
Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.
Слайд 3Условия успешного речевого развития.
1.Создание условий для развития речи детей в общении
со взрослыми и сверстниками.
2. Владение педагогом правильной литературной речью.
3. Обеспечение развития звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями.
4. Обеспечивают детям условий для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей.
5. Создание условий для овладения детьми грамматическим строем речи.
6. Развитие у детей связной речи с учетом их возрастных особенностей.
7. Развитие у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.
8. Создание условий для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями.
9. Приобщение детей к культуре чтения художественной литературы.
10. Поощрение детского словотворчества.
Слайд 5Современные образовательные технологии
Слайд 6www.themegallery.com
Наглядное моделирование это:
опорные картинки (Предметные картинки, сюжетные картинки серии сюжетных
картинок. Их использую для ознакомления с предметами, составления рассказа, рассказа-описания)
схемы
мнемотаблицы
карточки-символы
реальные предметы и т.д.
Слайд 7Мнемотехника
«искусство запоминания» (греч.) - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное
запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Использование мнемотехники в обучении дошкольников позволяет решить такие задачи как:
1. Развитие связной речи;
2. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);
3. Развитие мелкой моторики рук;
4. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.
Слайд 8Мнемотехника
Обогащение словарного запаса
Обучение составлению рассказов
Пересказ художественной литературы
Слайд 9www.themegallery.com
Мой мишка
(З. Александрова)
Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему штанишки,
Надо к ним
карман пришить
И конфетку положить.
В. Степанов
В темном небе звезды светят,
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля,
Реки, горы и моря.
Видит он весь шар земной,
Шар земной – наш дом родной.
Слайд 11Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Овладение приёмами
работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
развитие основных психических процессов - памяти,
внимания, образного мышления;
перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы;
развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Слайд 12 Для детей младшего и среднего
дошкольного возраста
необходимо давать цветные
мнемотаблицы, так как в памяти
у детей быстрее остаются
отдельные образы: лиса- рыжая,
мышка- серая, ёлочка- зелёная.
Слайд 13Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы
не привлекать внимание на яркость символических изображений.
Слайд 16Кроссворд
1.Первым вылез из землицы на проталинке.
Он мороза не боится,
хоть и маленький.
2. Приходит дружком вслед за снежком.
Льется на скамейки из тучи-лейки.
3. Белые горошки на зеленой ножке.
4. Здесь на ветке чей-то дом
Ни дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло.
Дом такой зовут….
5. Зазвенели ручьи, прилетели грачи.
В улей пчела первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает?
Слайд 17www.themegallery.com
Методика коллаж
Коллаж - это учебное пособие, лист картона (плотная бумага или
фланелеграф), на который наклеиваются или накладываются (рисуются) различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Кажущийся беспорядок наложенных на картон картинок и составляет суть коллажа. Это обучающее пособие несет в себе разные задачи. Это и развитие памяти, расширение словарного запаса, образного восприятия и т.д. Данное пособие используется на всех видах занятий. Ребенок учиться связывать все картинки коллажа, составляет сюжеты. Коллажи широко используются в практической работе с детьми. С их помощью у ребенка формируются экологические представления, расширяется словарный запас; развиваются связная речь, зрительная память и логическое мышление.
.
Слайд 18Главная задача коллажа - соединить все картинки, буквы, цифры... между собой.
Таким образом, происходит отработка сюжетного метода запоминания.
Виды коллажей:
Развивающий - способствует развитию фантазии, умения соединять в один сюжет, на первый взгляд, между собой картинки;
Обучающий - способствует получению и закреплению информации о предмете коллажа.
Слайд 19Коллаж по теме «Зима».
www.themegallery.com
Слайд 20«Кто ясно мыслит – тот ясно излагает»
Античная поговорка
Слайд 21www.themegallery.com
Синквейн – нерифмованное стихотворение из 5 строк, составленное по определенным правилам:
1
строка - тема - называется одним словом, обычно существительное обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
2 строка - это описание темы - в двух словах, чаще всего прилагательные чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
3 строка – это действия - в трёх словах, глаголами глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
4 строка – это предложение из четырёх слов выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту
5 строка - это одно слово, -резюме, характеризующее суть предмета или объекта. которое выражает настроение.
Слайд 22www.themegallery.com
- Его простота. Синквейн могут составить все.
- В составлении синквейна каждый
ребенок может реализовать свои интеллектуальные возможности.
- Синквейн является игровым приемом.
- Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
- Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
- Синквейн помогает пополнить словарный запас.
- Синквейн учит краткому пересказу.
- Синквейн помогает развить речь и мышление.
В чём же его эффективность и значимость?
Слайд 23Когда же начинать знакомство с этим приёмом?
В старшем дошкольном возрасте!
Целесообразно
вначале предлагать детям для прослушивания готовые синквейны, например:
Осень
Солнечная, тёплая.
Дарит, светится, радует.
В парке осыпаются листья.
Золото, красота, счастье!
Слайд 24www.themegallery.com
Алгоритм обучения синквейна.
Отгадайте, кто к нам пришел в гости?
Ночью ходит, днем
он спит,
Если сердится – ворчит.
Он живет в лесу дремучем,
Сам он круглый и колючий.
Угадайте, это кто же?
Ну, конечно, это – ...
Слайд 25www.themegallery.com
Алгоритм составления синквейна
Модель синквейна
Предмет (тема) – одно слово-существительное.
Два прилагательных по теме.
Три
глагола по теме.
Предложение по теме.
Ассоциация по теме: одно слово-предмет.
Слайд 26www.themegallery.com
Рисунок 1
Кто это? - Ежик:
1 этап – подготовительный
На этом этапе вводится
понятие: “слово-предмет”, предъявляется модель-существительное, актуализируется номинативная лексика.
Предъявляется модель - предмет
Слайд 27www.themegallery.com
Рисунок 2
Ежик какой?
- Колючий, дикий, маленький, добрый, серый.
“слово-признак”, предъявляется модель-прилагательное актуализируется
адъективная лексика.
Предъявляется модель - признак предмета
Слайд 28“Слово-действие”, предъявляется модель-глагол, актуализируется предикативная лексика.
Предъявляется модель-действие предмета
Рисунок 3
Ежик что делает?
-
Фыркает, спит, сворачивается, ловит.
Слайд 29Пример синквейна
1. Ежик
2. Серый, колючий
3. Фыркает, спит, сворачивается.
4. Мне нравится маленький
ежик.
5. Лес.
Слайд 30Примеры алгоритмов синквейна для не читающих детей.
1.
2.
3.
4.
5.
Слайд 31www.themegallery.com
Слово-предмет
Слова – признаки(2)
Слова-действия (3)
Предложение по теме
Одно слово, выражающее настроение.
Синквейн по
теме «Весна»
Слайд 32www.themegallery.com
Весна
Теплая, светлая
Тает, распускается, греет
Солнце
Весна
Ранняя теплая
Растет, цветет и пахнет
Пробуждение от спячки
Время года
Слайд 33www.themegallery.com
Синквейн-загадка (воспитатель читает)
Слайд 34Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей,
через сочинение собственных нерифмованных стихов.
- Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
- Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
- Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).
Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко! Можно научить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать!
Совет: Сделайте с детьми копилку синквейнов. По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни
Слайд 35ТРИЗ
(Теория решения изобретательских задач)
Целью использования ТРИЗ – технологии
в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
Слайд 37Метод фокальных объектов (МФО) – перенесение свойств одного объекта или нескольких на
другой.
Например, мяч. Какой он? Смеющийся, летающий, вкусный; рассказывающий на ночь сказки . . .
Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться, или предложить картинки “забавные животные”, “пиктограммы”, назвать их и сделать презентацию.
Слайд 38 Например “Левообезьян”. Его родители: лев и обезьянка. Живет в
жарких странах. Очень быстро бегает по земле и ловко лазает по деревьям. Может быстро убежать от врагов и достать фрукты с высокого дерева . . .
Слайд 39Метод мозгового штурма.
Это оперативный метод решения проблемы на основе
стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Слайд 40www.themegallery.com
Например, задача: вам надо быстро(!) охладить стакан с кипятком. Как быть?
Требуется найти 10 решений.
Что есть в условии задачи? Стакан, кипяток, вы, кухня и все, что есть на кухне - это ресурс для решения задачи. Используем приемы: "посредник" + физический эффект (переход тепла от горячего к холодному телу).
Решения:
- Добавить холодную воду, заварку или молоко.
- Налить в блюдечко, в суповую тарелку, в массивную миску.
- Много раз переливать из стакана в стакан, держа их на большом расстоянии друг от друга.
- Добавить много варенья или сахара.
- Переливать через воронку.
- Погружать холодные ложки.
- Поставить в морозилку, в кастрюлю с холодной водой, в снег...
Слайд 41www.themegallery.com
Темы мозгового штурма для детей.
1. Как обезопасить пешеходов от падающих
с крыш сосулек?
2. Как не ссориться с мамой?
3. Надо размешать сахар в стакане с горячим чаем, когда ложечки нет. Что делать?
4. Придумайте насекомое с необычными свойствами.
5. Как спастись герою сказки? Что ему надо сделать?
6. Как космонавтам закреплять летающие по кабине мелкие предметы (ручки, расческу, блокнот...): магнитом, липучкой, скрепкой, пружинным прижимом, булавкой... Какие способы не подойдут?
Слайд 42Дидактические игры
Дидактические игры с наборами моделей учат дошкольников раскрывать обобщённое
содержание элементов модели, наполняя его конкретными образами. Дети упражняются в умении подбирать образные слова для характеристики объекта и его действий, объяснять связь предметной картинки с элементами модели.
Слайд 45«Сундучок сказок»
www.themegallery.com
Слайд 52Конкурс чтецов "Моя Россия, мой край родной"
www.themegallery.com